9 мин.

Пламенное безумие и воздушная безмятежность. Олимпийские заметки, часть 5. Наша гордость

–  Вы говорите –  у вас вера, – сказал дьякон. – Какая это вера? А вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил.

А.П. Чехов «Дуэль»

 

Я был искренне восхищен тем, с какой стремительностью традиционно слабейший в России вид фигурного катания стал не только одной из немногих надежд на олимпийское золото, но и попросту главным символом нашего спорта, единственным лучиком света в темном царстве, выстроенном одним предприимчивым полиглотом.

То, что сделали наши девушки – настоящий подвиг, торжество личности над обстоятельствами. Это было чем-то абсолютно спортивным, кристально чистым. Мы так ждали этого, так скучали по чему-то исключительно спортивному!  И, конечно же, всегда знали, кто может нам подарить счастье на этих кошмарных Играх. Иногда мы верили в них даже слишком сильно – навязчиво и преждевременно. Но и голословность эту, конечно, понять нетрудно. Ведь мы так долго ждали…

Чувство восторга, правда, немного утихает, когда вспоминаешь, что подлинный триумф российского спорта случился при таких вот обстоятельствах. Без флага и гимна. Со срывами тренировок. С нескончаемыми статьями «Медведева и Загитова – кто жи пабидит и где Липницкая?». Никто не должен задаваться вопросом, заслужили ли наши королевы золота, и кто именно заслужил. Единственный правильный вопрос, как мне кажется, звучит примерно так: «Заслужила ли эта трижды кастрированная Олимпиада того, чтобы на ней выступали Медведева, Загитова и Сотскова?». Я для себя ответил. А теперь продолжу радоваться. Но сперва – немного впечатлений. С пылу с жару, как говорится. 

 

Торжественная трепетность.

В 2005 году режиссер Нил Бергер снял замечательный фильм под названием «Иллюзионист». Прекрасный актерский состав, продуманный сценарий, интересные находки – все в этом кино было хорошо. Кроме одного. В том же самом году на экраны вышел «Престиж» Кристофера Нолана – более талантливый фильм на схожую тематику. И очарование «Иллюзиониста» самую малость поблекло…

Вы, конечно же, поняли, что я хочу сказать. Мария – девушка уникального таланта. И в любой другой стране мира, кроме, пожалуй, Канады и Японии (ну и России, естественно), она, несомненно, была бы первым номером сборной. Просто сравните ее не с Медведевой и Загитовой, а с Дэйлман и Теннелл. Принципиально другой уровень. Сейчас будет очень много разговоров о том, как же важно в фигурном катании вовремя родиться. Но не менее важно, как по мне, и то, в какой стране ты рождаешься.

Восьмое место Марии – это хороший результат для дебютантки-третьего номера. Среди девушек, оказавшихся по итогам состязаний выше, есть и такие, которые перед Играми были бы рады участи Маши. И как же хорошо, что для самой Марии восьмое итоговое – это гораздо ниже того, на что она способна! У нее, как мне кажется, еще будет возможность себя проявить. А ругать за олимпийские нервы столь трепетную девушку я не могу. Уж она-то путевку на Игры заслужила на все сто.

 

Пламенное безумие.

Фанаты вселенной Гарри Поттера наверняка хорошо запомнили такое явление волшебного мира, как адское пламя. Пламя это, будучи оплотом темнейшей магии, будет преследовать жертву неуклонно и ровно столько, сколько потребуется, сжигая на своем пути абсолютно все. Да, кстати, остановить этот огонь столь же трудно, сколь трудно его контролировать.

Из адского у Алины – только сложность программ; она девушка добрая, достаточно спокойная и взвешенная, о чем можно судить по ее высказываниям и поведению. Но именно та огненная неумолимость, та спортивная безжалостность, которая присутствует в ее потрясающей произвольной программе, позволила зародиться в моей голове подобной аналогии. «Дон Кихот» Алины – это пламенное безумие, неконтролируемая игра стихии. Что-то одновременно прекрасное и опасное. И если в конце сезона предыдущего данная программа выглядела еще озорным огоньком, на который смотрели с чувством удивления и радости, то к Олимпийским играм этот огонек разросся до фатального для соперников пожара. Пожара, который оказался вполне способным подпалить ангельские крылья Жени Медведевой. А ведь те крылья предназначались для полета на самую вершину спортивного Эвереста – верхнюю ступеньку пьедестала Олимпийских игр.

Весь сезон она шла без поражений, катаясь так, как катаются либо представители внеземных цивилизаций, либо дочки маминой подруги. Она вообще ни разу не проиграла в первом для себя взрослом сезоне. Ну космос ведь!

И пожалуйста, давайте обойдемся без настоящего женского катания (с). Мне скоро начнет казаться, что этот термин придумали ребята с футбольной ветки, которые смотрят фигурное катание раз в четыре года, а затем лезут сюда писать о нем свои пасквили. Я сам в этом счастливом противостоянии был на стороне Медведевой, но обвинять в чем-то Алину и не радоваться за нее я не могу. Как же быстро забываются десятые места на Олимпиадах!

У каждого вида спорта есть свой пиковый возраст. Пятидесятилетние футболисты не жалуются, что бегают медленнее двадцатилетних. В девяти случаях из десяти разговоры о настоящем женском катании – попытка уйти от обсуждения слабой (по сравнению с конкурентками) технической стороны. О десятом случае мы поговорим ниже.

Алина – единственная по-настоящему достойная соперница Жени. Достойная, а не искусственно созданная, чьи компоненты и надбавки раздувают итоговую оценку сильнее, чем гусиная печень искусственно раздувается для фуа-гра. Впрочем, к сегодняшней Кейтлин у меня не может быть претензий – бронзу свою она заслужила. Но говорить я хочу о наших девушках. Это их день, их сезон. Их четырехлетие.

 

 

Воздушная безмятежность.

Суть проста: во всех мифологиях, всех религиях –  сколько найти,

И в основе любой истории есть один и тот же мотив…

Кто-то слышит далекий голос, он выходит из дома один.

Он идет по дороге из города в темный лес, где полно паутин.

На пути он встречает монстров, бьется с ними он также один.

Он пока не герой, он боится всего – но он все продолжает идти.

И в конце – он приходит к логову; будет сложно, но он победит.

И дракона убив, он вернется домой, но уже не тем, кто уходил.

                                                                                                               Мирон Федоров

 

В жизни любого фигуриста есть хорошие прокаты и прокаты неудачные. А на периферии тьмы и света существует еще один вид прокатов, который можно назвать наглядным или показательным. Если совсем просто – важным. В случае с Женей, например, будет вспоминаться ее дебютный Чемпионат мира, где она была лишь третьей после короткой программы, но произвольную откатала так, что большая часть арены просто упала. А вместе с толпой пал и казавшийся вечным мировой рекорд Ю-ны Ким. Другие вспомнят защиту титула, когда Женя  буквально прорезала собой наэлектризованную атмосферу.

Меня же до глубины души поразил… прокат произвольной программы на этапе Гран-при в Японии. Один из самых неудачных во взрослой карьере Жени. Но невероятно наглядный.

Превозмогая, как потом выяснится, боль, перекраивая программу, начав с двух ошибок… Так катаются великие спортсмены.

А еще больше меня поразило то, какой Евгения вернулась после травмы, представ перед нами на Чемпионате Европы. Нет, дело не в чистейших прокатах и высоченных баллах. Я о том, насколько она прибавила в чувственности.   Насколько эта и без того умнейшая девушка начала все понимать о своем даре. «Потеряв» на несколько месяцев Медведеву, даже ее хейтеры осознали, насколько пусто без нее в современном женском катании. Обилие талантов, грандиозные технические суммы! А без Жени – все равно не то.

Гений Медведевой в том, что, став фигуристкой более зрелой, более вдумчивой, она не растеряла ни единой капли своей трепетности и трогательности. Взобравшись ценой невероятных усилий на новый уровень осмысленности и самоощущения, она научилась поражать зрительские сердца с еще большей точностью. У фигуристки Медведевой самый красивый «почерк» так было и на заре туманной юности, когда она то слышала, то не слышала, и в тот момент, когда все поняли, что Женя – великая фигуристка.  Это вообще не должно быть поводом для дискуссий. После таких олимпийских прокатов преступно подвергать сомнению величие Евгении.

Поэтому я так не хочу неизбежных эфиров «Первого канала», журналов «Мечта хозяйки» и прочего мерзотного шоу-бизнеса. Женя еще так много может дать этому спорту! А олимпийское золото… Ну а что золото? У великой Мао нет золота Игр, его нет у Слуцкой, у Кван. В хорошую, скажу я вам, компанию попала Женя. Но если она сама захочет, то у нее непременно будет возможность попасть в компанию и к Ю-не с Аракавой.

Если бы под поезд бросилась сегодняшняя «Анна Каренина», то сломался бы поезд.

 

Впрочем, все это будет потом. А пока – ловите момент. Ну насладитесь же! Прекратите бессмысленные споры. Хоть на минутку. Мы так долго этого ждали! Наши потрясающие девчонки сделали нам подарок. И подарили они не повод для споров, а минуты искреннего восхищения и счастья.

P.S.

Евгения – воздушная безмятежность спорта. Алина – его пламенное безумие. Но знаете, что самое главное во всей этой истории? То, что эти явления природы на практически всех этапах становления, в радости и в горе,  поддерживала одна очень красивая и властная повелительница стихий.

 

 

P.P.S.

Олимпийский цикл наших спортсменов и непосредственно сами Игры дались мне так же тяжело, как и мой собственный цикл – цикл заметок, которые я пытался писать на протяжении всего турнира по фигурному катанию. К завершающей части я чувствовал себя уже не зрителем, а полноценным участником какого-то длиннющего Олимпийского марафона. Посему хочу поблагодарить всех, кто менял читал, спорил со мной и невольно мне помогал, подкидывая в комментариях интересные мысли. Спасибо! И еще раз с победой!