6 мин.

Почему в этом году стоит смотреть «Тур де Франс»

Кому нужен кактус? Кто и зачем держит дома ягненка? Почему Тиньков угрожает бойкотом? Александр Чернов составил свой гид по гонке, где будут много гор и брусчатка.

Интрига

В последние годы «Тур де Франс», самой престижной велогонке в мире, не хватало главного – зрелищного противостояния элитных многодневщиков и упорной борьбы до заключительных горных этапов. Напряженные исходы случались на «Джиро» и «Вуэльте», а французская гонка в характере интриги и закрученности сюжета им заметно уступала.

В этом сезоне впервые за несколько лет во Франции встретится вся элита мирового велоспорта. Три гонщика из «Большой четверки» – Винченцо Нибали, Крис Фрум и Найро Кинтана – целенаправленно готовились к «Туру». Четвертый, Альберто Контадор, в конце мая выиграл «Джиро» и подходит к «Большой петле» с амбициозной и трудновыполнимой задачей – добавить к своим palmares еще один трофей, который поставит его в один ряд с легендами.

«Джиро» + «Тур де Франс»: хватит ли сил Контадору?

19-11-20-7-3-1-2-7-3-1-2-1 – так выступал на Гран-турах итальянец Винченцо Нибали, действующий победитель «Тура». Ни одного «не финишировал» и три победы. Букмекеры оценивают его шансы примерно в два раза ниже, чем у британца Фрума и колумбийца Кинтаны, но среди главных фаворитов Нибали – самый стабильный гонщик, практически без слабых мест.

Второй эшелон

Никому из «Большой четверки» не гарантированна легкая жизнь – в старт-листе легко найти с десяток гонщиков, которые могут подобраться близко к главным претендентам. Это Хоаким Родригес, Ромен Барде, Тиджей Ван Гардерен, Даниэль Наварро, Тибо Пино, Руи Кошта, Алехандро Вальверде, Эндрю Талански, Дэниэл Мартин, Пьер Роллан, Роберт Гесинк, Бауке Моллема. Среди помощников также полно звезд – Рафал Майка, Микеле Скарпони, Ричи Порт, Ригоберто Уран и другие.

Из топов будут отсутствовать немецкий спринтер Марсель Киттель, молодой итальянец Фабио Ару, который занял второе место на «Джиро», и бельгиец Филипп Жильбер, получивший травму. В остальном практически все команды выставили сильнейших.

Как обычно на Гран-турах, зрителя ждет гонка внутри гонки. Присутствие большого количества звезд обещает высочайшую конкуренцию и в других номинациях: горной классификации, спринтерском и командном зачете, лучшего молодого гонщика.

Бонусные секунды вернулись на «Тур» после длинного перерыва и добавят борьбы.

Маршрут

Гонка начнется 4 июля в голландском Утрехте с индивидуальной «разделки». Старт «Тура» совпал с аномальной жарой, которая пришла в Европу. Жаркие этапы на первой неделе предназначены для разборок между спринтерами и «классиками».

Эта часть гонки была бы относительно спокойной, если бы не проезд по брусчатке (4-й этап), продуваемый прибрежный маршрут (6-й) и традиционные нервозность и напряжение первой недели, когда случается много неприятностей. Самое важное – пройти этот отрезок без потерь. Завершится первая часть командной «разделкой» (9-й этап).

Один из ключевых этапов второй недели – подъем на Плато де Бей.

Главные события «Тура» начнут разворачиваться после приближения к Пиренеям. Организаторы во второй части сделали зеркальное отражение первой и один из самых суровых маршрутов за последние годы – максимум шансов у горняков (семь горных этапов с пятью финишами в гору) и борьба за попадание в лимит времени среди спринтеров.

Вторая половина гонки откроется в День взятия Бастилии (14 июля) подъемом на вершину Ла Пьер-Сен-Мартен. После трехдневных Пиреней пелотон ждет трансфер на юг Франции, этапы по холмам и длинная серия зловещих финальных гор, с решающей битвой на Коль де Ла Круа-де-Фер и Альп-д’Юэз.

Что и как смотреть

Обязательные к просмотру этапы – 4-й (брусчатка), 10-12-й (три гонки в Пиренеях), 17-20-й (заключительные горы в Альпах).

Организаторы «Тура» на «Критериум дю Дофине» пробовали систему геолокации, которая должна быть использована сейчас. Если раньше расстояние и время между гонщиками измеряли с помощью мотоциклов и секундомеров, то теперь будет работать сложная система GPS-навигации, которая даст болельщикам более точную информацию.

Идиллические пейзажи, величественные горы, подсолнечный пелотон, французские аграрии, которые в своих полях создают из техники и стогов сена велосипеды и приветствуют гонщиков – одни из мночисленных ингредиентов туровского блюда.

Наши

На «Туре» выступят две команды с российской лицензией («Катюша» и Tinkoff-Saxo), один российский гонщик (Дмитрий Козончук) и один миллионер с сибирскими корнями. Самый наш среди ненаших – миниатюрный испанский горняк Хоаким Родригес из «Катюши», который провел лучшие годы в российском коллективе. За ним стоит понаблюдать на 3-м и 8-м этапах, где финишные куски подходят под его характеристики.

Норвежец Александр Кристофф из «Катюши» в первой половине сезона выиграл 18 гонок и будет одним из фаворитов на спринтерских этапах. Среди его главных соперников в спринтерском зачете – словак Петер Саган из Tinkoff-Saxo.

Олег Тиньков начал эпатировать публику еще до старта гонки, заявив, что его команда готова бойкотировать «Тур» в следующем году. Противостояние между организаторами и командами, спровоцированное владельцем банковского бизнеса, обещает и дальше много огня.

Конфликт интересов. Почему трудно проводить реформы в велоспорте

Медиа-освещение

Трехнедельные гонки со своими навороченными сюжетами, героями и злодеями похожи на телесериалы. Велоспорт в целом и «Тур де Франс» в частности имеют потрясающую медиа-поддержку, которой нет у других популярных видов – ему может позавидовать фубол, и никакой биатлон рядом не ночевал. Ок, покажите болельщика из другого вида спорта, который составляет графики качества отелей, в которых проживают спортсмены?

Кроме основной линии, в которой борются «генеральщики», здесь происходят события на втором плане, наполняющие гонку до предела. Велоспорт может очаровать тем, что колумбийцу Урану нужен кактус, чтобы он поглощал плохую энергию от электронных устройств; потому что француз Пино держит дома ягненка, британский спринтер Марк Кэвендиш собирает конструкторы «Лего», а журналисты оценивают гонщиков по шкале Нибабилити, Фрумтастик, Контабилити и Кинтанорама. В конце концов, кто еще сравнит падение стоимости акций Тинькова с профилем гонки?

Поэтому даже самые отчаянные пессимисты, вроде бывшего велогонщика Ли Роджерса, говорят, что у «Тура» есть очарование, которое не могут затмить любые допинговые скандалы.

Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon