Мифы Армстронга
Дело Армстронга разбирается слишком поздно
Поводом для разбирательств послужили недавние признания Флойда Лэндиса и Тайлера Хэмилтона в использовании допинга. Оба выступали вместе с Армстронгом и заявили, что он тоже применял запрещенные методы и препараты.
После этого было возбуждено федеральное расследование в отношении команды US Postal, которая финансировалась из госбюджета. Однако спустя почти два года, в феврале 2012-го, дело было закрыто, отчасти неожиданно, а через несколько месяцев с обвинениями выступило USADA, которое проводило собственное расследование.
Армстронг никогда не сдавал положительных тестов
У него был как минимум один положительный тест. В 1999 году, на "Тур де Франс", он сдал допинг-пробу, в которой содержался стероид. Однако UCI заявил, что Армстронг использовал по рекомендации врачей средство от аллергии.
По словам Флойда Лэндиса, в 2001 году Армстронг сдал положительный тест на ЭПО, но случай не получил огласки, так как американец пожертвовал в UCI на развитие велоспорта 100 тысяч долларов. Пока что неизвестно, правда это или нет, но если слова Лэндиса были правдой, то UCI ждут серьезные последствия.
В 2005 году французская газета L'Equipe утверждала, что шесть допинг-проб Армстронга с "Тура"-1999 после перепроверки дали положительные результаты на эритропоэтин. Позже, в 2008 году, французы предложили ему проверить пробы еще раз, но он отказался.
Допинговые скандалы сопровождали Армстронга практически всю карьеру.
Главная коллизия «дела Армстронга» заключается в столкновении правил и борьбы за истину. По правилам Лэнс, которого ни разу не поймали за руку, чист.
Такой коллизии не существует. USADA еще не публиковала подробности по делу, но из утечек в прессу известно, что в распоряжении агентства есть как минимум допинг-пробы с подозрительными данными эпохи его возвращения в велоспорт.
Без веских доказательств USADA не стало бы возбуждать дело, имеющее глобальные масштабы, и не держа на руках достаточных доказательств на счет Армстронга. При отсутствии доказательств оно может обернуться против антидопинговой службы США.
Главный вывод из всей этой истории: система борьбы с допингом несовершенна.
Сложно судить о том, насколько несовершенна система борьбы с допингом в целом, по одному совершенно исключительному со всех точек зрения случаю.
Спортсмен, который попадает под подозрение, всегда виноват, если он не докажет обратное.
До того момента, как атлет сдал положительный тест, на него распространяется презумпция невиновности. Введение презумпции виновности - специфика спорта. Потому что спортсмен с положительной пробой по факту является нарушителем.
Cовершенно точно нужна принципиально другая юридическая база, а то от всех этих бесконечных дел и свистопляски вокруг UCI, национальных федераций, WADA, национальных антидопинговых служб и CAS голова кругом.
Существующая юридическая система действительно не является оптимальной, например, принятие вердикта может требовать гораздо больше времени, чем анализ допинг-пробы, как это было в случае с Контадором. Антидопинговые службы знают об этом.
Сама же система не настолько сложна, и было бы глупо требовать ее непременного изменения в данный момент, так как ничего лучше еще не изобретено. Ее отмена означала бы коллапс практически всего спорта. Но непосредственно к делу Армстронга эти проблемы не относятся.
Если способ понять, применял ли человек допинг, работает не на основании допинг-тестов, то в равной степени возможны два вывода: о неотвратимости наказания и одновременно о полной недостоверности любого результата на бесконечное время, вообще навсегда. В такой дилемме спорт развиваться не может.
Выше уже было сказано о возможных положительных пробах в ранние годы и странных показателях крови американца в поздний период. К этому стоит добавить, что WADA постоянно старается улучшать свои методы в борьбе с допингом, как и читеры стараются придумать новые способы для обхода допинг-контроля. Последнее изобретение WADA в этой борьбе - создание системы биопаспортов, которая сводит к минимуму возможность использования допинга.
Что касается недостоверности тестов, то, по всей видимости, окружение Армстронга было достаточно продвинутым в использовании запрещенных препаратов, а гонщик имел связи в UCI.
Допинг жрут все
Таблица показывает, как за последнее время изменились показатели параметров крови у велогонщиков. Из нее видно, что допинг, если используют, то далеко не все. Косвенным доказательство действенности биопаспортов можно считать выступления команды Йохана Брюнеля RadioShack, которая второй год не показывает высокие результаты.
Допинговый след достаточно давно преследовал Армстронга и людей, которые работали в его командах. Так что в этом деле он не был одинок, подобные обвинения были выдвинуты против еще пяти человек - тренеров и врачей. Из них только Йохан Брюнель, многолетний менеджер армстронговских команд, решил судиться с USADA.
Все подробности дела до сих пор неизвестны, но о многом говорит тот факт, что даже его бывшее ближайшее окружение, Лайфаймер и Хинкейпи, предоставило USADA информацию об использовании допинга, а сам Лэнс сейчас решил не оспаривать обвинение.
За Армстронга пришлось вступиться UCI, но WADA отказала ему в праве вынесения решения и предоставило дело американцам, так как именно они его начали. Скорее всего, у UCI были свои причины, чтобы поступить подобным образом. Попытка Лэнса остановить разбирательство антидопинговой службы через подачу иска в гражданский суд тоже не говорит о сильной позиции гонщика, а суровость в отношении причастных - пожизненные дисквалификации - подсказывает, что USADA не собирается шутить.
Из всего этого можно сделать простой логический вывод: у USADA есть серьезные аргументы против уже бывшего семикратного победителя "Тура".