10 мин.

Лучшие фильмы про бокс

«У каждого свой вкус», - иногда говорят люди, у которых нет вкуса.

Этот топ будет отличаться от других подобных списков. Обозначим главный критерий: фильм должен быть самодостаточен. То есть во главу ставится художественная ценность фильма, а не сам бокс и статус боксеров. Поэтому сюда не попадут различные низкосортные байопики про великих и не очень боксеров вроде «Каменные кулаки», «Али», «Пазманский дьявол», а также другие подобные «нетленки». Не будет шаблонных фильмов про Рокки, которые мотивировали многих к путешествию на кладбище.  Здесь не будет российских фильмов про бокс. Я их за вас посмотрел и скажу, что они отвратительны. Никаких современных пресных голливудских штампов. Поэтому фильма «Нокдаун», где Рассел Кроу с постной миной зарывает свой талант, тоже нет. И вообще, они еще за Макса Бэра ответят. Самого Макса Бэра тоже не будет. «Леди и боксер» пролетает мимо списка. Все-таки фильмы начала 30х слишком наивны, хотя и обладают определенным шармом. Извините за очередное откровенное глумление над дурным вксом, но «Большой куш» с цыганами, «Криминальное чтиво» с боксером Бутчем ближе к этому списку, нежели «Левша» или очередная часть «Крида».

Критерии понятны. Уверен, что у читателей данного блога вкус и IQ сильно выше, чем в среднем по разделу, и вы поняли все, что написано в предыдущем абзаце. Поэтому надеваем монокли, включаем режим сноба и читаем про великие фильмы. Чистое искусство.

«Боец» 2010

IMDb: 7.80

Фильм рассказывает об небольшом отрезке в карьере Микки Уорда, где бокс - просто фон. Социальная драма в лучших традициях «Британской новой волны» выпущенная в США спустя почти 50 лет после пика этой самой самой «волны». Чуть меньше пафоса, преодоления и был бы чистый Кен Лоуч. Но и так хорошо получилось.

Фильм не сконцентрирован на одном главном герои. Это фильм о жизни. Пускай и не в самых гламурных ее проявлениях. Неустроенный быт, персонажи, взятые в аренду у Андрея Малахова, нефильтрованные диалоги. Сам Микки в исполнение Марка Уолберга пытается найти точки соприкосновения с семьей, девушкой, а главное с собой. Получается с переменным успехом. Потому, что все остальные персонажи - настоящие люди, а не декорации. Брат - наркоман, который при всей своей маргинальности любит Микки. Мать, которая использует сына в корыстных целях. Сестры - иждивенки. Отец-подкаблучник. Бывшая жена – стерва. Любимая девушка пытается вытащить его из этой порочной среды, но при этом и сама в ней прочно застряла. И это только основные персонажи. Остальное пространство тоже заселено интересным народом: торчки, вьетнамские иммигранты, злобные копы и т.д.. Даже массовка вносит свой колорит и оживляет маленький городок.

Дружная семья

Но особняком стоит актерская игра Кристиана Бэйла, играющего Дика Эклунда, брата главного героя. Смотреть его ужимки очень увлекательно. А его перерождение не выглядит надуманным.

А еще юмор, который не смотрится искусственно вставленным. Он рождается из простых бытовых ситуаций и разговоров простых людей, не склонных к рефлексии. Диалоги валят наповал, даже не пытаясь рассмешить:

- Черт побери, хватит называть меня эмтивишницей, чтобы это не значило.

- Они все шлюхи! Шлюхи они все!

«Кто-то там наверху любит меня» 1956

IMDb: 7.50

Представитель того самого лампового Голливуда. История о жизни и становлении реального бойца Рокки Грациано, сыгранного великолепным Полом Ньюманом.

Парень из низов, мелкий преступник и будущий бандит, попадает в армию и познает бокс. Банальный сюжет? Разумеется. Я вам больше скажу: в конце он выигрывает пояс чемпиона мира. Но это всего лишь скелет сюжета. Восхищает в первую очередь, то, как он вообще дошел до жизни такой. Абсолютно не провисающий сюжет, наполненный событиями и резкими поворотами. Грязные подворотни, военные части, полулегальные бои в прокуренных залах, теневые игры больших дядек и договорные бои. Какой-то артхаус получается, но не на этот раз. Это, пожалуй, самый добрый и солнечный фильм в этом списке. Фильм, который показывает, что даже у самых бесперспективных ребят есть шанс. Картина, где во главе угла стоят в первую очередь семейные ценности и дружба. Да, главный герой не идеален, но он стремится стать лучше. У него, как и у настоящего Грациано, это получается.

Настоящий и киношный Грациано

Сам Грациано на съемках фильма выступал консультантом и крепко сдружился с Ньюманом. Поэтому и герой получился очень похожим на своего прототипа. Иногда взбалмошный, часто легкомысленный, с хитрой усмешкой и веселыми глазами. А еще вы сможете посмотреть два культовых боя с Тони Зейлом только в этом фильме. Записи этих боев до нас не дошли. Кстати, за постановку боев отдельная благодарность создателям.

«Бешенный бык» 1980

IMDb: 8.10

Старый Голливуд уступил место «Новому Голливуду» и тот не подкачал. Один из ключевых фильмов данного направления. Джейк Ламотта был закадычным дружком героя предыдущего фильма и действие происходит примерно в тоже время. Тем разительнее выглядит контраст между этими двумя фильмами.

Если Грациано любят люди и даже кто-то на верху, то Ламотту вообще никто не любит, включая его самого. Он отвечает этому миру взаимностью. Абсолютно маскулинный персонаж и к тому же, как нынче модно говорить, токсичный. Вспомнил еще одно актуальное слово – абьюзер. Раньше таких называли крутыми мужиками. Он идет к своей цели по головам и ничем не брезгует для достижения успеха. Родственники, знакомые, здоровье, совесть. Это все лишнее. Главное — это чемпионский пояс. Он готов идти до конца сквозь литры черной крови. А принесет ли заветная награда счастье не понятно.

Одна из лучших ролей Роберта Де Ниро. Ему всегда удавались перевоплощения. Он прекрасно смотрелся в роли молодого, расчетливого и принципиального Вито Карлеоне во второй части «Крестного отца». Вошел как влитой в роль надломленного и безумного ветерана Вьетнама Трэвиса в «Таксисте». Но только в «Бешенном быке» уже через десять минут фильма ты забываешь, кто играет Джейка Ламотту. Кажется, что его играет сам боксер.

Знаменитый дуэт: Роберт Де Ниро и Джо Пеши

Хочется выразить уважение Джейку Ламотте. Фильм снят по его мемуарам.  Мало кто будет писать такую честную биографию, не боясь запятнать репутацию. Как я и говорил ранее, Ламотта - крутой мужик.  

«Малышка на миллион» 2004

IMDb: 8.10

Не ходите, дети, в Африку гулять. «Ну его этот бокс», —говорит нам Клинт Иствуд. Помните, как оно в «Рокки» было. Великовозрастная детина с ограниченными способностями и интеллектом побегал за курицей под крики полоумного тренера, побил эффектно коровьи тушки, покорил лестницу под бодренькую музыку и стал чемпионом. Здесь совсем о другом. Этот фильм, пожалуй, глубже всего проник во суть профессионального бокса. Это неблагодарная работа, требующая полной отдачи. Повторение одного и того же сутки напролет, монотонная работа без права на отдых. Тренировки до тошноты, головокружений и температуры. Возможно, даже без награды, поскольку в другом углу такой же фанатик.  А тренеру каково? Воспитываешь чемпиона, а только он пойдет на взлет, так сразу уйдет к другому наставнику со связями. А ведь за дверью зала у них семьи, проблемы, необходимость оплачивать счета. И мало кто способен разделить с ними эту одержимость. Вот об этом фильм. Не зря говорят, что бокс - самый одинокий вид спорта.

По-настоящему сильные женщинs. Не эти ваши "Русалочки" и "Белоснежки"

Когда включаешь этот фильм впервые, то, судя по названию, кажется, что тебя ждет очередной «Рокки» только женская версия. Но нет. «Малышка на миллион» хороший фильм. Да, это не о марионетках, которых режиссер хоть как-то дергает за ниточки, пытаясь скрыть ущербный сценарий. Не о бесконечной мотивации и даже не о той самой лестнице. Это про бокс и жизнь. Снято со вкусом, очень талантливо и без лишнего глянца. «Каммон, ребят. Клинт Иствуд».

«Рокко и его братья» 1960

IMDb: 8.20

Неизвестно, кому продал душу Ален Делон в 1959 году, но уже в следующем он сначала играет Тома Рипли у Арне Клемана, а затем снимается в легендарном фильме Лукино Висконте. Что же делает данный фильм настолько легендарным? Загибаем пальцы. Большой – сам Ален Делон. Наверняка есть актеры лучше, но никто не способен был передавать эмоции одним только появлением в кадре, одним только взглядом. Рокко в его исполнении немногословен, но по-настоящему живой. И еще радует, что боксеров в старых фильмах играют люди похожие на боксеров, а не перекаченные мутанты. Указательный – удивительная операторская и актерская работа. Улочки Милана, боксерские ринги и тренировочные залы, природа и т.д.. Эффект полного присутствия завораживает. Вот новая локация, а через секунду ты уже внутри кадра. Средний – подбор актеров на все роли. Девушка легкого поведения считывается моментально. Ани Жирардо, едва выйдя в кадр в довольно пуританском наряде и не произнося ни слова, не оставляет сомнений в своей профессии. Юный боксер, как я уже говорил, выглядит как юный боксер. Мать большого семейства именно на нее и похожа. Пропойца и дебошир с каждой ступенькой своего падения меняется внешне. Безымянный – постановка боев. В фильме 1960 года бои поставлены лучше современных поделок. Это вообще законно? Хук слева в финале, выполненный идеально, вряд ли переплюнет кто-то в ближайшее время. Мизинец – музыка Нино Роты.

Понаехали

Пальцы пальцами, но главное здесь все же сюжет. Вначале кажется все незамысловато. Овдовевшая женщина в поисках лучшей жизни и ее четыре сына отправляются в город к уже обосновавшемуся там пятому отпрыску. Дальше простая завязка превращается в настоящую греческую трагедию. Поиск себя в жизни, амбиции, любовь, похоть, насилие, одержимость, моральный долг. Все это замешано в такой адовый коктейль, который перемелет всех героев фильма и к надписи FINE они уже подойдут совсем другими. Если пройдут путь до конца, разумеется.

P.S.: Если вспомните еще какие-то фильмы, подходящие под критерии, то пишите их название. Если вам интересно, то могу написать о худших фильмах про бокс. Таких, к сожалению, много.