5 мин.

Алексей Тищенко: «Не люблю суету на ринге»

Олимпийский чемпион Алексей Тищенко недавно впервые стал чемпионом Европы, выступая в новой весовой категории до 60 кг. Корреспондент «Спорт сегодня» встретился с лучшим российским боксером в отпускной сезон, накануне оздоровительного сбора национальной команды в Турции. Тищенко откровенно признался, что удерживает его в любительском боксе, раскрыл секреты своего коронного удара и объяснил, почему не любит боксеров вроде Рикки Хаттона.

Чемпионат Европы в Болгарии для Алексея Тищенко не стал легкой прогулкой. Пикантную подробность его победе придает легкий шарж на лице – рассечение под глазом, полученное в полуфинальном бою. Российский боксер, собравший в любительском боксе всевозможные титулы, вполне мог остаться без финала, если бы судьи сочли кровотечение фатальным и отказались продолжить бой. - Неприятная история, - негромко произносит Тищенко на официальной пресс-конференции, словно стесняясь и оправдываясь. – Мог, наверное, и проиграть. Нарвался на удар, благо к этому времени вел по очкам прилично.

Пока журналисты выдавливают из боксера слова, словно сок из капризного лимона, замечаю в тихом углу конференц-зала девушку Алексея – Нелли, черноволосую красавицу с маленькой собачкой на руках. Щенку нет еще и полугода.

- Алексей его очень любит, - улыбается Нелли. – Постоянно играет с ним. Дома он вообще другой, маска строгости и сосредоточенности, слава Богу, исчезает.

На людях Тищенко и вправду сдержан, немного угрюм, словно герой Достоевского, и предельно политкорректен в ответах на вопросы. Старается обдумывать каждую фразу, иногда пауза повисает неприлично долго.

- Вы лучше с ним один на один побеседуйте, так толк выйдет, без посторонних глаз. Леша вам много интересного расскажет – боксерская жизнь у него ого-го, - предлагает отец Тищенко и одновременно его первый тренер, Виктор Геннадьевич.

Совет хороший. Для интервью выбираем грузинский ресторан «Мимино» - уютное заведение в центре Омска, где днем по обыкновению посетителей много не бывает. Алексей бегло знакомится с меню, выбирает апельсиновый сок и повторяет заказ регулярно на протяжении часа беседы, не обращая внимание на дышащую паром бугламу и аппетитный хачапури за соседним столиком.

- Если бы вы не победили в Болгарии, многие бы это просто не поняли? Согласны?

- Тяжело, когда от тебя все ждут только победы. Нет права на ошибку. Это напрягает, конечно. Но в целом, если не считать этот странный  (Тищенко употребил именно такое прилагательное – П.К.) бой в полуфинале, всё прошло нормально. Выиграл на классе. Для меня эта победа ценна, ведь, кроме этой медали, остальные награды любительского бокса я уже завоевал. За последние три с половиной года Тищенко не проиграл ни одного официального боя, побеждая по замысловатой турнирной синусоиде: сначала выиграл Олимпиаду, потом – чемпионат мира и наконец чемпионат Европы.

- Несмотря на 22 года, вы самый титулованный в команде. Ощущаете себя лидером?

- Ну, титулы и лидерство – разные вещи. У нас вся команда звездная. Девять золотых медалей из одиннадцати выиграли. Все лидеры и чемпионы.

 - В этом году вы решили сменить весовую категорию. Почему?

- Перед чемпионатом мира в Миньяне, было непросто контролировать вес, «сгонять» его до необходимых 57 килограммов. В новом сезоне мы с тренером Леонидом Киселевым решили не мучиться и перейти в более тяжелую весовую категорию. Главный тренер сборной Александр Лебзяк поддержал. На турнире в Чехии, который предшествовал чемпионату Европы, впервые боролся в новом весе, испытал непривычные ощущения, все-таки мне противостояли менее знакомые соперники, в числе которых был и чемпион России Максим Игнатьев. С ним у нас и был главный бой.

- К соперникам готовитесь персонально, учитываете их слабые и сильные стороны или стараетесь просто сконцентрироваться на себе?

- Больше слежу за собой. Тренеры, конечно, просматривают соперников, дают самые необходимые советы. Иногда до смешного доходит. В Чехии, например, в финале пришлось драться с местным боксером, которого я ни разу не видел. Подхожу к тренерам, которые просматривали его бои, интересуюсь, правша или левша. Они в ответ лишь пожимают плечами: «Мешок», что с него взять, не переживай, иди спокойно готовься».

- Во время боя слышите, что подсказывают тренеры?

- Почти всегда. Важны не столько подсказки, сколько поддержка. Для полного спокойствия всегда хочется, чтобы рядом был личный тренер.

- У вас бывают неудобные соперники? Многие, например, не любят драться с боксерами, работающими в левосторонней стойке...  

- Левши все примерно одинаковы. Я к ним уже приспособился. Раньше не совсем комфортно ощущал себя в поединках с высокими боксерами, а сейчас, скорее, не люблю суету в ринге. Смотрел в прошлом году бой Кости Цзю с Рикки Хаттоном и понял, что такие боксеры, как англичанин, способны вывести из равновесия даже искушенных мастеров. По большому счету он ничего не сделал за весь бой, только наглым образом лез и лез вперед, но судьи простодушно купились и отдали ему победу.

Тищенко не скрывает, что любит смотреть бокс по телевизору. От трансляций не фанатеет, но при случае приводит примеры и аналогии из боев Роя Джонса или многочисленных мексиканцев, имена которых запомнить сложнее, чем столицы африканских государств.

- Свои сильные качества можете определить? Вам комфортнее боксировать в ближнем бою, постоянно навязывая сопернику прессинг, или на расстоянии, выдерживая дистанцию?

- Тяжело сказать… Наверное, все зависит от соперника. В основном полагаюсь на свой коронный удар – правый прямой в туловище. Даже когда бой в целом не складывается, комбинация с этим завершающим ударом всегда проходит.

 

На ринге Тищенко отличает не только чудо-удар «правый прямой», который он регулярно проверяет на спаррингах в омском центре бокса, но и агрессивный стиль ведения боя, хорошая физическая готовность. Такие исходные данные весьма ценятся в профессиональном боксе. Многие поговаривают, что в скором времени Алексей туда с успехом переберется. Тренер Леонид Киселев по этому поводу предпочитает отмалчиваться, раскрывая журналистам только один маленький секрет: «Леша думает, конечно».

- Ну, нет, - неожиданно парирует Тищенко. – Задумываюсь – да, может быть иногда сравниваю себя с профи, но чтобы сидел и грузился, мечтал боксировать где-нибудь в Америке – такого точно нет.

- А что сейчас может удержать вас, с россыпью титулов, в любительском боксе?

- У меня есть цель – выиграть Олимпиаду в Пекине. Это большой стимул. Поверьте, удержаться на вершине гораздо тяжелее, чем подняться на нее.

- В этом году еще будете боксировать?

- Обязательно. В начале сентября международный турнир в Махачкале, а затем Кубок мира в Баку. Там-то, надеюсь, встречусь с кем-нибудь из кубинцев.

…Вопросы были исчерпаны, сок допит, соседская буглама уже давно не дышала паром. Только после этого Тищенко как-то невзначай спросил: «А почему «Мимино»? Можно было, например, побеседовать в «Патио Пицца». По-моему, просто и со вкусом».

Без этого примечания рассказ о Тищенко, простом сибирском парне, для которого пример жизни – отец, а самая большая радость – выйти на старт Сибирского международного марафона в день 290-летия Омска вместе с десятками тысяч горожан, был бы неполным. Согласитесь…

Павел КОПАЧЕВ, Омск