«По морде?»
Боец UFC Форрест Гриффин написал книгу «По морде? 50 дзенских принципов настоящей драки». Описания собственно приемов рукопашного боя – самая скучная часть в ней. Алексей Алехин в блоге на Sports.ru советует уделить особое внимание тем главам, где автор становится самим собой и с пошаговыми инструкциями и похабным чувством юмора рассказывает, как правильно свернуть человеку шею, остановить атаку карликового пуделя, научиться проходить в клубы и другие полезные вещи.
«Фильм «Бойцовский клуб» по-настоящему разрушил мою жизнь. Вместо того чтобы воспринимать его как черную комедию, я воспринял его как руководство к действию». Форрест Гриффин, выросший на видеокассетах с первыми турнирами UFC, порнужурналах для байкеров и книжках Хемингуэя, с детства мечтал участвовать в боях, а в идеале зарабатывать себе этим на жизнь. От первого подпольного турнира по боксу, где вместо недостающих канатов для ринга были натянуты цепи, через почетное поражение за двести баксов вышедшему в тираж герою детства Дэну Северну, и к бою в Бразилии, где Форрест выиграл у местного бойца со сломанной рукой, он все больше отдалялся от своей мечты. Денег зарабатывать не получалось, пришлось вернуться к работе полицейского в провинциальном городке. Все изменило участие в реалити-шоу The Ultimate Fighter: Форрест в зрелищной манере выиграл контракт с UFC, прославился, недолго побыл чемпионом организации, как все статусные бойцы написал книгу.
«По морде? 50 дзенских принципов настоящей драки» стоит в книжных рядом с «Книгой пяти колец» Миямото Мусаси, «Запрещенной книгой боевой машины» и «Самообороной для умных». От прочих книг отдела отличается более ироничным подходом и крайне похабным чувством юмора автора. Форрест пишет о том, как вести себя в драке («слепая звериная агрессия – лучший способ выиграть в уличной драке, и я говорю это, исходя из своего личного опыта… О, черт, подождите. Я проиграл массу уличных драк»), клеить девчонок, дает советы начинающим бойцам (о сгонке веса, грязных примах и умении хорошо выглядеть в бою), иллюстрируя все байками из собственной жизни. Все, что сообщает Форрест по большей части банальности, общие места и общеизвестные вещи. Но Гриффин рассказывает лишь о тех банальностях, до которых дошел сам, иногда и как он до них дошел. Форрест пишет о том, какие кожные болезни можно подцепить, занимаясь борьбой (стригущий лишай, стафилококк, чесотка и это еще не все) о том, как важно, чтобы твой спарринг-партнер по грэпплингу умел сдерживать газы. Зачем нужно внимательно смотреть бои будущих противников – «словно приобретаешь дешевую инструкцию к видеоигре». Все общие места Гриффин рассказывает со своей интонацией и чувством юмора.
К стопятидесятой странице Форрест доходит до описания собственно приемов рукопашного боя с богатыми фотоматериалами в качестве примеров: Форрест стоит в правильной стойке, показывает как сбивать противника с ритма, работать в муай тай клинче, проводить прямые и удушающие приемы. Самая скучная часть книги, говоря по-честному. Даже самые подробные иллюстрации и инструкции не могут заменить работы с тренером. Впрочем, через несколько страниц автор становится самим собой. Он так же с пошаговыми инструкциями и иллюстрациями рассказывает как правильно сворачивать человеку шею (в фильмах Стивена Сигала, отмечает Форрест, все показано неправильно), остановить атаку карликового пуделя, технично врезать коленом по яйцам, отбить рукой удар двуручного меча, выдавить глаз противнику. Самый страшный прием проводится, чтобы прижатый к мату противник, ослабил свою защиту и можно было провести удушающий прием. «Должен предупредить вас: в данном случае от вас требуется воткнуть большой палец своему противнику в задницу. Борцы называют этот прием «Проверка смазки», порнозвезды называют его «Продувка пальцем». Я же называю этот прием «Азиатский дартс», потому что мне нравится отличаться от других».
Переключается на рассказы о том, как научиться проходить в клубы, о своих любимых фильмах («Непрощенный» неспешный и депрессивный, что мне и нравиться в фильмах»), сериалах («Светлячок» – лучший сериал всех времен») и музыкантах (Ник Кейв, Rolling Stones, NIN). Формально делая книгу о том, как быть бойцом и настоящим мужиком, Форрест пишет книгу о том, как быть Форрестом. В лучшие моменты получается наполовину рассказанная на диктофон, наполовину написанная с ошибками (и то и другое правил журналист Эрих Краусс) неплохая книга о том, как быть самим собой.