9 мин.

Мировому боксу не нужны белорусы

Мировому боксу не нужны белорусы. Это не я сказал, фраза взята из недавней публикации одного весьма авторитетного и уважаемого в боксе специалиста. Он, правда, мыслит еще шире, замечая, что от россиян мировой бокс тоже не в восторге. Но если представители одной шестой части суши на ринг еще с горем пополам пробиваются и время от времени даже пытаются спорить за чемпионские пояса, то у наших соотечественников, даже самых талантливых и перспективных, шансы в этом плане куда скромнее. Почему? И долго ли еще Сергею Ляховичу оставаться единственным белорусом, сумевшим примерить пояс чемпиона мира среди профессионалов?

В качестве примера проще всего привести Сергея Гулякевича. В категории до 59 килограммов один из самых интересных белорусских легковесов уже очень долго возглавляет претендентский рейтинг WBC. И что? Бой с немцем, репатриантом из Казахстана, Виталием Тайбертом, владеющим чемпионским поясом по версии этой организации, должен был состояться уже давно. Но его дату WBC так и не назначил. При этом окажись Гулякевич с Тайбертом в разных углах одного ринга, шансы примерить, наконец, чемпионский пояс у белоруса были бы весьма и весьма велики. В декабре 2008 года Сергей победил Тайберта, отстояв титул чемпиона Европы и нанеся немцу первое поражение в его карьере. Да еще в Германии. При этом через год Тайберт стал чемпионом мира, а Гулякевич до сих пор так и остается претендентом… По одной из версий, причина затянувшейся паузы — отказы противника, команда которого якобы боится встречи с белорусом. На самом деле ситуация куда более запутанна и точку в ней, наверное, поставит лишь ноябрьский конгресс WBC. Впрочем, как бы ни завершилась эта эпопея (хочется верить, что завершится она все же в пользу Сергея), приведенные соображения она лишь подтверждает. Гулякевич, конечно, и раньше претендовал на высокие звания, но наиболее реальный шанс осуществить мечту, по словам Сергея, появился после того, как он перешел под крыло британской промоутерской группы «Хаттон Промоушнс», которую возглавляет известный боксер Рикки Хаттон.

— Сотрудничество с компанией Рикки Хаттона, во–первых, дало мне возможность время от времени проводить рейтинговые, привлекательные с финансовой точки зрения, бои , во–вторых, возможность периодически тренироваться в Англии, но главное — поддержку такого авторитетного человека, как Хаттон, которому легче договориться о проведении поединка, — объясняет Гулякевич. — Да и ситуация сейчас удобная: Тайберт сотрудничает с компанией «Юниверсум», а у нее положение очень шаткое, с телевидением проблемы, денег нет. Оттуда сейчас все хорошие бойцы бегут. Для меня же это означает повышение шансов организовать чемпионский бой, причем не в Германии…

Если уж быть совсем откровенным, то удобство нынешней ситуации не только в авторитете Хаттона, но и в деньгах, которые британец имеет возможность вкладывать в продвижение белоруса. Без них любой отъезд за границу, как и сотрудничество с тамошними менеджерами, не имеет смысла. Пример этому — первый белорусский чемпион Европы Юрий Романов, отказавшийся от «английского вектора» в своей карьере.

— Организовать чемпионский бой для Романова, который на тот момент был официальным претендентом на пояс, своими силами нам так и не удалось, — вспоминает менеджер Валерий Капля, выводивший в высший свет обоих бойцов. — Причина банальна: в Беларуси на организацию этого поединка не нашлось денег. Тогда мы нашли заинтересованного промоутера — Дона Кинга. У него уже был контракт с венесуэльцем Фернандо Ангуло, и он хотел заключить соглашение с Романовым, чтобы при любом исходе поединка иметь «своего» чемпиона мира. Дон обещал найти деньги на проведение боя, но, к сожалению, не нашел. Кинг — бизнесмен. И мыслит соответственно. Он прислал в Минск письмо с просьбой выделить определенную сумму на проведение боя. Письмо попало в Министерство спорта, потом в Федерацию профессионального бокса… Федерация же резонно заметила, что Юрий, собственно, потому и подписывал контракт с Кингом, что найти деньги своими силами мы не в состоянии. Из всего этого бюрократического «пинг–понга» Кинг понял главное: найти средства на организацию поединка Романова здесь никто не сможет, и значит, заработать на нем будет проблематично. Ангуло ему тоже денег не приносил. Ни один, ни другой боксер американским телеканалам также неинтересны. А чемпионские бои без личной выгоды неинтересны уже самому Кингу. Так инициатива и заглохла…

По убеждению Валерия Капли, сотрудничество с Кингом может стать едва ли не фатальной ошибкой в карьере едва ли не самого талантливого легковеса современности. Трехлетний, изобилующий «мелким шрифтом», кабальный контракт с американским промоутером, по которому без ведома Кинга Романов не мог сделать ни шагу, разорвать все же удалось. Появившееся вслед за этим предложение Хаттона Юра отверг, выбрав вариант, предложенный американским армянином Эдуардом Гумишьяном. Из его зала в Лос–Анжелесе уже вышли в свет братья Дмитрий и Федор Чудиновы. Да и Романов, пребывающий, по собственному признанию, в прекрасной форме, на сегодняшний день, является лучшим среди подопечных Гумишьяна. Но, по словам Капли, этого для успеха может не хватить. «Юра, из–за всех этих «кинговских» приключений больше года не выходивший на ринг, сегодня не представлен ни в одном рейтинге, давно не проводил боев и, судя по всему, получить еще один шанс стать чемпионом мира ему будет очень сложно, — объясняет свою точку зрения белорусский промоутер. — Остается лишь надеяться, что Юре на пути встретится промоутер, который разглядит его таланты и начнет помогать им раскрыться, а не бросит его на танки».

— Мне повезло, что Хаттон организовал свою промоутерскую компанию и пригласил меня, — рассуждает, в свою очередь, Сергей Гулякевич, продолжающий путь к заветному титулу в минском тренировочном зале. — Ведь, вкладывая свои деньги в мою подготовку и проведение матчей, Рикки очень рискует: я британскому телевидению пока не нужен, и платить за трансляцию моих боев оно не собирается. И когда эти инвестиции оправдаются, неизвестно.

К сожалению, история Гулякевича скорее исключение из правил, по которым приходится играть отечественным бойцам. Принять под свое крыло всех талантливых белорусских профи «Хаттон Промоушнс», понятное дело, не в состоянии: британскому телевидению нужны в первую очередь британские чемпионы, а телевидение в современном спорте решает все.

— Эта ситуация не уникальная для профессионального бокса, — объясняет Капля. — На интересах телеканалов сегодня завязано все, что происходит на ринге. У нас же получается замкнутый круг: телевидению громкие имена и белорусские чемпионы на экране вроде бы нужны, но на организацию боев мирового уровня средств нет. Мировая схема, предусматривающая платные трансляции, у нас не работает.

Тем, кто вдруг захочет найти во всей этой ситуации какую–то политическую составляющую, стоит вспомнить слова Дона Кинга в адрес еще одного боксера — россиянина Романа Карамзина. «Кому он вообще будет нужен, если он не нужен своим?» — вопрошал американский промоутер. Возразить ему нечего, хотя по убеждению Валерия Капли в нынешней ситуации рассчитывать белорусским бойцам лучше всего на самих себя.

— Как ни удивительно, но, несмотря на все описанные трудности, шансов сегодня больше у тех, кто продолжает тренироваться дома, — рассуждает он. — Гулякевич готовился в Минске, его постепенно продвигали в рейтинге, и в результате он даже успел провести бой за титул официального претендента на чемпионский пояс. Проиграл, хоть и небесспорно. Теперь вот у него появились второй шанс и хорошая поддержка. Хотя здесь тоже палка о двух концах: за границей чемпионами прежде всего хотят видеть своих бойцов, потому к варягам и отношение соответствующее.

— Для того чтобы бокс начал приносить доход, лучше всего ехать в Америку, — объясняет, в свою очередь, Гулякевич. — Там все основные промоутеры, хорошая школа… Но ехать туда нужно, став перед этим чемпионом мира, чтобы в США защитить титул и при этом победить (лучше всего — нокаутом) кого–нибудь из известных боксеров. Тогда ты станешь интересен телевидению, в тебя захотят вкладывать деньги. Так, кстати, пробивался Мэнни Пакьяо. Он был чемпионом мира у себя на Филиппинах, но звездой стал лишь после того, как выиграл в США у Марко Антонио Барреры.

Впрочем, таланта, терпения и настойчивости для завоевания чемпионского пояса недостаточно. На результат боксерского поединка (тем более — титульного) влияет множество факторов. А потому те, кто знаком с изнанкой происходящего на ринге действа, утверждают: бойцы из стран вроде Мексики, где в последнее время боксу стали уделять еще больше внимания и эфира, при прочих равных условиях всегда имеют преимущество над теми, кто, даже завоевав пояс чемпиона, дома может претендовать лишь на сюжет в новостях. Да и с точки зрения международных организаций (как в истории с Гулякевичем) такие чемпионы менее желательны, чем бойцы, которые могут принести им деньги. В результате возникают ситуации вроде той, в которую в мае попал наш Андрей Абраменко. В бою за титул чемпиона мира по далеко не самой престижной версии IBC, чтобы «выпросить» у судей хотя бы ничью, ему пришлось четырежды отправить соперника в нокдаун! Да и профессиональная карьера серебряного призера афинской Олимпиады Магомеда Арипгаджиева застопорилась во многом из–за невозможности найти средства на проведение боев с серьезными соперниками.

— У нас сейчас существует одна программа о профессиональном боксе — на СТВ, — обрисовывает картину Капля. — Вычислить ее аудиторию невозможно: соответствующего оборудования просто нет. Хотя на самом деле эта статистика не нужна. Мало кто из наших рекламодателей понимает, что размещенная, скажем, вокруг ринга реклама сегодня становится более эффективной, чем телевизионные ролики, которые все равно зрители переключают. Другими словами, не готовы наше телевидение и рекламодатели к такой схеме работы. А в рамках нынешней найти деньги на организацию таких боев и трансляций невозможно. В это, кстати, уперлось и желание Сергея Ляховича провести свой бой в Минске. Поэтому и дальше выживать нам, судя по всему, придется за счет «иностранных инвесторов», которые согласятся вкладывать деньги в наших боксеров.

Благо и задиристые ребята, мечтающие бросить вызов сложившейся системе и когда–нибудь поднять над головой пояс чемпиона мира, появляются в наших краях с завидной регулярностью. Например, Сергей Рабченко. Так зовут боксера, который, по твердому убеждению Валерия Капли, уже совсем скоро присоединится к компании претендентов на чемпионские пояса в малом среднем весе. Более того, если верить отзывам видевших бои белоруса специалистов, этот парень, из 14 своих побед 10 одержавший нокаутами, при грамотном продвижении способен поставить на уши весь мировой бокс. Возможность оправдать щедро раздаваемые авансы Рабченко представится уже в октябре. Соперником Сергея в бою за титул чемпиона Европы среди стран, не входящих в Евросоюз, станет пятый номер европейского рейтинга — украинец Роман Джумен. «Когда ты не можешь сам заказывать музыку и искать «нужных» соперников, остается лишь ждать, — объясняет Капля перспективу завоевания не самого весомого в боксерском мире титула. — И надеяться, что, когда появится шанс, тебе удастся вопреки всем прогнозам и обстоятельствам вырвать чемпионский пояс по одной из престижных категорий. Другого пути стать чемпионом нет».

Автор: Дмитрий КОМАШКО, “Белорусь сегодня”