10 мин.

ДиДюЛя

  

дед

Валерий Дидюля – это легендарный белорусский гитарист и композитор, лидер группы «ДиДюЛя», творчество которого не имеет аналогов на постсоветском пространстве. 

Исполняет фолк-музыку и музыку в жанре фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж.

дед

Исполняемые им композиции тонким образом совмещают в себе шарм инструментальной музыки с современными обработками и необычным звучанием. Подобный симбиоз придает трекам этого гитариста какой-то особенный колорит, а потому не восхищаться его творчеством очень и очень сложно.

"Сатиновые берега"

 

Будущий гитарист-виртуоз появился на свет в 1969 году в городе Гродно, расположенном на западе современной Белоруссии. Здесь он посещал школу. Здесь же впервые начал постигать азы гитарной музыки.

дед

 Свою первую гитару Дидюля получил, когда ему было пять лет, в подарок от матери. С этого момента он планомерно развивал свои врожденные таланты, методично перебирая струны и переставляя аккорды один за другим.

"Айседора"

Его учителя восхищались его работоспособностью, а он, не обращая внимания ни на что, просто совершенствовал свою игру, глядя на великих гитаристов своего времени.

"Пещерный город Инкерман"

  

В подростковом возрасте Валерий впервые узнал о существовании различных вспомогательных приспособлений, позволяющих работать над гитарным звуком. С этого момента эксперименты с примочками, датчиками, звукоснимателями и прочими подобными элементами стали настоящим наваждением для молодого музыканта.

"Легенда"

 

дед

Он развивал свое мастерство, а параллельно с этим работал над созданием оригинального гитарного звука. Очень скоро подобные усилия принесли свои плоды. Композиции Дидюли начали впервые приобретать свое необычное звучание.  

"Цветные сны"

 

Некоторое время спустя в качестве третьего гитариста наш сегодняшний герой устроился в вокально-инструментальный коллектив «Алые Зори». Концерты проводились в разных городах, колхозах и совхозах, а позже в кооперативном ресторане.

дед

А в начале девяностых годов он присоединился к гродненскому коллективу «Белые Росы», который преимущественно занимался исполнением белорусских, польских и украинских народных песен. Стиль «фольк» настолько понравился Валерию Дидюле, что впоследствии нотки народной музыки постоянно звучали во всех его более поздних композициях.

"Путь домой"

Помимо этого стоит также отметить, что именно в составе ансамбля «Белые росы» гитарист впервые отправился на гастроли по странам западной Европы – Польше, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании и некоторым другим странам.

"Румба"

 

Особенно большое впечатление на молодого музыканта оказала Испания, а точнее – свойственная для нее гитарная музыка в стиле фламенко, что и повлияло на его окончательное становление.

Вот полюбуйтесь - какая техника исполнения! ))

"Идальго"

 

дед

"Фламенко"

 

А потом он решил начать сольную карьеру и в 1998 году отправился в Россию, в совершенно незнакомую ему Москву...

"Путь воина" 

Он стал пытаться заинтересовать своим творчеством представителей шоу-бизнеса. Правда, первое время на Валерия никто не обращал особого внимания, и ему пришлось зарабатывать на жизнь исполняя свои песни сидя на Арбате.

дед

"Русская"

Но он не сдался, и удача вскоре улыбнулась Дидюле. Долго ходившие от одного издательства к другому, демонстрационные записи парня попали в компанию NOX Music, к знаменитому продюсеру Иосифу Пригожину. Пригожину они понравились, и он подписал с начинающим музыкантом контракт, предложив сделать полноценный студийный альбом. Валерий согласился, и вскоре принялся за работу. Дебютный диск Дидюли вышел в 2000 году, и был довольно тепло встречен слушателями. 

"Один день в сентябре"

 

В конце девяностых годов Валерий Дидюля собрал вокруг себя неплохой коллектив единомышленников. На сцене вместе с Дидюлей в концертном действе принимают участие перкуссионисты (Рустем Бари и Александр Леер), клавишник (Хайбула Магомедов), бас-гитарист (Дмитрий Ершов) и духовая группа (Валерий Складанный и Рамиль Муликов).«ДиДюЛя» является самым гастролирующим инструментальным коллективом России (120 концертов в год). 

дед

"Дорога в Багдад"

дед

"Лэйла"

Таким образом, уже к концу 2000-х годов стиль белорусского музыканта был окончательно сформирован. Музыка фламенко тонким образом переплеталась в нем с народными мотивами, а дополняли все это современные аранжировки в стиле хаус.

дед

К настоящему моменту в дискографии музыканта есть уже 9 студийных альбомов:

2000 — Фламенко, 2002 — Дорога в Багдад,  2004 — Легенда, 2006 — Пещерный город Инкерман, 2006 — Цветные сны, 2007 — Музыка неснятого кино, 2010 — Аромат, 2012 — Орнаментальный, 2013 — Однажды сегодня. 

Концертные альбомы и видеозаписи: 2006 — Live in Moscow, 2009 — Live in Saint Petersburg, 2009 — Дорогой шести струн (фильм о группе), 2013 — Live in Kremlin.

 Сборники: 2006 — Grand Collection, 2003 — The Best (также известен под названием «Сатиновые берега»), 2013 — ДиДюЛя. 100 лучших композиций. 

"Арабское танго"

   

В конце 2000-х годов Валерий Дидюля начал новый эксперимент, который назвал «звук в звуке» или «музыкальный 25-й кадр». По его словам подобная технология позволяет создать дополнительный фон композиции, а также сделать ее более глубокой и насыщенной.

Дидюля уверен, что подобная музыка абсолютно по-особенному влияет на слушателей, давая им дополнительный заряд энергии. Данный факт был впоследствии даже подтвержден медиками и психологами. Именно поэтому музыку гродненского музыканта часто называют лечебной.  

 

дед

"Море"

 Зрителей, которые приходят на концерты ДиДюЛи, ожидает ярчайшее шоу в жанре инструментальной музыки. ДиДюЛя всегда удивляет. Все у него в высшей степени необычно и профессионально.

"Греческая"

 

Звуки флейт и саксофонов, дудук и окарина, бесчисленные перкуссионные инструменты, клавишные, бас-гитары, компьютерные спецэффекты, утонченная хореография и, конечно, неповторимая гитара ДиДюЛи. Гитар будет много! Это и фламенко, и акустические, и классические, и электрогитары, и греческая бузука.  Ценители инструментальной музыки называют ДиДюЛю одним из лучших гитаристов мира, но для него не имеют значения награды и премии. Главное - отдавать себя всего зрителям, неординарными звуковыми сочетаниями и мастерской гитарной игрой показать им красоту мира и уникальность каждого человека.

"Я найду тебя"

В одном из многочисленных интервью на вопрос: 

"Откуда вы черпаете свою творческую энергию?" 

Дидюля ответил так:

 "Это может быть и путешествие, и люди, ситуации, мелодия красивая, поступок может быть какой-то хороший, объятия, может взгляд, анекдот или наоборот негативное, но очень поменяет в себе что –то и получается творческое откровение. Поэтому вся жизнь меня вдохновляет, и является самым важным вдохновляющим фактором. Конечно, есть и еще музыка, есть еще вещи, которые находятся за гранью слов, о которых трудно говорить. Все равно окружающая жизнь превращается в музыку и, наверное, поэтому зритель хочет ее слышать, приходит на концерт, покупает билеты и в этот вечер люди приходят, и два с половиной часа своего жизненного времени тратят на то, чтобы прикоснуться к творчеству, где нет ни единого слова, но есть много эмоций, энергии, посыл, мелодий, музыки, а главное есть чистая откровенная живая игра. Это дорогого стоит".

"Сердце обжигая"

Разве тут можно с ним, Дидюлей, не согласиться?! ))

 Более подробная информация в источниках - 

http://www.weekend.od.ua/exclu_full.php?id=1410

http://djstakan.narod.ru/press/d/didula_01.htm

http://guitar.ru/musicians/interview/didula.html