7 мин.

Год под знаком малыша

 

Олимпийская чемпионка Анна Богалий, оставив спорт, получает удовольствие от общения с сыном

Без малого год назад, 23 августа 2012 года, двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Анна БОГАЛИЙ созвала в Москве пресс-конференцию, на которой заявила о своем уходе из большого спорта. 

«Я очень люблю биатлон, это моя жизнь. Но поймите, женщина — это прежде всего мать, — сказала она тогда. — И я выбираю сына. Я останавливаюсь…»

И вот с той памятной пресс-конференции прошел почти год. Каким он оказался для Анны Богалий? Не пожалела ли она о своем выборе? Об этом и многом другом чемпионка рассказала читателям «ВН». 

Доцент Богалий 

— Анна, в конце августа прошлого года на заседании кафедры физвоспитания СГУПСа вас, двукратную олимпийскую чемпионку, трехкратную чемпионку мира и 14-кратную победительницу этапов Кубка мира представили как… преподавателя, доцента. С чем связан такой выбор?

— По первому своему образованию я преподаватель спортивных дисциплин, могу работать с детьми начиная с детского сада и заканчивая студентами. Поэтому охотно и с благодарностью приняла предложение руководства университета работать на кафедре физвоспитания. Наверняка не все мои болельщики знают и о том, что второе высшее образование я получила в этом же учебном заведении. Вот я подумала: почему бы и нет? Сначала было немного боязно, пришлось снова обратиться к учебникам, конспектам. 

— Чего боялись?

— У меня больше двадцати лет непрерывного практического спортивного стажа, а вот преподавательского пока нет. Я на уровне рефлекса помню, в каком порядке следует делать упражнения во время гимнастики. А со студентами уже надо по-другому. Думаю: ага, сейчас я их согну вот так, а они обратно разогнутся ли? Этого и боялась. Но большое спасибо коллегам, которые мне здорово помогли и своей поддержкой, и  советами. Кое-что подсказывает личный опыт, что-то вспоминаю из программы института, когда еще сама училась, — например, методику проведения уроков.

— И как вам подопечные? 

— Я преподаю у девочек второго курса. Все активные, но такие разные. Понятно, что пробежать 2000 метров и уложиться в норматив, даже в 15 минут, сможет не каждая, если регулярно не занимается физической культурой. Но есть девочки, которые меня радуют, прежде всего своим отношением к занятиям, хотя бывают и такие, кому старания не хватает. На первом занятии я всем сказала, что прилежание и желание работать будут мной учитываться при выставлении оценок.

— Видите, кто халявит?

— Я же всю жизнь в спорте, а там сразу видно, кто выкладывается, кто халявит, кто симулирует. Даже когда перестаешь выступать, реализуешься на другом поприще, отношение к делу остается прежним: все по максимуму.

— А автографы студенты у вас спрашивают?

— Девчонки — нет, а ребята подходили.

Выходные как выходные 

— Что принципиально изменилось в вашей жизни после 23 августа прошлого года?

— В рабочем графике появились пары в университете. Каждое утро отвожу сына в садик, забираю сама или иногда бабушка помогает. Больше времени, конечно, провожу с семьей. Изменилось то, что я наконец-то дома, чего больше всего хотела. И я получаю от этого удовольствие. Знаете, я полюбила выходные, потому что они теперь и в самом деле выходные! Гуляем с Максимкой, в гости ездим. Вечером «засыпайку» смотрим по телевизору, иногда ему на планшете мультик включаю, пока он молочко пьет. Любит бултыхаться в ванне. То кораблики пускает, то посудку моет. Наиграется, смоет напряжение, потом о чем-нибудь поспрашивает-поспрашивает — и засыпает.

— Послушный?

— Он в меру шаловливый… Но очень активный, и иногда ему прилетает по мягкому месту (смеется. — Прим. ред.). Он мужественный мальчик, бывает, бежит, споткнется, упадет — и не плачет. Надо вставать: никто не виноват — сам споткнулся. Рассудительный. Однажды провинился, а бабушка старенькая решила его ободрить: «Ну, так бывает». И он мне теперь по любому поводу эту фразу выдает. Лифт закрылся раньше времени — «Мам, ну так бывает». 

— Не жалеете о своем уходе из большого спорта? 

— Видя глаза сына... Нет! Знаете, я сейчас в садик его отвожу к 8.30, а он меня спрашивает: «Мама, а ты меня завтра заберешь»? Я отвечаю: «Почему завтра? Я сегодня заберу». «Заберешь?» — с такой надеждой спрашивает! Потому что боится, что сегодня отдам, а забрать не смогу. Были случаи, когда надо было улетать на соревнования, на сборы. И он помнит об этом. Понятно, что для вас, болельщиков, наши выступления это «вот здорово, опять победили!» А для нас это такое колоссальное напряжение, переживания из-за того, что не дома, без любимого ребенка, которого так хотела, так ждала. 

— Но ведь велик соблазн — остаться в команде до Сочи! 

— Если бы вы побыли один день в моей шкуре... Соблазн знаете в чем? Соблазн — когда выигрываешь и стоишь на пьедестале, слышишь гимн, и вся жизнь у тебя перед глазами проносится. Ты абсолютно счастлив! Но это мгновения, и они проходят. И наступают будни, тренировки, соревнования, причем не всегда удачные. А когда не удается, ты копаешься в себе и думаешь: «Почему ты здесь, а вся семья там?».

«Аня, ты с нами!» 

— Я видел снимки с ваших торжественных проводов в Уфе на чемпионате мира по летнему биатлону. Поразило фото, где запечатлены коленки участниц чемпионата с надписями: «Аня! Мы с тобой!». Другие участницы обозначили ваши инициалы на своих щеках.

— Это девчонки с ребятами придумали. (Анна не может не улыбнуться, вспоминая этот случай. — Прим. ред.). Я не ожидала. Очень трогательно. А потом показали 10-минутный фильм про меня — тоже теплый такой, хороший.

— Вы ушли. Наступило утро первого дня без спорта. Открыли глаза. Что подумали: все, я свободна?

— А что такое свобода? Это возможность всегда оставаться самим собой, заниматься, чем хочешь, верно? Сейчас я так и делаю. А еще у меня есть интересный спортивный проект, идею которого я вынашивала почти 15 лет. Я мечтала о создании специальных центров в районах нашей области для занятий лыжами, биатлоном. Сегодня появился шанс реализовать эту мечту. Идея одобрена рабочей группой Законодательного собрания НСО, региональным правительством и мэрией Новосибирска. Но главное, ее поддержали тренеры в районах и мои друзья-спортсмены. 

— Мне кажется, что новосибирские олимпийские чемпионы — это некое братство, которое помогает друг другу, поддерживает начинания каждого из олимпиоников...

— Так и есть. Не знаю, как в других странах, но в России олимпийский чемпион — это особый статус. Если ты достиг в спорте всего, о чем можно только мечтать, то ты должен донести до каждого подростка, каждого школьника, что и он может многого добиться, если всерьез будет заниматься спортом и откажется от сомнительных удовольствий. В любом случае если и не олимпийские медали, то нормальный образ жизни, который включает в себя интересные встречи, интересное общение и, что немаловажно, здоровье, ему гарантирован. 

ПОСТСКРИПТУМ

Не могу не рассказать об одной интересной детали. Однажды наш разговор прервался телефонным звонком на мобильник Анны. Звонил Валерий Николаевич Польховский — тренер российских сборников, под руководством которого Анна дважды завоевывала олимпийские медали. Меня поразил их разговор. Чемпионка подробно, как послушная ученица, ему докладывала: «Я сегодня побегала часа полтора, с «резиной» позанималась, сейчас в бассейн пойду с девочками: у них вторая пара».

Ох, как хочется, чтобы не просто так интересовался известный тренер физическим состоянием своей воспитанницы! Действительно, представить нашу российскую эстафетную четверку без Анны — все равно что «Битлз» без Ринго Старра, скажем, или Пола Маккартни. Мне пока это никак не удается. И все же: раз Анна Ивановна решила, значит, так тому и быть — это известно всем. И теперь на одном из четырех эстафетных этапов за сборную России побежит уже не она. А у нее начался новый, не менее интересный этап в жизни.

26.07.2013

 Автор: Сергей ДРУЖИНИН. Фото из домашнего архива Анны БОГАЛИЙ.

http://vn.ru/