9 мин.

«The Dark Side of the Moon» исполняется 40 лет

Друзья, сегодня очень значимая дата в мире музыки: в этот день 40 лет назад состоялся выход одного из известнейших концептуальных альбомов прогрессивного рока «The Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd.  «Темная сторона Луны» является восьмым студийным альбомом британского коллектива  и одним из наиболее завершённых в концептуальном плане произведением группы. Здесь достигнуто превосходное равновесие между музыкальными гениями Уотерса, Гилмора и Райта, содержанием композиций и культовым конвертом. После выхода этого альбома ни творчество Pink Floyd, ни прогрессивный рок в целом уже не могли остаться такими, как были. Творчество группы не становилось хуже, оно просто менялось. Оно не могло оставаться прежним после оглушительного успеха их эпохального альбома.

Никто не ожидал такого успеха. Но это был не просто успех – фурор! Пластинка повествует о гнёте различных обстоятельств современной жизни на человека. Эта тема оказалась настолько созвучной мыслям и опасениям миллионов людей, что альбом продолжают активно покупать и спустя многие годы после его появления. Если верить статистике, этот альбом постоянно слушают в любой отдельно взятый момент в любой точке планеты, а в Великобритании он имеется в каждой пятой семье. 

«Dark Side...» стал первым из альбомов, для которого весь текст написал Роджер Уотерс. Важность этого события впервые была отмечена публикацией слов песен на обложке пластинки. Идея соединить композиции с темами помешательства, старости, работы и смерти, волнующими каждого из нас, пришла музыкантам в голову во время собрания на кухне у ударника коллектива Ника Мейсона. Пластинка была записана на студии «Abbey Road» в Лондоне с использованием последних на тот момент достижений звукозаписывающей техники. Альбом получил премию Грэмми «За лучшую технику записи альбома».

 

Интересные факты:

- Общее число продаж — более 50 миллионов экземпляров; является вторым самым продаваемым альбомом в истории человечества, уступая только «Триллеру» Майкла Джексона;

- Не покидал рейтинг продаж  Великобритании более двух лет и стал самым продаваемым альбомом британской группы за всю историю современной музыки;

- В «Top 200» США оставался 741 неделю, в том числе 591 неделю подряд с 1973 по 1988 годы (15 лет!) несколько раз попадая на первое место;

- В чарте Billboard альбом с небольшими перерывами появлялся в течение 14 лет;

- Обложка альбома наглядно демонстрирует явление дисперсии света в физике.

- Обратная сторона обложки изображает конвергенцию спектра, что позволяет, соединив концы развернутых обложек вместе, достичь повторяющегося до бесконечности дизайна.

- Согласно одной из легенд, в Германии существовал завод, производящий только копии этой пластинки. Всего в мире было продано 50 миллионов копий альбома.

- Альбом Dark Side является самой продаваемой записью группы, однако в США у Dark Side 15 платиновых наград, а у The Wall целых 23.

- В 2011 году обложка альбома заняла первое место в списке лучших обложек альбомов всех времен по мнению читателей интернет-издания Music Radar.

 

А теперь подробнее о каждой композиции:

«Speak to Me» («Поговори со мной»)

Инструментальная композиция, являющаяся увертюрой, включающей в себя фрагменты основных музыкальных тем и звуковых эффектов альбома. Слышные на заднем плане голоса представляют собой ответы на вопросник, составленный группой, основными темами которого являлись смерть, насилие и безумие.

«Breathe» («Дыши»)

В этой композиции нам рассказывается о такой стороне человеческого существования, как бесконечная погоня за успехом, признанием и славой. Страх на мгновение остановиться и оглядеться вокруг толкает нас к постоянной деятельности. В попытках угнаться за успехом пролетают годы. Приходит старость, а за ней и смерть. Жизнь растрачена впустую.

«On the Run» («Бегство»)

Таким названием композиции Уотерс представил паранойю. Эта тема еще более была усилена показом на концертах 1987 г. кадров привязанного к кровати человека, которого с возрастающей скоростью везут по больничным коридорам, пока, наконец, он не вырывается через распахнутые двери на взлетную полосу и не отрывается от земли. На концерте в этот момент через зал по канату пролетала надувная кровать и взрывалась на сцене. С тех пор и музыка, и фильм входят в концертную программу «Пинк Флойд». Композиция создана в основном на синтезаторе VCS3. В начале композиции можно услышать, как задыхающийся пассажир торопится успеть на самолёт, затем доносится звук взлетающего самолёта (гитара Гилмора с искажениями) и, наконец, грохот падения. Звук шагов бегущего пассажира, опоздавшего на этот самолёт, записывали гоняя одного из техников студии по лестнице в тяжёлых ботинках.

«Time» («Время»)

Одна из самых известных песен группы. Представляет собой семиминутную концептуальную композицию, состоящую из двух частей: развёрнутого инструментального вступления и собственно песни.  Композиция известна своей какофонией бьющих и звенящих часов в начале, записанной Парсонсом по просьбе И-Эм-Ай, как квадрофоническая тест-пленка для проверки и сравнения качества оборудования класса Hi-Fi. Песня отражает озабоченность Уотерса процессом старения (довольно необычно для композиции, написанной в 28 лет), а также его опасения, что жизнь проходит мимо (а это воспринимается с иронией, когда думаешь об успехе, которого добился этот музыкант). Гилмор и Райт по очереди поют куплеты, первый — в чуть более жестком стиле, а последний, поддерживаемый женскими голосами подпевки, — более мягко. Непревзойденным является соло на гитаре Гилмора — одно из самых классических в его репертуаре.

«The Great Gig In the Sky» («Большое шоу на небесах»)

Инструментальная композиция, включающая вокализ.  Автор композиции Ричард Райт. Музыка была уже полностью готова, но всем членам группы казалось, что чего-то не хватает. Тогда они пригласили на запись Клэр Торри — штатную вокалистку студии Abbey Road, которую рекомендовал группе Алан Парсонс, работавший с Торри ранее. Она импровизационно исполнила вокальную партию в этой песне. Никто из «флойдов» не знал, что именно им надо. Первоначально Клэр напевала что-то вроде «Oh, baby-baby…», но Уотерс с этим не согласился. Он сказал: «твой голос — это музыкальный инструмент, делай с ним что хочешь». Последовало несколько импровизаций. Во время записи Клэр Торри говорила: «можем сделать сколько угодно дублей, но запишем первый: лучше всего у меня получается с первого раза». Так и вышло: на альбом попала первая запись. Вокалистке за труды была выплачена двойная ставка, равная 30 фунтам. Однако впоследствии группа признала за ней соавторство композиции и назначила соответствующее вознаграждение.

«Money» («Деньги»)

Еще одна известная композиция альбома начинается со скачущего из динамика в динамик звука открываемой кассы и звона денег.  Звон монет в композиции был записан Дэвидом Гилмором и Роджером Уотерсом в домашних условиях, шорох рвущейся бумаги они записали тоже сами. Из огромной библиотеки звуков был выбран только треск кассового аппарата.

«Money» вышла в США как сингл в отредактированной версии, что является раритетом, выпускавшимся в Британии лишь раз на виниловом сборнике «Легенды рока» ("Rock Legends» — Telstar STAR 2290). Успех сингла в хит-параде (13-е место) изменил судьбу группы навсегда. Изменилась и аудитория слушателей — теперь спокойные проигрыши на концертах тонули в море воодушевленных криков. Эта композиция исполнялась наибольшее количество раз в истории группы, в том числе на «бис» во время турне «Animals» в 1977 г., во время сольных гастролей Гилмора и Уотерса и на всех последующих концертах «Пинк Флойд». Гилмор исполнил песню в общей сложности на 780 концертах!

«Us and Them» («Мы и Они»)

Оригинальная мелодия «Us and Them» была написана Райтом ещё во время работы Pink Floyd над музыкой для кинофильма «Забриски-пойнт». Основной темой песни является взаимоотношение людей друг с другом. Их конфликты и противостояния. Уотерс делает вывод, что все мы, при прочих равных, всего лишь обычные люди.

«Any Colour You Like» («Любой цвет, какой захочешь»)

Этот инструментал, состоящий из синтезатора и гитары, является единственной композицией группы, которую «трое» написали без Уотерса, хотя последний еще был в группе. Название взято из знаменитой рекламы первого в мире автомобиля массового производства «форда» модели «Т», где покупателю предлагалась на выбор машина «любого цвета, если этот цвет — черный» («Any color you tike, so long as it's black»).

«Brain Damage» («Повреждение мозга»)

Композиция, повествующая, что всё, о чём говорилось на протяжении всего альбома (быстрое течение времени, старость, страх перед ней и смертью, деньги, военно-политические конфликты…) приводит к безумию. Эти вещи повсюду, и они непрерывно разрушают мозги людям. А скрыться от всего этого можно лишь на обратной стороне Луны…

«Eclipse» («Затмение»)

Композиция демонстрирует один из любимых способов сочинения стихов Уотерса — когда сомневаешься, сделай список. Эта «спискомания» встречается в большинстве его последующих альбомов с «Пинк Флойд», а также сольных работах. Слова не были записаны, пока, наконец, после нескольких концертов музыканты не поняли, что сюита должна где-то заканчиваться. Альбом завершается еще одним биением сердца. Некоторые утверждали, что это плод богатого воображения читателей, но что-то похожее на струнный оркестр, играющий  битловскую «Ticket To Ride», действительно можно услышать на новом, восстановленном компакт-диске, если установить очень высокий уровень громкости.

Эта песня — подведение итогов. Всё, чего вы касаетесь, чувствуете, любите и ненавидите, что вы едите, что создаёте и разрушаете — всё это должно освещать Солнце, но оно затемнено Луной. Без солнечной энергии жизнь на Земле сводит с ума, лицевая сторона Луны холодная, но на той, что повёрнута к Солнцу — сама жизнь, там можно скрыться от земных кошмаров и жить счастливо…

 

Свежая новость, которая появилась буквально позавчера: альбом The Dark Side Of The Moon попал в Библиотеку Конгресса США. Классический альбом Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon» отвоевал свое место в истории и – на полках знаменитой Библиотеки Конгресса США. Запись попадет на вечное хранение в архивы Конгресса в качестве нового экспоната Национального реестра звукозаписи.

 Сообщается, что «The Dark Side Of The Moon» получил большинство голосов членов Национального рекордингового совета.

 

В течение 40 лет со дня выхода альбом продолжает оставаться бестселлером, а Pink Floyd – одной из самых востребованных групп. Каждый год “Dark Side Of The Moon”, этот образцовый экземпляр прогрессивного рока, продолжает расходиться тиражом около миллиона копий.

 

P.S.  И помните: нет никакой темной стороны Луны, на самом деле она вся темная.