Ravel's Bolero
В те времена, когда призами в передаче "Что? Где? Когда?" ещё служили книги, Знатокам был задан вопрос:

- Знаете ли вы, какое зрелище произвело настолько сильное впечатление на француза Мориса Равеля, что вдохновило его на создание гениального "Болеро"?
И был в той команде парень из Ферганы, эрудит сам по себе, а не c помощью Googlе, который сумел ответить правильно. Сможет ли кто-нибудь из вас сделать так же? Не заглядывая в поиск?Источник вдохновения оказался очень неожиданным для большинства...откроем секрет в конце нашего небольшого рассказа.
А пока - немного о самом "Болеро"
Слушая равелевское “Болеро”, вы находитесь в состоянии поистине гипнотическом. Дело в том, что музыка здесь показала свою власть над земным временем. Я бы сказал, что “Болеро” построено математически точно. Это-то и является источником гипноза.Давно уже замечено, что в “Болеро” Равеля очень мало общего с подлинным испанским танцем, с настоящим испанским болеро.Труднее всего воспринимают произведение Равеля именно испанцы. Они настроены на другую музыку. Подлинное болеро идет по крайней мере вдвое быстрее равелевского. Идет под аккомпанемент гитары, кастаньет, там есть и барабаны.
"Болеро" - чудо современной оркестровки..
Проще говоря, слушая "Болеро" вы познакомитесь со всеми инструментами симфонического оркестра по очереди, включая и те новые, которые Равель так храбро включил в "основной состав" :три саксофона, гобой д,амур, малая труба и челеста.Есть мнение, что Равель опередил свое время на много лет вперед, создав музыку будущего - Heavy metal.Прислушайтесь к этой навязчиво повторяющейся мелодии и жесткому ритму барабанов. В конце, когда уже все барабаны отбивают все тот же ритм, а весь оркестр играет tutti и во всю мощь - ничего не напоминает?
Хотелось бы узнать, что представлялось вам, пока вы слушали ( если слушали). Насколько развито ваше умение мыслить образами? Очень интересно )
На многих слушателей 1928 года “Болеро” производило гнетущее впечатление. Им казалось, что некий узник движется по кругу внутри четырех стен и никак не может вырваться за пределы жестко очерченного пространства.
Вместе с тем – и это тоже поразительно – “Болеро” имело оглушительный успех в Европе 1928 года, в Европе, которая не ожидала никаких новых катастроф. Успех сочинения был поистине успехом шлягера. Тему “Болеро” напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице.
Формально "Болеро" было написано для русской балерины Иды Рубинштейн. Премьера спектакля состоялась в Париже 20 ноября 1928 года. Триумф был полный.
"Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец... Гуляки не обращают на нее внимания, но постепенно начинают прислушиваться, оживляются. Их все больше захватывает наваждение ритма; они поднимаются со своих мест, приближаются к столу; необычайно возбужденные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление."
Спустя много лет, в постановке Мориса Бежара, танцовщицей выступила уже наша Майя Плисецкая. Бежар писал: “Болеро” – история желания”.
А тогда давно, в клубе "Что? Где? Когда?", умница Нурали Латыпов и ответил, что Равель создал "Болеро", будучи под впечатлением зрелища литейного завода.
Сам Равель писал :" Как передать Вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас! Я готов был плакать от восторга. Как все это музыкально!.. Непременно использую".
Кто бы мог подумать, нет?
Бедняга Морис - такого явно не заслужил.
Ну, первый раз я тут уже выступил за IL DIVО, просто текст размещал не сам - понятия не имел, как это делается, и получил втык от своих любимых дам - они в филологии королевы.
А этот я сделал сам - из принципа.
Самому интересно стало - смогу я это сделать или нет. В смысле справиться с "техникой исполнения" - я же чайник в прямом смысле.
Так что ты соавтор, без тебя ничего бы не получилось. Grand mеrci :)
Слушал первый раз, так что могу передать гамму ощущений ;)
Спустя минут 5 после начала мозг сообразил и я получил картинку в воображении.
Раннее утро. Огромное поле. Весна. Хижины, собранные наспех. Из одной из них появляется крестьянин. Усталый, старый и худой.
Он берет в руки мотыгу и медленно идет в поле. Оглядывается. Поле местами выжжено, кое-где валяются остатки только что закончившейся войны. Он берет мотыгу и начинает обрабатывать землю. Без мысли в голове, просто руки делают то, что привыкли делать годами.
Из других хижин появляются лица. Такие же уставшие, хмурые. Без надежды в глазах. Маленький мальчик показывает на одинокого крестьянина в поле маме, но та, сжав губы мотает головой. Малец берет отцовскую мотыгу и бежит в поле. Становится рядом и начинает "помогать". Один за другим они выходят и начинают работать...
В конце дня появляется первая улыбка. Это малец принес воды старику.
Появляется надпись Summer. Видим людей работающих в поле. Поле радует глаз зеленью. Кое-где до сих пор темные прогалины из-за выжженой земли. Искра в глазах людей.
Ну и финишные 5 минут. Осень. Люди собирают урожай. Дети помогают. Радость надежды на будущее. Время вылечит все.
Занавес.
И действительно умница Нурали Латыпов )
Барабаны чаще символ тревоги,призыва к бою и у Заболоцкого (это его стихи я взял) четко это чувствуется.А жесткий ритм и нарастающий по-звучанию звук - ассоциируется с войной, армией, вой бомб и т.д.
Ну и разочарование в мирной жизни - очень здорово передали и Ремарк, и Хэмингуэй - каждый по-своему. Один - в "Возвращении" и "Трех товарищах", другой - в "Фиесте".
Потерянное поколение - люди войны, которые так и не смогли её забыть.
Потому кальвадос с абсентом и пили)
А у меня с детства самый любимый знаток - Никита Шангин ) Какие головы светлые у того поколения.
Выкладывайте и пишите ещё )
Тебе цены в рекламном бизнесе не будет.Я серьезно.
Умение мыслить образно + формулировать кратко и оригинально - бесценно в этом царстве креатива.
Креатив изначально - это их термин.