3 мин.

Ravel's Bolero

 В те времена, когда призами в передаче "Что? Где? Когда?" ещё служили книги, Знатокам был задан вопрос:

аниме

- Знаете ли вы, какое зрелище произвело настолько сильное впечатление на француза Мориса Равеля, что вдохновило его на создание гениального "Болеро"?

И был в той команде парень из Ферганы, эрудит сам по себе, а не c помощью Googlе, который сумел ответить правильно. Сможет ли кто-нибудь из вас сделать так же? Не заглядывая в поиск?Источник вдохновения оказался очень неожиданным для большинства...откроем секрет в конце нашего небольшого рассказа.                             

                                 А пока - немного о  самом "Болеро" 

Слушая равелевское “Болеро”, вы находитесь в состоянии поистине гипнотическом. Дело в том, что музыка здесь показала свою власть над земным временем. Я бы сказал, что “Болеро” построено математически точно.  Это-то и является источником гипноза.Давно уже замечено, что в “Болеро” Равеля очень мало общего с подлинным испанским танцем, с настоящим испанским болеро.Труднее всего воспринимают произведение Равеля именно испанцы. Они настроены на другую музыку. Подлинное болеро идет по крайней мере вдвое быстрее равелевского. Идет под аккомпанемент гитары, кастаньет, там есть и барабаны.

                        "Болеро" - чудо современной оркестровки..

Проще говоря, слушая "Болеро" вы познакомитесь со всеми инструментами симфонического оркестра по очереди, включая и те новые, которые Равель так храбро включил в "основной состав" :три саксофона, гобой д,амур, малая труба и челеста.Есть мнение, что Равель опередил свое время на много лет вперед, создав музыку будущего - Heavy metal.Прислушайтесь к этой навязчиво повторяющейся мелодии и жесткому ритму барабанов. В конце, когда уже все барабаны отбивают все тот же ритм, а весь оркестр играет tutti и во всю мощь - ничего не напоминает? 

Хотелось бы узнать, что представлялось вам, пока вы слушали ( если слушали). Насколько развито ваше умение мыслить образами? Очень интересно )

На многих слушателей 1928 года “Болеро” производило гнетущее впечатление. Им казалось, что некий узник движется по кругу внутри четырех стен и никак не может вырваться за пределы жестко очерченного пространства.

Вместе с тем – и это тоже поразительно – “Болеро” имело оглушительный успех в Европе 1928 года, в Европе, которая не ожидала никаких новых катастроф. Успех сочинения был поистине успехом шлягера. Тему “Болеро” напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице.

Формально "Болеро" было написано для русской балерины Иды Рубинштейн. Премьера спектакля состоялась в Париже 20 ноября 1928 года. Триумф был полный.

"Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец... Гуляки не обращают на нее внимания, но постепенно начинают прислушиваться, оживляются. Их все больше захватывает наваждение ритма; они поднимаются со своих мест, приближаются к столу; необычайно возбужденные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление."

Спустя много лет, в постановке Мориса Бежара, танцовщицей выступила уже наша Майя Плисецкая. Бежар писал: “Болеро” – история желания”.

А тогда давно, в клубе "Что? Где? Когда?", умница Нурали Латыпов и ответил, что Равель создал "Болеро", будучи под впечатлением  зрелища литейного завода. 

Сам Равель писал :" Как передать Вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас! Я готов был плакать от восторга. Как все это музыкально!.. Непременно использую".

Кто бы мог подумать, нет?