Одиннадцать перстней. Фил Джексон – о возвращении в Нью-Йорк
Фото: Fotobank/Getty Images/Maddie Meyer
Оригинал: Фил Джексон, Хью Делеханти «ELEVEN RINGS: The Soul of Success», 2014
Часть меня всегда стремилась к простой, аскетичной жизни. Но мне приходилось находить баланс между этим чувством и потребностью постоянно быть на виду. Когда я завершил тренерскую работу, Джинни [Басс] убедила меня следить за происходящим в баскетбольном мире – что я и сделал, но сначала я склонялся к тому, чтобы уйти в себя, приспособиться к себе самому. Я представлял, как сбавлю обороты, стану более внимательным к жизни и посвящу себя житейским хлопотам. Я был бы счастлив быть главным поваром и мойщиком посуды в своем доме, покупать продукты, готовить ужин и вообще вести домашние дела. Я учил бы медитации каких-нибудь руководителей и стал бы наставником для студентов Объединенной Теологической Семинарии. По крайней мере, до тех пор, пока они не начали бы называть меня «преподобный».
И вот Ирвин Азофф пригласил меня на ту вечеринку.
Ирвин – известный человек в музыкальной индустрии, сотрудничающий с The Eagles, Christina Aguilera, Steely Dan и другими звездами. Но он также и преданный болельщик «Лейкерс», которого я часто видел на матчах рядом с Гленом Фреем [солист The Eagles] неподалеку от нашей скамейки. Шелли, жена Ирвина, в свое время закатила масштабную вечеринку под названием «Между нами девочками» в их доме в Holmby Hills, LA. Дабы не отстать от жены, Ирвин решил организовать встречу в начале декабря по случаю своего дня рождения, пригласив около 150 друзей. Список гостей включал в себя The Eagles, актера Ларри Дэвида, главу CBS Лестера Мунваса и Джима Долана, исполнительного директора The Madison Square Garden Company и владельца «Нью-Йорк Никс». Ирвин намекнул, что Долан хочет переговорить со мной о своей команде.
А поговорить было о чем. Несколькими месяцами ранее, прямо перед началом тренировочного лагеря Джим назначил на должность президента команды Стива Миллса, бывшего руководителя Madison Square Garden. «Никс» начали сезон ни шатко ни валко, но в ноябре Тайсон Чендлер выбыл с переломом ноги, и дела пошли еще хуже. Я посоветовал Джиму сохранять спокойствие. «Прошло всего 5-6 недель, – сказал я. – Команде нужно время, чтобы собраться».
По моему мнению, «Никс» стоило нарастить темпы в атаке, активнее двигать мяч и играть более жестко. За обсуждением всех горестей команды мы и не заметили, как минул час-другой. Мы чуть не пропустили ужин, поэтому договорились продолжить разговор после рождественских праздников.
на фото: Ирвин Азофф, председатель правления MSG Entertainment
Следующая беседа тет-а-тет состоялась в Jerry’s Deli, заведении нью-йорского типа в Marina del Rey, LA, неподалеку от моего дома. Джим и Ирвин открыли совместное предприятие Azoff MSG Entertainment, и Долан прилетел в Лос-Анджелес обсудить реконструкцию бывшей домашней арены «Лейкерс», The Forum, которая теперь принадлежит Madison Square Garden enterprise.
Джим поинтересовался, что бы я сделал в первую очередь, если бы стоял у руля команды. «Я бы хотел принимать активное участие во всех операциях клуба, ежедневно».
– Какая бы должность тебя устроила? – спросил Джим.
– Я точно знаю, что не хотел бы быть генеральным менеджером.
Ирвин в это время сидел неподалеку.
– Сделай его президентом, Джим, – сказал он. – Он должен быть президентом.
Неделю спустя в ЛА мы со Стивом Миллсом уже обсуждали план совместной работы. Признаться, я был впечатлен смекалкой Стива и его готовностью занять место генерального менеджера, освободив для меня кресло президента. Мне показалось, что у нас может получится что-то достойное.
Что заинтриговало меня больше всего, так это возможность воссоздать культуру клуба с нуля (то, что я в свое время хотел сделать с злосчастным франчайзом из Сиэттла). Джим пообещал мне карт-бланш на все баскетбольные операции и возможность делать все, что поможет вернуть в Нью-Йорк радость чемпионства.
Тогда я задумался, что я смогу сделать с командой с таким платежным балансом в рамках существующего коллективного соглашения. 8 игроков имели гарантированные контракты до 2015 года на общую сумму около $ 50 млн., в то время как потолок зарплат составлял $ 58.7 млн. И это еще не все: единственная звезда Кармело Энтони заявил, что в грядущее межсезонье планирует выйти на рынок свободных агентов. Плюс ко всему у «Никс» не было драфт-пиков, а основные игроки восстанавливались от многочисленных травм. Определённо, задача не из простых.
Наша последняя встреча состоялась 2 марта в La Quinta Resort, что в Palm Desert, California. Джим, рисковый человек по жизни и бывалый яхтсмен, попросил меня разработать маршрут нашего совместного досуга. Я решил проверить своих будущих коллег на деле, устроив бешеную гонку по пустыне на мотовездеходах. И в результате сам заблудился. Или, как говаривал Дэниел Бун, я не заблудился, я просто был в замешательстве пару-тройку дней.
Эта поездка развеяла последние сомнения, и я решил двигаться дальше. В пустыне, под чистым небом мы с Джимом обсудили детали и договорились, что в середине марта я присоединюсь к фронт-офису «Никс».
на фото: зрители Madison Square Garden приветствуют Фила Джексона
Моей первой задачей по приезду в Нью-Йорк стало определение направления дальнейшего развития. Я старался позаботиться о том, чтобы все в клубе понимали, куда мы собираемся двигаться. Я говорил не о кардинальной смене всего и вся, а о постепенном устойчивом развитии, основанном на принципах совместной и самоотверженной работы.
Я не хочу быть президентом, который обсуждает все только с генеральным менеджером за закрытыми дверями, оставляя всех остальных в неведении. Я также не собираюсь брать на себя ручное управление командой, как делал это в свою бытность тренером. Я лишь хочу создать открытое сообщество, в котором у каждого человека с идеями есть шанс быть услышанным. У нас достаточно талантливых людей, их нужно лишь направить в верном направлении. Наши скауты и аналитики должны систематизировать тонну информации о потенциальных проспектах, которые могли бы быть полезны нам в дальнейшем. В конечном счете мы планируем проанализировать каждую команду Лиги, выделить группу интересующих нас игроков, чтобы предпринять шаги, которые принесут плоды в ближайшие 3-5 лет.
Нью-Йорк – это колоссальное давление со стороны медиа. Утечки информации неоднократно доставляли «Никс» кучу проблем. Тем не менее, я не сторонник ограничений общения со СМИ. Я предпочитаю выстроить в команде атмосферу абсолютного доверия, чтобы игрокам не пришло в голову выносить возможные проблемы напоказ. Надо сказать, дело непростое: первое время в Нью-Йорке я потратил на то, чтобы развеять слухи относительного шагов, которые собираюсь предпринять. Каждый раз, когда в прессе фигурирует очередная фикция, я говорю своим сотрудникам: не волнуйтесь! Мы не откланяемся от намеченного курса. Доверяйте друг другу. Если кто-то злоупотребит доверием – мы с ним разберемся. Ты можешь обмануть меня, но лишь однажды.
Другой момент, на который я хочу обратить внимание – это искоренение безразличия в команде. В былые времена у нас [игроков] не было консьержей. Мы сами стирали свои вещи, распределяли билеты, составляли схемы питания (хочешь есть – звони в Carnegie Deli и заказывай). Это не значит, что нам необходимо вернуться к системе «Сделай Сам», но нужно восстановить чувство профессиональной ответственности. Возникает следующий вопрос: «Никс» – это группа изнеженных индивидов, которые вынуждены рассчитывать на кого-то со стороны для удовлетворения своих прихотей? Или все же это команда профессионалов, которых объединяет одна цель – качественное выполнение своей работы.
Во время моего второго похода с «Лейкерс» в команде были замечательные лидеры – Кобе, Пау, Дерек – которые сполна отрабатывали в каждой игре сезона, несмотря на адские перегрузки. В мой последний год в качестве тренера в команде было 6 игроков, отыгравших все 82 игры сезона. В сезоне-2013/2014 в составе «Никс» не было ни одного такого игрока. Суть не в том, чтобы строить из себя мачо, а в том, чтобы биться в каждом матче, сохраняя командный дух.
Как бы то ни было, это не самая серьезная проблема «Нью-Йорка». Я общался с игроками после окончания сезона, и многих из них действительно связывают дружеские отношения вне баскетбола, но на площадке не все были частью единого целого. И, в отличие от сообщений СМИ, игроки не ставят отсутствие гармонии в вину тренеру [Вудсону] – они винят себя. Многие признавались, что не хотели жертвовать индивидуальными результатами ради общего результата.
На самом деле, очень здорово вернуться в Нью-Йорк. Несмотря на то, что город разительно изменился за прошедшие 47 лет, но здесь я все равно чувствую себя как дома. Мне нравится энергия, мышление, темп этого города. В Лос-Анджелесе ты можешь спрятаться в своем пузыре и неделями не показываться. В Нью-Йорке ты в постоянном контакте с миром, куда бы ты ни направлялся. Это придает силы.
Теперь, когда Дерек Фишер стал нашим тренером, необходимо подобрать подходящих партнеров для Кармело (который, к слову, решил остаться), наладить командную химию и привить команде выдержку и характер, которыми так славен этот город. Дерек был настоящим лидером в «Лейкерс», и я уверен, что он будет вдохновлять игроков на совместную, плодотворную деятельность.
Скоро медовый месяц закончится. Я уже чувствую, как акулы кружат в воде. Но это меня не беспокоит. Единственное, что важно – это просыпаться утром и иметь возможность делать то, о чем всегда мечтал: реанимировать команду, которую создал Рэд Хольцман. Команду, которая навсегда изменила мою жизнь.
У Фила есть все,чтобы к званию великого тренера присовокупить звание великого президента.
Отличный план !
Почему то кажется, что Нью-Йорк в ближайшие пару лет будет лучше всех сегодняшних прогнозов. И уж точно не дном.
И мне очень интересно будет на это смотреть.
Может и Хэйтер объявится? ))