13 мин.

Лучший молодой Лиги ВТБ сбежал в Америку – от суда и военкомата

Под Новый год в NCAA стало на одного российского игрока больше: центровой Кирилл Елатонцев усилил Оклахому, за которую сможет выступать до конца этого сезона.

Последние два месяца 2025-го на родине у баскетболиста получились насыщенными. Попытка разорвать контракт с клубом в одностороннем порядке привела к тому, что им заинтересовались в военном комиссариате.

Кто такой Кирилл Елатонцев?

Елатонцев – 23-летний центровой сборной России и «Локомотива», один из последних талантов, выросших в системе краснодарского клуба.

Сам игрок – из Красноярска. Он выступал у Андрея Ващенко и с красноярской командой участвовал в Спартакиаде, проходившей как раз в Краснодаре, где его и заметили. С 2016 года Елатонцев присоединился к академии клуба и поступательно развивался там: стал MVP регулярного сезона-20/21 и завоевал серебро молодежной лиги ВТБ, был признан MVP «Финала четырех» и выиграл золото в сезоне-22/23 молодежной лиги ВТБ, а в феврале 2024 года получил приглашение в сборную России.

Последние два сезона Елатонцев признавался лучшим молодым игроком лиги ВТБ. Само по себе это ни о чем не говорит: нового Луки Дончича тут нет, но в прошлом сезоне 210-сантиметровый «большой» действительно был важной частью ротации «Локомотива» и нередко смотрелся более убедительно, чем выходящий тогда в старте и склонный к перебору фолов Андрей Мартюк. Елатонцев проводил на площадке в среднем 20 минут и набирал 7,2 очка и 4,6 подбора. Он также показал, что теоретически претендует на роль современного универсального центрового – реализовал 14 из 31 трехочковых за сезон.

Все это не то чтобы грандиозные цифры, но в российском баскетболе катастрофа со сколько-нибудь талантливыми молодыми баскетболистами, поэтому в прошлом году Елатонцев моментально получил приглашение на Матч звезд Единой лиги. И это не совсем аванс. Того, что он делал, хватало для пополнения скромной обоймы более-менее приличных российских игроков.

«Локомотив-Кубань» – одно из немногих мест в российском баскетболе, где по крайней мере работают над тем, чтобы регулярно выпускались люди для основного состава клубов Лиги ВТБ. Правда, стоит им оформиться, они тут же хотят сменить место работы.

Такая же мысль пришла в голову и Елатонцеву.

Почему о Елатонцеве узнали вообще все?

Для этого игроку и «Локомотиву» понадобилось устроить самый тупой триллер, который вы только могли вообразить: аудитории, открывшей для себя баскетбол, предлагалось следить за комичным главным героем и карикатурными злодеями.

События развивались следующим образом.

Елатонцев не выступал за «Локомотив» из-за проблем с ногой и бесконечно оттягивал дебют в сезоне-2025/26.

На площадку он должен был вернуться в ноябре.

Внезапно ночью 8 ноября он почувствовал симптомы отравления и вызвал скорую помощь. Его жена позже разъяснила, что игрок «поставил об этом в известность врачей клуба в 4 часа ночи». А «Локомотив» остался недоволен тем, что врачи «узнали об этом только утром». 

Это невинное расхождение спровоцировало полномасштабную войну между сторонами. «Локомотив» опубликовал заявление о случившемся, которое завершалось так: «Клуб подозревает, что Кирилл Елатонцев симулирует признаки болезни, а также вводит в заблуждение тренерский штаб и медицинский персонал клуба. Таким образом, спортсмен нарушает не только свои трудовые отношения, но и обязательства игрока профессионального клуба».

Елатонцев тут же ответил на это тем, что принес в офис заявление о расторжении контракта, аргументируя это «регулярными неподобающими поступками со стороны представителей клуба».

После этого он решил, что ему надо восстанавливаться после перенесенной инфекции, и переехал в Санкт-Петербург, где лег в Военно-медицинскую академию им. Кирова. По словам его жены, все краснодарские клиники отказались его лечить, а тем врачам, которые продлевали игроку больничный, угрожали увольнением.

Жена Елатонцева добавила контекста: «Днем 8 ноября Кирилл прошел обследование в медицинской клинике, рекомендованной клубом, в присутствии клубного врача. Клиника установила нетрудоспособность Кирилла. Однако клуб настоял на том, чтобы врачи не оформляли больничный лист, и Кирилл продолжил играть с вирусной инфекцией, что ставит под угрозу его здоровье и здоровье окружающих. К сожалению, состояние Кирилла не улучшилось, и он был вынужден обратиться к независимому специалисту, который незамедлительно направил его на больничный».

«Локомотив» провожал игрока в путь бранчливыми ямбами.

Главный тренер Антон Юдин: «Он отказался играть за нас. Хотя я с ним разговаривал дважды, говорил ему, что у него есть выбор, он говорил мне, что хочет играть за нас. Но, видимо, в голове держал что-то другое. На мой взгляд, это не совсем корректное, мужское поведение».

Президент Андрей Ведищев: «Ситуацию комментируют кто угодно – жена Кирилла, журналисты, блогеры, но не он сам. Как мы видим, игрок несамостоятелен в принятии решений. Со стороны это выглядит заранее спланированной акцией и одновременно абсурдной… На сегодняшний день мы располагаем неофициальной информацией, что Елатонцев сейчас находится в городе на Неве, госпитализирован и проходит лечение только ему известной болезни».

Однако матюками вдогонку клуб, к сожалению, не ограничился.

Спортивный директор Виктор Мелешенко обратился в Кубанский госуниверситет физкультуры, спорта и туризма с просьбой перевести Елатонцева со свободного посещения занятий на очную форму обучения.

И одновременно Следственный комитет по Краснодарскому краю совершенно случайно начал угрожать игроку открытием уголовного дела из-за неявки в военкомат по повестке, полученной 10 ноября.

4 декабря Елатонцева допросили в Следственном комитете Санкт-Петербурга.

А 10 декабря адвокат Елатонцева обратился в суд с исковым заявлением на Военный комиссариат Карасунского и Центрального округов Краснодара, поскольку в момент вручения повестки игрок имел право на отсрочку как студент-очник.

К 17 января следователь Карасунского округа отказался от возбуждения уголовного дела «в связи с отсутствием состава преступления».

Параллельно в декабре «Локомотив» обратился в ФИБА, РФБ, NCAA, чтобы запретить Елатонцеву переход в другую организацию.

«Сложившаяся ситуация не только наносит прямой ущерб интересам клуба, но и формирует крайне негативный сигнал для всего спортивного сообщества. Таким образом, создается опасная «лазейка», которая может спровоцировать других молодых спортсменов на аналогичные нарушения контрактов, ставя под удар всю отечественную систему подготовки баскетбольного резерва и финансовую стабильность клубов, академий и спортивных школ», – говорилось в новом заявлении клуба.

Это было опубликовано 24 декабря.

В этот же день Елатонцев уже сходил с трапа в Далласе для того, чтобы начать выступления за новую команду – «Сунерс» из NCAA.

В чем логика Елатонцева?

Невозможно оправдывать деятелей, которые пытаются сломать жизнь молодому человеку при помощи военкомата, но легко понять, откуда взялось недовольство у Андрея Ведищева и почему он ощущает собственную юридическую правоту.

А вот с логикой Кирилла Елатонцева все куда запутаннее.

Во-первых, не очень понятно, к чему был весь этот спектакль с болезнью, а также драматичные призывы жены Елатонцева к болельщикам.

Главный тренер «Сунерс» Портер Мозер сразу же рассказал о том, как его команда вообще узнала о российском центровом.  

«9 октября инсайдер Джефф Гудман написал в твиттере, что Кирилла допустили до выступлений в NCAA и он сможет играть сразу же. Мы начали наводить справки о нем. Все началось с этого твита: мы изучили его игру, связались с ним.

Вся страна видела этот твит. И к нему многие обратились, не только мы. Мы показали, что мы в нем заинтересованы. Но мы ничего не делали, чтобы обеспечить ему допуск – все началось с того твита».

Елатонцева убедил на переезд не оформленный официально в качестве агента Александр Мигуренко, которого в российском баскетбольном сообществе называют «зумер-агентом». Этот молодой человек поучился в Америке в Montverde Academy и пересекался с Елатонцевым в молодежной сборной. В позапрошлом сезоне он числился в греческом «Лаврио», но не смог стать баскетболистом, поэтому теперь помогает другим.

И задолго до всех этих разбирательств – еще в октябре – Елатонцев получил от NCAA официальное разрешение.

Жена Елатонцева же в ноябре писала следующее: «Уважаемые болельщики БК «Локомотив-Кубань»! Вы прекрасно знаете Кирилла как преданного игрока, который всегда выкладывался на сто процентов и боролся за наш клуб в каждом матче. Сейчас ему действительно плохо, и он искренне сожалеет, что не сможет помочь команде в предстоящей игре. Я призываю вас не поддаваться на манипуляции и не верить тем, кто пытается очернить его репутацию. Мы обеспокоены несправедливым отношением и давлением, которому подвергается Кирилл, и надеемся на объективную оценку ситуации».

Во-вторых, никакого плана «Б» у ребят, похоже, не существует.

В современной NCAA царит тотальный хаос. Разобраться в нем не получается и у великих тренеров, работающих в организации.

Например, Джон Калипари обращал внимание на то, что современные студенты как-то не очень похожи на студентов.

«Сейчас в университетах играет много взрослых мужиков с бородами. Реально взрослых. Ты смотришь – он машет куда-то на трибуны, а там его дети. И ты думаешь: подождите, у него двое детей, а он все еще играет в студенческом баскетболе?

Самое безумное – этот парень использует деньги NIL, чтобы платить алименты первой жене. А он все еще играет в университете. Мы вообще в своем уме?»

Когда-то NCAA беспощадно расправлялась с игроками и организациями, если находила следы хоть каких-то финансовых поощрений. Теперь все пришло к другой крайности. С появлением NIL, то есть как бы рекламных контрактов для игроков, университеты могут предложить студентам больше денег, чем профессиональные лиги Европы.

При этом ограничения работают странным образом.

Вот пример Кирилла Елатонцева.

У центрового имеется действующий контракт с «Локомотивом», заключенный по схеме «3+2» в 2024 году.

NCAA называет себя любительской организацией и, естественно, не может давать доступ игрокам с профессиональными контрактами. Однако теперь существует куча лазеек, в частности, такая: выступление на профессиональном уровне не мешает, если контракт игрока был рассчитан только на базовые расходы и может сойти за какой-то аналог стипендии. Причем все это решается в индивидуальном порядке, разбирается специальной комиссией и никому не поясняется. 

Поэтому в сегодняшней NCAA можно обнаружить 21-летнего Джеймса Ннаджи, выбранного под 31-м пиком на драфте-2023, выступавшего за «Барселону» в Евролиге и побегавшего в Летней лиге НБА, а также 22-летнего Абдуллу Ахмеда, 21-летнего Лондона Джонсона и 21-летнего Тьери Дарлана, поигравших в G-лиге.

Недавно ходили разговоры о том, что в NCAA может появиться Трентин Флоуэрс, который отметился на двустороннем контракте за «Клипперс» и «Чикаго». Но хотя бы тут руководство студенческой лиги возмутилось и прочертило внятную линию. Двусторонний контракт НБА – это примерно 640 тысяч долларов в сезоне-25/26, лишь это посчитали не совсем базовыми расходами.

Не стоит упоминать, что NCAA теперь игнорирует и наличие каких-то контрактов за пределами Штатов, хотя еще недавно скрупулезно изучала обстоятельства перехода Егора Дёмина.

Этот сезон – единственный, который Елатонцев может провести в NCAA.

Его университет выступает в самой сильной конференции NCAA – SEC. Матчи в рамках конференции начались только в январе, и «Сунерс» к данному моменту свалились на 14-е место с показателями 1-4.

Елатонцеву, который не играл с весны, не готовился с командой и отлеживался в больнице, непривычный баскетбол дается тяжеловато. На фоне гиператлетичных студентов пока он смотрится довольно неповоротливым и медлительным и повлиять на происходящее может либо при помощи габаритов, либо меткости (скажем, Флориде он накидал 4 трехочковых и набрал 17 очков за 18 минут). Понятно, что он не очень-то встроен в атакующие схемы команды и сосредоточен на том, чтобы приносить пользу на своей стороне.

При этом в регулярке у Оклахомы осталось всего 13 матчей.

Так что, если Елатонцев о чем-то и думал перед переездом, то, видимо, это выглядело так: приеду в NCAA – получу контракт NIL, задоминирую 20-летних щеглов, меня возьмут в НБА, а там дело пойдет как по маслу.

С НБА, кстати, тоже может пойти не так гладко. Лига крепко сдружилась с ФИБА, так что там теоретически могут возникнуть вопросы, если претензии «Локомотива» будут услышаны.

Что будет дальше?

В конце января дело Кирилла Елатонцева будет рассмотрено в Национальном центре спортивного арбитража.

Сторона игрока пытается расторгнуть соглашение, упирая на неподобающее поведение клуба: манипуляции с целью заключения допсоглашения, претензии к здоровью, высказывания президента Андрея Ведищева, давление в вопросе выбора агента, угрозы со стороны службы безопасности, правовой шантаж…

Представители Елатонцева раскрыли ряд эпизодов «Спорт-Экспрессу»:

• летом президент Ведищев требовал два миллиона долларов за выкуп контракта, отказался от «выгодных трансферных предложений» и называл Елатонцева «своим активом» (жену Елатонцева эта безобидная фраза почему-то сильно оскорбила);

• осенью «Локомотив» «подталкивал» Елатонцева к возвращению на паркет, несмотря на повреждение стопы, полученное во время предсезонной подготовки;

• в октябре спортивный директор Виктор Мелешко просил игроков подписать дополнительные соглашения к действующему контракту. Фокус состоял в том, что там фигурировала большая сумма выкупа;

• у Елатонцева отобрали загранпаспорт для оформления поездки на матч в Сербию, а когда игрок пытался его получить обратно, то столкнулся с угрозами «представителя службы безопасности», некоего Александра Толошнего, намекавшего на грядущие проблемы с военкоматом;

• когда Елатонцев пытался расторгнуть контракт, Виктор Мелешко попытался ему вручить «некий документ, который относится к военному ведомству», то есть – надо понимать – отдать под подпись ту самую повестку в военкомат.

Любому ребенку в России известно, что в руководстве краснодарского «Локомотива» – не самые симпатичные люди. Клуб регулярно устраивает скандальные разбирательства с собственными игроками и нисколько этого не стесняется, даже наоборот. Ситуацию с Елатонцевым мужчины из «Локомотива» сами вывели в публичное поле, чтобы показать себя максимально опасными и максимально разухабистыми.

Но только арбитраж может решить, является ли это обстоятельство достаточным для того, чтобы разрывать действующее соглашение в одностороннем порядке. 

РФБ и Лига ВТБ последние месяцы сидели, притаившись под кустом, и смотрели на все это действо со стороны. Оно и понятно. Ведь какое им дело до того, что молодой игрок сборной России игнорирует контрактные обязательства и бежит из местного чемпионата, а клуб пытается его отправить в армию с явным нарушением законодательства и спокойно выписывает повестки в военкомат.

Это совершенно точно не их заботы. Не их же?

Фото: Gettyimages.ru/Mario Arango; vk.com/lokobasket; instagram.com/vladislava.ela; РИА Новости/Максим Богодвид, Виталий Тимкив; East News/AP Photo/Gerald Leong