«Баскет в резервации» – неожиданно хороший фильм от Леброна без Леброна
Выступил продюсером.
Большинство спортивных фильмов – особенно, если они вдохновлены реальной историей – набор клише. И самый короткий пусть к успеху в данном случае – принятие этого факта. Нужно смириться с тем, что стряпать блюдо придется из конкретных, хорошо знакомых всем ингредиентов, при этом не забывая, что спасти его могут оригинальные специи.
И создатели фильма Rez Ball об индейских баскетболистах (rez – осовремененное сокращение от reservation, стало быть резервации, отсылающей к корням главных действующих лиц) поняли это довольно быстро и вовремя. А говорим мы об этой картине, потому что одним из продюсеров выступил Леброн Джеймс.

Rez Ball вдохновлен реальными событиями. Но интересным его делает не это, а команда создателей
Плашка «основано на реальных событиях» или «вдохновлено реальными событиями» уже давно не является достоинством фильма и критерием попадания в оскаровский шорт-лист. Опустим кафедральное брюзжание о том, что жизнь – это лучший драматург, а среди современной поросли актеров, избалованных внезапными и краткосрочными успехами сериалов на стримингах, нет таких, кто способен потянуть серьезную драматическую роль.
«Rez Ball» ни на что подобное и не претендует. Это в прямом смысле фильм категории Netflix (вышел на стриминг-платформе осенью 2024-го, а до этого катался на независимый фестиваль в Торонто), но сделанный кропотливо и предупредительно. Это, в первую очередь, касается литературной основы – это рассказ журналиста New York Times Майкла Пауэлла «Мечты каньона: Баскетбольный сезон в стране навахо» про реальные события, происходивших в школе «Уайлдкэтс» в Аризоне.
Для бережного обращения с источником и аутентичности сама компания создателей была сформирована по принципу политкорректности. Режиссер – представительница племени навахо Сидни Фриленд, сильная женщина с не менее сильным послужном списком (дебютный полный метр «Лучшие люди Дранктауна» в 2014-м, а с тех пор – только сериалы). Естественное знакомство с темой, неподдельный интерес к радостям и горестям коренных народов Америки, понимание качества и уровня фильмов фестивальной тематики («Лучшие люди Дранктауна» был в программе легендарного фестиваля в Сандэнсе) и чисто ремесленнический опыт работы на ТВ – все это сделало Фриленд идеальным компромиссным вариантом для фильма, старающегося понравиться широкой аудитории, но не так, как все.

Для работы над сценарием были привлечены непосредственно автор романа Майкл Пауэлл, а также Стерлин Харджо (он репрезентует уже другое индейское племя – семиолы), который прописывал характеры в комедийном сериале Таики Вайтити «Псы Резервации» об индейских подростках, пытающихся выбраться из оклахомской глуши и удрать в Калифорнию.
Заданный такт перекинулся и на актерский состав. В силу того что главные действующие лица тут – подростки, обошлись без ненужного привлечения знаменитостей. И все же определенный бонус есть. Помимо обилия малознакомых и часто индейских имен, среди которых, например, Хантер Красный Конь Артур, на афише есть имя Эмбер Мидтандер. Да, это та самая девушка, которая умнее бобра и способна загнать легендарного Хищника при помощи топорика на веревочке, с чем благополучно справилась в фильме «Добыча». В «Рез-болле» у нее небольшая роль, но это обоюдная победа для актрисы и создателей фильма. Родившаяся в резервации в Монтане Эмбер демонстрирует свою приверженность корням, а создатели получают на афише имя, ассоциирующееся с большим и успешным блокбастером.

В общем, собрались люди знающие и понимающие. И поэтому «Баскет в резервации» практически с первых кадров начинает успешно лавировать между Сциллой (спекуляцией на теме коренных американцев) и Харибдой (клюквой от людей, не имеющих понятия о реальной жизни в резервациях).
Смена главного героя, аутентичные баскетбольные сцены и самоирония. Эпизодами Rez Ball – лучше ожиданий
Фриленд сразу же избавляется от пут достоверности. Несмотря на вполне реальный первоисточник, речь в фильме идет о вымышленной команде «Чуска Уорриорз» школы для коренных американцев в резервации навахо в штате Нью-Мехико. История, описанная Майклом Пауэллом, здесь корсет, который аккуратно облегает тело киносюжета, а не его хребет и ребра.
С первых же минут нам начинают продавать – надо сказать, очень убедительно – главного героя Натаани Джексона, лучшего игрока «Уорриорз», пытающегося пережить смерть матери после наезда пьяного водителя. Нам показывают первую игру сезона, в которой Натаани приводит свою команду к победе. Авторы делают буквально все, чтобы зритель настроился на драму о преодолении личной драмы через спорт, и как только это случается – щелк – «Баскет в резервации» напоминает нам, что действительность куда жестче.

Смерть Джексона – одновременно неожиданный и закономерный ход. Один из самых высоких показателей самоубийств в Америке приходится именно на индейские резервации. Но резко избавляясь от Джексона, авторы не забывают о нем. После не самой стандартной для семейного фильма завязки полномочия главного героя переходят к его лучшему другу Джимми Холидэю. Тот, помимо игры в баскетбол, подрабатывает в закусочной и содержит свою мать-одиночку Глорию, которая злоупотребляет алкоголем. То есть в какие-то моменты у нас опять возникает ситуация «сын и мать в опасности», которая не дает нам забыть о Натаани и дает возможность для сумрачных гипотетических измышлений.
Подобные даже не сюжетные линии, а микроарки, пожалуй, лучшее, что есть в Rez Ball, который мог бы стать крепким пилотом для не самого тривиального сериала. Другое дело, что столь узконаправленная тематика вряд ли заставила бы зрителей бить рекорды просмотров. Претензии на тему слабого развития персонажей или их недостаточного раскрытия здесь если и уместны, то, во-первых, слишком очевидны, и, во-вторых, несколько наивны. Все персонажи здесь – архетипы. Есть мать-одиночка, есть тренер Хитер Хоббс, вернувшаяся домой после неудачи в ЖНБА, многие другие обязательные герои, которые необходимы картинам подобного рода, но чье раскрытие не сулит ничего нового – все это мы уже видели. Как в общем-то и сам сюжет про то, как команда сплачивается после трагедии и на всех парах стремится к чемпионству штата.
Спортивные фильмы это чаще всего не «про что», а «как», поэтому куда целесообразнее отдать хронометраж (1 час 40 минут) не под богатый внутренний мир второстепенного персонажа (их тут хватает, на всех не напасешься), а ввести линию с преподаванием игрокам коренного языка навахо, на котором они общаются на площадке и обозначают комбинации, чтобы соперники ничего не поняли.

Под это же дело в фильм завезли одну из лучших шуток – отсылку к фильму «Говорящие с ветром» с Николасом Кейджем, где рассказывается о работе индейских шифровальщиков во времена второй мировой (удивительно, но это тоже реальная история). Герои буквально проговаривают название провального блокбастера в кадре, добавляя происходящему живости, реализма и уходя от чрезмерной назидательности, с которой частенько перебарщивают в фильмах о расовой идентичности. Здесь индейский колорит выражен без излишнего пафоса и используется в меру. Оттого и хорош.
Не стоит забывать, что у нас тут вообще-то фильм о баскетболе, который тоже нужно показывать. Леброн не выступал консультантом или постановщиком спортивных сцен, но это-то и хорошо. Баскетбол тут показан именно школьным, нет запредельного атлетизма, сложных полетов камер и прочего NBA2K. И это отлично отражает главную социал-идеалистическую идею фильма – пережить все неприятности, на площадке и за ее пределами, можно только вместе, с людьми твоего племени
Звучит как нечто банальное! Зачем это вообще смотреть?
Соотношение цена (читай: количество затраченного времени) – качество, нетривиальный взгляд на баскетбольную тематику через призму жизни коренных индейцев. Удобоваримое комбо, ведь «Баскет в резервации» не претендует на что-то другое. На том же Netflix можно сыскать уйму фильмов с более знаменитым актерским составом, большим бюджетом и меньшим количеством художественных достоинств.
Rez Ball – это, мягко говоря, не экспортный товар, фильм ориентирован на конкретную аудиторию, а когда ты не являешься ее частью, то интересно проверить, сработают ли все эти художественные приемы. И фильм Сидни Фриленд тут приятно удивляет. Невзирая на всю свою незамысловатость, он смотрится легко и интересно. Обаятельные персонажи, понятные, но труднопреодолимые жизненные ситуации, баскетбол как средство побега от реальности – и вместе с тем средство решения реальных проблем.

Это один из тех редких примеров, когда присутствие звезды спорта (даже не говорим, что конкретно Леброна Джеймса) в списке создателей-продюсеров не настораживает, а идет во благо. Конкретно тут – привлекает дополнительную аудиторию.
Никаких фанфар и «тим-менеджмента», никаких танцев с бубнами и шаманизма: в «Баскете в резервации» все решает индейский колорит.
Фото: Gettyimages.ru/Thearon W. Henderson; Netflix