Пит Файло: «Дэвид Кан – потрясающий менеджер»
- Что привело вас в Москву?
– Я в рабочей поездке по Европе. Уже побывал в Испании, Франции, паре других стран, и вот теперь я здесь на пару дней.
- Из-за чего вы покинули пост директора Еврокемпа в Тревизо?
– Я сейчас трачу больше времени на работу в «Миннесоте» и также работаю в сборной Китая – там я что-то среднее между генеральным менеджером, скаутом и ассистентом тренера. Мы готовимся к Олимпиаде в Лондоне, так что это отнимает много моего времени. Я думаю, что это было правильное время покинуть Еврокемп – за 9 лет работы там у нас было более 80 задрафтованных игроков, лагерь поучаствовал в жизни очень многих людей. Словом, отличное было время.
- Это вообще-то не по плану беседы, но не могу вас сразу не спросить – есть ли шанс, что Джереми Лин сыграет за сборную Китая?
– Я не могу это комментировать, но я не думаю, что такое случится.
- Вы уже посмотрели на каких-то юных игроков здесь. Обычно говорят, что российским баскетболистам не хватает самых базовых навыков. Вы согласны?
– Я бы не ставил вопрос так глобально. Кому-то да, кому-то – нет, так во всем мире. Вот, например, здесь, в Видном, работа по подготовке молодых игроков налажена просто отлично. Мне кажется, в России много талантов. Вопрос, что вы будете делать с этими талантами.
- Но за всю историю российского баскетбола всего 5 человека было выбрано в первом раунде драфта НБА. В чем причина этого?
– Попасть в НБА очень-очень сложно. Если игрок недостаточно развит к 21-22 годам, то большинство клубов не станет рисковать. Возможно, чаще рискуют с «большими» игроками, так как они не достигают своего уровня до 26 лет. После 21-22 годов игроки обычно становятся медленнее и сильнее, но это не значит, что они становятся лучше. Так что работать над умениями игрока нужно где-то в возрасте 16-21 года. Когда это хорошо поймут здесь, вы увидите изменения в лучшую сторону.
- Что лучше для европейского игрока: чтобы тебя выбрали во втором раунде или вообще не выбрали – надеяться подписаться с клубом НБА в качестве свободного агента?
– Палка о двух концах. С одной стороны, если тебя не выбрали, то ты можешь вести переговоры и ждать предложения от всех 30 клубов. Но, если тебя выбрали во втором раунде, за тобой будут следить, к тебе будет приезжать тренер и работать с тобой индивидуально над твоими навыками.
- Что скажете про ментальность российских баскетболистов?
– Исходя из моего опыта, она отличная, но я общаюсь с игроками лишь маленькими дозами. Обычно у меня в распоряжении игроки лишь 3-4 дня в Еврокэмпе, так что довольно сложно дать оценку их характеру. В лагере обычно присутствует весь мир – 30 клубов НБА, более 20 клубов Евролиги, все агенты, тренеры, журналисты. Так что игроки в любом случае будут очень стараться, и российские игроки всегда хорошо себя проявляли. На самом деле, все зависит от того, что они могут почерпнуть в этом лагере и будут ли продолжать работать у себя в клубах.
- Что вы надеетесь достигнуть, приехав в Россию?
– Поесть хорошего супу…
- Нет, а серьезно?
– Моя работа – изучать баскетболистов во всем мире и давать им свои оценки. Я увижу здесь пару игр, тренировки, сделаю заметки у себя в телефоне и затем буду следить за этими людьми.
- На примере Дарко Миличича и Николы Пековича думаете ли вы, что стратегия «Миннесоты» будет теперь обращена в сторону Европы?
– Вы забыли Рикки Рубио. Сейчас два наших стартовых игрока – европейцы. Пекович проводит отличный сезон, и у Рубио прекрасный сезон для новичка. Мне задавали похожий вопрос пару дней назад в Барселоне.
Вряд тут можно говорить о стратегии – мы возьмем лучшего игрока, будь это европеец или американец. Нужно, чтобы игрок подходил нам именно в конкретной ситуации, скажем, если нам нужна конкретная позиция. На самом деле, не имеет значения, откуда он.
- Вам не кажется, что люди переоценивают скаутинг, учитывая, что всегда появляются такие игроки, как Лин, приходящие из ниоткуда?
– Нет, потому что, если у вас нет скаутов, будет еще хуже. Вы должны просматривать игроков. Может быть, есть 2% игроков, которые попадут в лигу незадрафтованными. Но Лин был отлично просмотрен. Я приведу вам пример. Пекович был выбран под 31-м номером, 30 команд не выбрали его до этого. Они сделали ошибку? Нет, они не сделали ошибку. Все ситуационно, я могу вам еще много примеров привести. Что, если у команды уже было 3 разыгрывающих? Я не думаю, что они взяли бы Джереми Лина. Кстати, Лин же был уже в двух командах, правильно? Скаутинг – это очень-очень важно. Сейчас он становится все более детальным, много статистики, много работы с видео, показывающим сильные и слабые стороны игроков.
- Генеральные менеджеры НБА в голосовании определили Йонаса Валанчюнаса лучшим иностранцем, не играющим в лиге, поставив его выше, скажем, Кириленко или Наварро. Насколько хорошо, по-вашему, развит международный скаутинг в НБА?
– Мне кажется, очень хорошо. У нас есть много ресурсов, веб-сайты, отношения с агентами и игроками. Самое сложное – узнать, каков игрок вне баскетбола, его человеческие качества, и это очень-очень важно.
- Почему же вы тогда драфтуете игроков с измененной датой рождения?
– Ох, это я не буду комментировать.
- На какие аспекты вы, прежде всего, обращаете внимание при просмотре игрока?
– Развитие игрока имеет для меня большее значение, нежели статистика, так как статистика разная во всех лигах. Баскетбол в НБА – это практически другой спорт. Да, это баскетбол, но правила иные. Так что наша работа – посмотреть, какие качества игрока могут быть перенесены в нашу лигу. Но статистика тоже очень важна, мы проделываем много статистической работы.
- Что вы видите в игроках при близком просмотре, чего нельзя заметить на видео?
– Мне лично нравится смотреть на скорость игры и тип вашего тела. Если я сижу близко с вами, то могу сказать длинные или короткие у вас руки, большие ли ладони, скорость работы рук, я могу посмотреть по вашим глазам, как вы читаете игру. Для меня это очень важно, так что я всегда стараюсь сесть максимально близко к площадке, когда просматриваю игру.
- Возвращаясь к наличию 3 разыгрывающих в команде. Интернет-имидж Дэвида Кана как-то влияет на вашу работу?
– Это забавно, так как мы используем всех трех наших разыгрывающих сейчас. В нашем нападении много пик-н-роллов с обеих сторон, и мы начинаем игру с двумя разыгрывающими Рубио и Риднуром, а потом еще выпускаем Бареа со скамейки. Так что нам вообще может понадобиться четыре разыгрывающих!
- Предыдущий вопрос был, скорее, про другое. Как вы относитесь к шуткам про Кана в интернете?
– Слушайте, Дэвид Кан проделывает потрясающую работу, и доказательством этому служит нынешняя команда. Я не прислушиваюсь к шуткам в интернете, я лишь знаю, что они там есть. Но Кан – потрясающий менеджер. И я рад, что критики в последнее время стали переходить на его сторону. Дэвид договорился с Кевином Лавом о долгосрочном контакте, поверил в Рикки Рубио, подписал Бареа, нанял Адельмана, одного из лучших тренеров в истории. Мы совершили огромный прорыв по сравнению с прошлым годом. Я счастлив работать на Дэвида Кана.
- Вы думаете, этот состав «Миннесоты» может претендовать на чемпионство в ближайшем будущем?
– Почему нет? После окончания каждого сезона ты оцениваешь свою команду, чтобы продолжать двигаться вперед. Так что после этого сезона мы подумаем, что нужно сделать, чтобы претендовать на чемпионство. Может сохранить этот же состав, а может, добавить еще какие-то кусочки к нему. Но я верю, что мы на правильном пути, мы не так далеки от подходящего состава. Надеюсь, когда я приеду сюда в следующий раз, я смогу сказать: «Я – чемпион».
Отличный вопрос, я считаю.