Как и зачем «Лейкерс» заключили уникальный контракт с И Цзяньлянем
Попытка объяснить контракт И Цзяньляня в «Лейкерс».
Стартовая позиция
У ЛАЛ было 2 пакета травы, 75 табле примерно 8 миллионов до потолка зарплат, 12 гарантированных контрактов и два официально не подписанных, но уже учитываемых в платежке игрока в лице Ингрэма и Блэка. Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем генеральный менеджер клуба НБА с пустой платежной ведомостью.
Задачей менеджмента ЛАЛ было как можно эффективнее использовать эти 8 млн – не в том смысле, чтобы сэкономить (кто ж в «Лейкерс» экономит, вы глупые, что ли?), а в том, чтобы превратить их в наиболее интересный и наименее наркоманский актив.
В былые годы это означало бы принять на себя какой-то плохой истекающий контракт. Или даже не истекающий. А взамен получить драфтпик, да повыше. Но вот беда – с резким ростом потолка в лиге плохих контрактов и не осталось вовсе. То есть существуют единичные жуткие контракты вроде Омера Ашика, но за такую ассенизацию нужно раплачиваться лотерейными пиками, поэтому команды скорее попытаются реанимировать подобных омерашиков и поставят свечку за то, чтобы в новом Коллективном соглашении вернули правило амнистии.
Значит, последнее место в заявке на сезон (которая ограничена 15 людьми) нужно потратить на свободного агента. В «Лейкерс» нет необходимости заполнять его кем-то значимым, кто бы принес ощутимую пользу на паркете – надо уже постепенно наигрывать состав Нэнс-Рэндл-Ингрэм-Кларксон-Расселл. Да и кого можно сейчас подписать на эти жалкие 8 млн? Тайлера Зеллера?
Плюс уже нет смысла отдавать 15-е место в составе и опытному ветерану а ля Джейсон Терри в «Милуоки», ведь теперь в клубе есть Денг, Кальдерон и Лу Уильямс – вполне достаточное ветеранское присутствие. В крайнем случае, Мозгов наорет на молодых басовитым русским матом и ткнет им в глаз чемпионским перстнем, это всегда помогает.
Хранить это последнее место под игрока на негарантированном контракте, который неожиданно круто проявит себя в тренировочном лагере, тоже не нужно: предполагается, что ЛАЛ отчислят Ника Янга и одно место снова освободится, а там будет новая лотерея – поиск Тарика Блэка среди Робертов Сакре.
Выходит, что 8 миллионов нужно потратить:
а) на одного игрока
б) с минимальным риском
в) с максимальными дивидендами
Ответ: частично гарантированный контракт на год или два с незатейливым ветераном, который согласится на такое.
Но выдумщики в «Лейкерс» пошли еще дальше и обратили свое внимание за океан.
Откуда возник вариант с И
Сразу уточним: «И» – это фамилия, «Цзяньлянь» – имя. В китайской традиции фамилия всегда идет впереди имени.
И Цзяньлянь на фоне других игроков олимпийской сборной Китая выглядел, словно Майкл Джордан среди Looney Tunes. Прошлым летом он подписал рекордный контракт в Китайской Баскетбольной Ассоциации – по слухам, 16,1 млн на 5 лет. Брэнд «Лейкерс» всегда был популярен в Китае (спасибо, Кобе), оттого они даже согласились заплатить 15 миллионов за один год контракта Джереми Лина, который в тот момент находился на минимуме своей вечной карьерной синусоиды.
Естественно, ЛАЛ были крайне заинтересованы в самом популярном китайском игроке, который к тому же отлично показал себя в Рио, став на турнире третьим по результативности (20,4 очка за игру), а также седьмым по подборам и блокам.
Сам Цзяньлянь тоже согласен на любой контракт в НБА – при необходимости, он всегда может вернуться домой и играть там за большие деньги хоть до 50 лет (вне зависимости от того, сколько ему на самом деле лет сейчас). А от нового шанса закрепиться в НБА, да еще и в Лос-Анджелесе, ни один здравомыслящий человек не откажется.
Какой контракт придумали в ЛАЛ
Как уже было сказано, «Лейкерс» нет смысла хранить место под потолком зарплат – а потому все оно было потрачено на Цзяньляня. Но просто так взять и вывалить восемь миллионов игроку, который четыре года не играл в лиге? Засмеют. ЛАЛ обезопасили себя от позора с китайцем, сделав его контракт лишь частично гарантированным.
Если И отчислят сегодня, завтра или в любой другой день до начала сезона, он получит только 250 тысяч. Так что в том случае, если Цзяньлянь в тренировочном лагере команды покажет такое несоответствие критериям НБА, что его будет трудно спрятать даже за грудой проданных маек с его фамилией, то ЛАЛ понесут минимальные финансовые и репутационные потери при его отчислении.
А дальше за каждый день сезона он будет получать по 1/170 (потому что в сезоне 170 дней) своей зарплаты... в 8 млн, верно?
Нет, не верно, потому что ЛАЛ пошли еще дальше (в самом деле, а не пойти бы вам еще дальше?)
Бонусы
Для начала – краткий ликбез по бонусам.
В контракте игрока НБА может быть три категории бонусов (подписные бонусы и торговые бонусы – совершенно иное, о них речи сейчас не идет):
academic/physical achievement – например, бонус за поддержание нужного веса, как у Бориса Диао;
extra promotional – например, бонус за участие в Программе адаптации новичков или Летней лиге (вот почему многие новички отказываются играть за сборную);
performance – бонус за достижение конкретных игровых показателей.
Первые два типа бонуса всегда учитываются в зарплате игрока и в платежке, они нас не интересуют, потому что никогда не влияют на платежную ведомость. Третий вид – игровые бонусы – это именно то, о чем говорят в твиттерах и пишут в сводках инсайдеров.
Игровые бонусы делятся на «вероятные» и «невероятные». Невероятные могут составлять лишь 15% от общей суммы контракта, в то время как вероятные бонусы ограничены только местом под потолком (или исключением, на которое подписывают игрока). Определяется, вероятный ли бонус или нет, по последнему сезону игрока – если тот достиг прописанных показателей в прошлом году, то бонус считается вероятным, если нет – невероятным.
Каждое лето бонусы заново пересматриваются на предмет вероятности. Например, игрок в прошлом сезоне набрал 1000 очков, и его бонус подразумевает выплату 1 млн за это. Весь текущий сезон этот миллион висит в платежке, прицепленный к базовой зарплате, но вдруг зачарованный игрок останавливается на отметке в 999 – в конце сезона миллион ему не выплатят, а на следующий год этот бонус не будет учитываться в ведомости, потому что будет определен как «невероятный».
Бонусы И
Базовая зарплата Цзяньляня – 1,14 млн (минимальная зарплата для игрока его стажа), из них, как уже сказано, 250 тысяч гарантированы уже сейчас. Все остальное в контракте – вероятные бонусы. 6,86 млн разделены на три равных части:
2 286 959 игрок получит, если проведет 20 игр в сезоне;
еще 2 286 959 – если доведет это число 40 игр;
все 6,86 млн – если преодолеет отметку в 59 игр.
Но почему эти бонусы считаются вероятными? Ведь в последнем своем сезоне в НБА китаец сыграл всего 30 матчей.
Предположение такое (не мое, а Бобби Маркса): последний сезон И в лиге был локаутным, а потому не может адекватно отражать выступление игрока, поэтому лига и профсоюз посмотрели на средние показатели других, «нормальных» сезонов. Получилось 60,5 игр в среднем – как раз вписывается в нужный диапазон.
Итак, все просто: Цзяньлянь играет – получает деньги, не играет – получает только минималку. Но ЛАЛ нужна такая структура контракта не только для того, чтобы вознаграждать И за его игровые успехи. Как бы круто/отвратительно он ни выступил, это всего лишь один сезон, в котором «Лейкерс» не нацелены на великие свершения.
Возможный обмен
Вообще отметка в 59 игр выбрана не случайно: до дедлайна на обмены в феврале следующего года «Лейкерс» проведут ровно 58 игр. То есть даже если И сыграет в каждом матче за ЛАЛ, он к тому моменту заработает только два из трех бонусов.
А 15 декабря снимается ограничение на обмен Цзяньляня (подписанных летом игроков можно менять не ранее этой даты).
Сценарий ранний: его сразу же после этой даты меняют, а сам И к тому моменту не успевает сыграть 20 необходимых игр. Тогда его фактическая зарплата за период с начала сезона составит 348 тысяч. Если после обмена новый клуб отчислит И, то ему нужно будет заплатить всего за два дня (отчисленные игроки на 48 часов попадают на драфт отказов, и за это время тоже нужно платить зарплату) – то есть всего 13,4 тысячи.
Но при этом номинальная-то зарплата И – 8 млн! А это означает, что ЛАЛ могут получить в обмене игроков с суммарной зарплатой до 12,1 млн (или торговое исключение в 8 млн, но оно не имеет никакого финансового смысла). А клуб, отдающий эти двенадцать миллионов, получит лишь обязательство выплатить 13 тысяч и загрузить платежку на 362 тысячи (начисленная зарплата Цзяньляня).
Сценарий поздний: трейд случится в самый дедлайн, при этом И сыграет более 40 игр и получит две первые порции бонусов.
10 января все контракты в лиге становятся полностью гарантированными – но мы помним, что базовая зарплата И составляет всего лишь 1,14 млн, и именно эта сумма, а не все 8 млн, гарантируется 10 января.
А за бонусы целиком и полностью отвечает та команда, в составе которой они были заработаны – то есть «Лейкерс». Таким образом при данном сценарии они выплатят их Цзяньляню, а новый клуб будет лишь обязан выдать игроку зарплату до конца сезона (так как контракт стал гарантированным 10 января) – около 370 тысяч. В платежке останутся 5,7 млн его контракта (все, кроме последнего, незаработанного бонуса), но в текущем сезоне у команд НБА нет проблем с тем, чтобы разместить такой контракт у себя. Все славим новый потолок зарплат!
Единственный нюанс: лига может посчитать, что подобное фокусничество с бонусами – попытка обхода правил гарантированных контрактов, и волевым решением оставить весь 8-миллионный контракт в платежке нового клуба. Текущее CBA не было готово к подобному контракту и не дает четких инструкций, как учитывать его при отчислении. Но даже замусоренная восемью миллионами платежка почти никому в лиге сейчас не страшна. Как не страшна она и «Лейкерс».
Прецедент с контрактом И Цзяньляня точно будет рассматриваться при заключении нового Коллективного соглашения НБА. А мы посмотрим, какие необычные контракты смогут выдумать генменеджеры при новом уставе.
Все зарплаты и платежные ведомости НБА
Фото: Global Look Press/Xu Zijian/ZUMAPRESS.com; twitter.com/lakers
PS. Я время не убивал, у нас сыном такой возраст, что все равно что считать - папины бутылки коньяка, мамины расчески, И Цзяньляней...
Расстались полюбовно.