Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Сергей Панов: «Главная моя функция – заразить нижегородцев баскетболом»

    В интервью Sports.ru генеральный менеджер «Нижнего Новгорода» Сергей Панов объясняет, почему создание ПБЛ давно назрело, удивляется безответственности некоторых клубных руководителей, рассуждает о маркетинговой стратегии команды и лиги и замечает, что победа 2007 года способствовала деградации российского баскетбола.

    Сергей Панов: «Главная моя функция – заразить нижегородцев баскетболом»
    Сергей Панов: «Главная моя функция – заразить нижегородцев баскетболом»

    - Насколько легко в свое время вам далось решение переехать в Нижний Новгород и занять здесь пост гендиректора команды? И какие профессиональные цели вы ставите перед собой в этой должности?

    – Для меня проблем переезда не существовало: в моей жизни было несколько переездов, которые можно расценивать как «непонятные» – это и Череповец из Санкт-Петербурга, и Пермь из Москвы. Еще пара детских переездов. Поэтому, имея поддержку людей, которые меня пригласили – это в первую очередь президент клуба Дмитрий Сватковский, вице-губернатор на сегодняшний момент, тогда он был министром инвестиционной политики, и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, я понимал, что здесь, на голом месте, мы можем что-то организовать. Несмотря на то, что условий как не было, так и нет – нет залов, нет традиций. Но мы считаем, что своими руками можем все это сделать. Мы ребятам рассказываем, что Нижний Новгород (в прошлом Горький) – такой рабочий город, здесь очень много, скажем так, пролетариев, и мы своими руками можем заработать все, что хотим.

    Когда идея о проведении баскетбольных матчей во Дворце спорта только начала обсуждаться, многие в это не верили – пришлось всех убедить. В последнюю ночь накануне матча с «Химками» все уже поверили, только я сомневался. Ведь не было опыта сборки, разборки оборудования. Это довольно интересная работа, перспективная, потому что здесь можно что-то построить, можно сделать клуб хорошего европейского уровня. Здесь есть все возможности для этого. Хорошая география, политическая составляющая. Я очень благодарен всем людям, что нам помогают – тут есть единомышленники, которых мы нашли и которых не было в других городах, где я играл. Здесь чувствуется консолидация. Мне кажется, это перспективный проект.

    «Я понимал, что здесь мы можем что-то организовать. Несмотря на то, что условий как не было, так и нет – нет залов, нет традиций»

    - Менять паркет каждый раз должно быть накладно?

    – Накладно. Цифры стандартные для проведения таких матчей. Мы узнавали, консультировались – и Питер в Юбилейном, и Самара в ледовом дворце, Пермь – это те же самые деньги – наверное, по адекватности сопоставимые с проведением матчей ЦСКА. У нас может быть чуть дороже, но принцип такой – мы берем в аренду на весь день дворец спорта и платим за это арендную плату. Рады, что мы можем себе это позволить.

    - Вы же в принципе много времени проводите в Москве. Что именно входит в ваши обязанности?

    – На самом деле, сейчас я здесь провожу больше времени, чем в Москве. Здесь я практически живу. В Москву приезжаю на выходные, когда какие-то мероприятия, бываю там редко – вот завтра планирую сходить на матч с УНИКСом. Здесь много работы в том плане, чтобы заразить город баскетболом. У нас девиз города «город баскетболен». Вот главная моя функция заключается в том, чтобы заразить любителей спорта и всех жителей города баскетболом.

    - В Нижнем Новгороде есть две футбольных команды, хоккейная. Насколько тяжело конкурировать?

    – Мы не конкурируем в принципе. Каждый занимается своим делом, ориентируется на своих болельщиков. У нас разные болельщики – футбол, хоккей, баскетбол – это все разные группы. Население города достаточно велико, и нам надо создать условия для своих болельщиков, которых очень много. В принципе, в прошлом матче по продажам билетов мы окупили затраты на проведение матча во дворце спорта – не полностью, но на 80 процентов. Люди у нас есть, нам остается лишь создавать дополнительные условия для того, чтобы их количество увеличилось.

    Не то, что бы те, кто ходят на футбол, не ходят на баскетбол. Это немного другой уровень. У нас ходят семьями. В хоккее это больше мужской коллектив. Футбол – просто другой слой населения. Мы делаем ставку и на молодежь: здесь вокруг находится большое количество вузов. Я знаю и по Москве, и по Перми, что контингент другой.

    - Насколько вообще важны менеджерские кадры в баскетболе? Часто говорят, что в России не хватает грамотных менеджеров…

    – Важны, очень важны. Например, в организации матча – вот сейчас уже третий матч. По подходу, по организации, по всем составляющим мы чувствуем, что выходим на должный уровень. Любая работа требует профессионального отношения – организация матчей, продажа билетов, организация выезда команды. Все это имеет такое же значение, как передача на площадке и бросок в кольцо. Работа над инвестициями требует профессионалов. Хочется, чтобы люди, которые работают в клубе, со временем набирались опыта и прогрессировали. У нас есть большой кредит доверия ко всем, и ребята стараются подтверждать, что они достойны этого.

    «Самое сложное – наверное, выстроить хорошие человеческие отношения. Потому что все ошибки имеют человеческий фактор»

    - Что самое сложное в вашей работе?

    – Самое сложное – наверное, выстроить хорошие человеческие отношения. Потому что все ошибки имеют человеческий фактор. Это не какой-то там системный сбой. Поэтому все, что у нас делается – продажа билетов, организация выезда, заказ гостиницы, процесс передачи мяча, бросок в кольцо – это все человеческий фактор. Найти единомышленников в стопроцентном понимании – сложно, но ребята пытаются выстраивать систему, привыкают к требованиям, пока у нас есть прогресс, хотя, может, и незаметный.

    - За два года «Нижнему Новгороду» удалось пройти невероятный путь. Вы сами ожидали, что все осуществится так скоро? Какие цели сейчас стоят перед командой?

    – Вообще мы хотим в Евролигу. С этой целью я и пришел сюда. Когда я рассказывал об этих целях – играть в Евролиге, играть в суперлиге, во дворце спорта, люди, конечно…

    - Пальцем у виска не крутили?

    – Ну до этого не доходило, разве что за спиной. В общем, смотрели с сомнением. Когда мы зашли втроем в зал «Мещерский» – я, Сватковский и Зоран – и сказали, чего мы хотим добиться, два года назад это, наверное, расценивалось как бредовая идея. Но бредовые идеи нужно же кому-то реализовывать. Здесь есть соответствующие возможности, их надо воплощать в жизнь, искать и доводить до ума.

    Скоро состоится открытие училища олимпийского резерва. Сегодня наша молодежная команда не может играть – в городе нет условий для проведения соревнований такого уровня в молодежной лиге ПБЛ. В следующем сезоне мы надеемся, что эта команда будет играть в училище олимпийского резерва, где разметку делают только под баскетбол. Сейчас у нас есть училище с интернатом, где уже живут четыре баскетболиста. Им негде тренироваться из-за того, что нет зала. Сейчас они тренируются в школе резерва №7. Но мы выстроим такую систему, что ребята, живущие там, смогут тренироваться и учиться.

    - Вы сказали, что вы на билетах практически окупили расходы на подготовку к матчу. Вообще, на ваш взгляд, на баскетболе можно будет когда-нибудь зарабатывать?

    – Какие-то деньги можно. На продаже атрибутики, билетов. Не думаю, что много. Суммы сопоставимы с уровнем интереса и мастерства спортсменов. Наши спортсмены все-таки не являются такими кумирами, как, например, артисты, шоу-звезды. Это одна из причин. Другая причина – уровень мастерства. Наши бытовые трудности не позволяют наслаждаться баскетболом. Хотя, с другой стороны, вот хоккей собирает зрителей. Безусловно, нужны участие и поддержка спонсоров. Думаю, что выйти хотя бы на 20 процентов для нас будет приятно, но пока это далеко. Мы пытаемся, но… Сделать клуб самоокупаемым это интересно. Здесь нужен человек, который бы больше понимал в маркетинге. У меня больше спортивная составляющая, поэтому, наверное, такой быстрый спортивный рост объясняется, прежде всего, пониманием баскетбола, а не коммерческими знаниями.

    «Не может такого быть, чтобы государственный банк идет наперекор отечественному чемпионату. Это просто бред»

    - Такого человека, получается, нет?

    – Есть, он занимается этим. Пытается.

    - Не уточните, какие суммы удается заработать за счет продажи атрибутики? И какую часть дают спонсоры?

    – Суммы стандартные. За атрибутику удается выручить порядка 23 тысяч рублей в день. Что касается спонсоров, то я принципиально хочу работать с местными компаниями. У нас есть два спонсора – компании сотовой связи. За меньшие деньги, но у нас местные операторы. Мне кажется, что за свою команду должны болеть и платить местные компании. Это не должен быть социальный проект. Люди, которые платят деньги, должны гордиться тем, что связаны с клубом.

    - Вы сами встречались с ними, или вам «подсказали» из руководства области?

    – У нас есть президент, он этим и занимается. Это его работа. Некоторые переговоры я сам веду, подсказываю ему, какие компании нам нужны, чтобы спокойно существовать и уверенно смотреть в будущее. Всех наших спонсоров можно увидеть у нас на трибунах – они приходят и с удовольствием болеют.

    - Есть такая информация, что у клуба в следующем календарном году могут возникнуть финансовые проблемы. Вы как-то подтвердите это?

    – Вас вводят в заблуждение. Этого не может быть. Скажу так, на сегодняшний момент клуб не обладает такими финансовыми ресурсами, чтобы бросаться деньгами, покупать дорогих игроков. Но то, что у нас могут быть проблемы, это исключено.

    Я прекрасно знаю ситуацию. Принимается закон о нашем финансировании, закон на уровне правительства. Мы дополнительно запрашивали и получили все гарантии. Поэтому у меня никаких сомнений у меня нет.

    «Нагонять болельщиков, как это делает лига ВТБ, тоже не совсем правильно для популяризации баскетбола»

    - Для того, чтобы зарабатывал клуб, должна зарабатывать лига. Вам нравится, как развивается ПБЛ?

    – Вы ждете, что я скажу, что недоволен лигой?!

    - Например, Еремин сказал, что клубы поспешили выйти из лиги. Все было сделано поспешно, и поэтому у многих сейчас проблемы. У каких клубов он не уточнял.

    – Да ерунда это все. Во-первых, главным результат того, что клубы создали ПБЛ, это непредсказуемость результатов. Посмотрите, в прошлом туре «Триумф» выиграл в Питере, никто не ожидал, что «Енисей» обыграет «Локомотив». Непредсказуемость результатов – это интерес болельщиков. Со временем поднимется интерес, и болельщиков будет больше. Второй момент – привлечение новых спонсоров. У ПБЛ уже есть титульный спонсор, и это заслуга лиги. То, что Станислав Георгиевич считает поспешным, нужно было делать уже давно. Просто никто не хотел. Все поддерживали отношения с РФБ, потому что всем было выгодно играть в игры Федерации. Не скрываю этого. Так и было. Поэтому многих искушенных бойцов вот эти новые отношения пугают, поэтому они и считают, что выход был поспешным.

    - При этом сейчас по государственному каналу «Россия-2» показывают Единую лигу ВТБ, а не ПБЛ. А средняя аудитория интернет-трансляций – 500 человек. Вы довольны тем, как показывают матчи чемпионата?

    – Я не доволен, но считаю, что Герман Чистяков, который занял организацией маркетинга лиги, сейчас имеет лучшую возможность применить свои знания на практике. Это хороший вызов. Нас не показывают не потому, что мы плохо играем, а потому что мы не платим деньги. Умение получить прибыль с телевидения – хороший вызов самому себе. Они могут заплатить и показывать их будут, но, на мой взгляд, это принципиальный момент, который нужно реализовывать.

    «Победа на чемпионатах Европы 2007 года отсрочила это процесс. Она сыграла роль в деградации российского баскетбола»

    - Не боитесь, что в связи с тем, что баскетбол ушел с экранов, вид спорта совсем утратит популярность? Особенно после всей этой ситуации со скандалом.

    – Скандалы популярности придали. Потому что, когда в интернете пытаешься найти баскетбол, сразу натыкаешься на скандалы. У нас популярность баскетбола растет. Мы – новый проект, новый город. У нас есть трансляции домашних матчей по местному телевидению. Мне хочется, чтобы это был естественно, а не искусственно привлеченный интерес. Можно заплатить, можно договориться – показывать будут, но это неправильно. Это хороший спортивный вызов телевидению, общественности, может быть, из-за того, что трансляций меньше, будет больше народа на трибунах. Нагонять болельщиков, как это делает лига ВТБ, тоже не совсем правильно для популяризации баскетбола. И вообще не может такого быть, чтобы государственный банк идет наперекор отечественному чемпионату. Это просто бред.

    - Но так происходит…

    – Да, так происходит. Наша страна вообще отличается тем, что бредовые идеи приживаются лучше, чем рациональные. Нужен какой-то понимающий человек, чтобы все это организовать. Хотя понимание есть у обеих сторон, но решение о том, чтобы объединить, еще не назрело.

    - Может быть, в связи с последними событиями лига ВТБ лопнет?

    – Не ко мне вопрос. Понятия не имею.

    - Вас вообще удивило то, что произошло? Вся эта ситуация вокруг РФБ?

    – Все эти истории должны были происходить давным-давно и уже должны были успешно разрешиться. Просто победа на чемпионате Европы 2007 года отсрочила это процесс. Она сыграла роль в деградации российского баскетбола.

    - То есть лучше бы их и не было?

    – Победа важна, нужна, приятна. Это все понятно. Но с точки зрения развития она была несвоевременна. Вот если бы она произошла на следующий год, было бы вообще идеально. И она должна быть на следующий год.

    «Наша страна вообще отличается тем, что бредовые идеи приживаются лучше, чем рациональные»

    - Как бы вы сформулировали показатели эффективности спортивного клуба?

    – Мне кажется, у разных клубов должны быть разные показатели эффективности. Такие клубы, как ЦСКА и «Химки», конечно, должны отчитываться медалями. Такие, как «Крылья», «Нижний Новгород» в какой-то степени, «Енисей» должны отчитываться количеством зрителей на трибунах, интересом к команде. Наша задача – собирать полный зал, вот этот пятитысячный зал, по билетам. Результат должен быть составляющей – мы должны хорошо играть, мы должны побеждать в домашних матчах. Играет команда – народ будет ходить. И тогда мы будем успешным клубом. Но без побед не будет этого. У ЦСКА может быть пустой зал, но для них важнее количество медалей. Их это устроит. Нам до медалей добраться сложнее, поэтому задачи мы формулируем по-другому.

    Все слова по поводу «социального проекта» это еще и определенный штамп, «отмазка», чтобы не шевелиться по поводу привлечения дополнительных средств. Это же надо разговаривать, продавать билеты, устраивать точки, организовывать все, атрибутику продавать – в общем, нужно «париться». Не просто пришел, потратил деньги, купил игрока. Не понравился – взял другого. Этот плохой. Почему в наших клубах никто не несет ответственности за приглашения неудовлетворительного тренера? Если что не так, его выгоняют, но никто не несет ответственности за то, что его пригласил. Тут момент такой – а у нас есть деньги, мы возьмем другого. Не знаю, какая там философия у людей, но они берут одного. Не подошел. Берут другого – не подошел. Люди, которые этим занимаются, никакой ответственности не несут. Вот еще вопрос эффективности работы клубов.

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы