Загрузить фотографиюОчиститьИскать

Жорди Бертомеу: «ФИБА должна научиться уважать клубы»

Перед началом нового сезона президент Евролиги рассказывает о конфликте с ФИБА, о новой платформе для Интернет-трансляций и о требованиях к развитию российских клубов.

Организация, рост, маркетинг

- Оцените, пожалуйста, прошедший сезон. Что получилось? Что – нет?

– В целом мы очень позитивно оцениваем прошедший сезон: каждую неделю можно было увидеть матчи высочайшего уровня, и, на мой взгляд, общий уровень команд вновь стал выше. Если оценивать с точки зрения общей организации, то сезон получил наибольший телевизионный охват за всю историю турнира – матчи транслировали в 201 стране на всех континентах. Мы также предприняли ряд важных шагов в сторону оптимизации накопления прибыли, таких как, например, привлечение региональных спонсоров, что помогает нашим клубам увеличивать доходы. За последние два сезона в этой сфере мы добились роста в размере 22 процентов.

Мне бы также хотелось бы подчеркнуть, что помимо самих матчей мы еще помогли спродюсировать широкий выбор контента рекордному количеству болельщиков в нашей истории. В рамках нашей программы Premium Media Partners мы создали различные центры баскетбольной активности в сотрудничестве с такими партнерами, как L’Equipe, La Gazzetta dello Sport, Sport24, AS, Milliyet, Spox.com и Sports.ru.

Что же касается негативных моментов, то в прошлом сезоне Евролига пережила страшнейший день в своей истории – когда болельщик «Црвены Звезды» был убит перед матчем с «Галатасараем». Это недопустимо, и мы делаем все, чтобы подобное никогда не повторилось.

- Какие цели ставят перед собой организаторы Евролиги перед следующим сезоном?

– Евролига руководствуется тремя определяющими принципами: сделать качество турнира лучше, развивать общение между болельщиками и создавать дополнительные возможности для бизнеса наших клубов. Все, что мы делаем, обязательно включает в себя один из этих постулатов, и важнейшим из них всегда оказываются болельщики.

Недавно мы приняли несколько решений, которые благотворно отразились на структуре соревнования. Мы также считаем первостепенной задачу производства и распространения спортивного контента, главным образом видео и аудио-контента и локализации благодаря партнерству с различными СМИ, такими как L´Equipe (Франция), Gazzetta dello Sport (Италия), Milliyet (Турция), As (Испания), sport24 (Греция), Spox (Германия) and Sports.ru (Россия).

Что касается бизнеса, то мы предпринимаем шаги в сторону оптимизации получения прибыли. Помимо уже упомянутых предложений региональным спонсорам, здесь также следует упомянуть и увеличение числа сделок, касающихся продажи телеправ.

Наша цель – работать для наших клубов и для наших болельщиков. Сейчас мы думаем о том, как улучшить наш продукт, как лучше подавать его тем, кто любит спорт, и как привлекать новых партнеров.

- Уже несколько сезонов в Евролиге не участвует «Партизан», один из самых популярных клубов Европы, без которого сложно представить турнир. Вы не считаете, что лига должна предпринимать какие-то меры для возвращения белградской команды?

– Для «Партизана» всегда найдется место в турнире Евролиги, если они покажут, что достойны его. Ситуация с командами Адриатической лиги за последние годы была вполне понятная – места в Евролиги получали две лучшие команды по итогам сезона. Так как «Партизан» не играл в финале Адриатической лиги последние годы, они и не заслужили права на участие в Евролиге. Единственная возможность для них – это подать заявку на «уайлд-кард», так же как и для любой другой команды.

- Чего вы ждете от нового сезона?

– Конечно, чтобы новый сезон был лучше предыдущего, а это будет не просто. Мы продолжим работать над созданием привлекательного турнира для наших болельщиков, хотим создать у них ощущение причастности к происходящему. С момента создания Евролиги в 2000-м мы показывали постоянный рост во многих областях: в телеохвате (202 страны, где показывают наши матчи), в общей аудитории (увеличилась на 1043 процента), в посещаемости арен (выросла на 228 процента). И мы хотим продолжать двигаться по этому же пути, работать над тем, чтобы интерес и к нашему соревнованию, и к баскетболу в целом вырос.

Евролига против ФИБА

- После того как мадридский «Реал» выиграл все в прошлом сезоне, его президент выразил желание присоединиться к НБА. Не считаете, что это наносит ущерб репутации Евролиги?

– Слухи о том, что НБА создаст Европейский дивизион, ходят уже много лет, но никаких конкретных шагов в данной области так и не произошло. Клубы НБА и Европы живут по совершенно разным законам, тут и вместимость арен, и уровень организации, и календарь и многое другое. Не думаю, что создание Европейского дивизиона является первостепенным вопросом для НБА, и последние комментарии комиссионера лиги Адама Сильвера это подтверждают.

- ФИБА объявила о том, что с 2017-го года изменится формат квалификации на чемпионат мира. Как вы отнеслись к этой затее?

– Евролига полностью поддерживает главную концепцию нового проекта (проведение большего количества матчей национальной сборной на домашней площадке, что должно помочь развитию спорта и привлечению болельщиков), но выступает против плана его воплощению в жизнь. Решение создать «окна» для квалификационных матчей во время сезона приведет к тому, что лучшие игроки не будут участвовать в этих турнирах. НБА уже объявила о том, что не собирается делать паузы для того, чтобы ее игроки участвовали в матчах сборных, то же самое сделали и Евролига, и ее клубы. Таким образом, значимость этих матчей и тот интерес, который они могут вызвать, полностью обесцениваются.

Создание квалификационных «окон» во время сезона идет вразрез с календарями национальных турниров и Евролиги и наносит значительный ущерб и клубам, и лигам. То же самое сейчас происходит и в футболе, где клубы постоянно жалуются на то, что вынуждены отдавать лучших игроков в ключевые моменты сезона, не говоря уже о том, что те могут получить травму, что скажется на их выступлениях за клуб («вирус ФИФА»).

Развитие баскетбола невозможно, если вы не содействуете росту главных его акционеров, то есть клубов. Клубы генерируют 90 процентов инвестиций в баскетбол ежегодно – именно они вывели спорт на те позиции, которые он сейчас занимает, и именно они должны сохранить контроль над его будущим.

Евролига отправила два встречных предложения в адрес ФИБА, но на них так и не ответили. Эти предложения поддерживали концепцию, но предлагали альтернативные решения плану претворения ее в жизнь – это помогло бы сборным привлекать лучших игроков, а от нас потребовало бы изменить календарь Евролиги (начинать сезон немного позже, завершать немного раньше).

Наши отношения с ФИБА должны строиться на уважении, сотрудничестве и диалоге, так как это единственный формат, который признает Евролига. Из баскетбольной культуры должна исчезнуть практика угроз или штрафов, с помощью которых клубы заставляют принимать то или иное решение. Более того, так как именно клубы ежегодно привлекают 90 процентов инвестиций, то они заслуживают только уважительного отношения к себе.

- Как вы знаете, в следующие два года в НБА существенно подрастет потолок зарплат, что неминуемо скажется на оттоке талантливых игроков из Евролиги. Если учесть, что поколение Наварро, Спанулиса и Хряпы уже на сходе, насколько серьезно вы рассматриваете угрозу потери одновременно и предыдущего, и нового поколения звезд?

– Наша точка зрения на это более глобальна. Мы не фокусируемся исключительно на зарплате как на определяющем факторе для того, чтобы игрок остался в нашем турнире. Мы придерживаемся такого мнения, что для того чтобы сохранить наших лучших игроков, мы должны создать турнир, который был бы привлекательным в самых различных аспектах (и по уровню финансов, и по уровню соревнования, и по уровню организации). Те игроки, которых вы назвали – прекрасные примеры того, что многие лучшие европейские игроки хотят остаться в Европе и развивать здесь свои карьеры. Более того, за последние годы мы видим, что идет двусторонний обмен игроками: европейские игроки едут в НБА, а игроки НБА – приезжают в Европу, или европейские игроки, у которых не получилось в НБА, возвращаются обратно.

- В этом сезоне Евролига откажется от услуг live.basketball.tv и создаст новый проект в сотрудничестве с NeuLion. Чего ждать от этих изменений?

– С самого начала Euroleague.TV был основополагающим для нас проектом, и мы все время активно искали возможности создания новых опций для наших болельщиков посредством цифровой платформы. Каждый год мы улучшали его, и следующим естественным шагом стало соглашение с лидером рынка в данной области. У NeuLion огромный опыт работы с ведущими лигами мира, такими как НБА, НФЛ, а также UFC. NeuLion не только будет транслировать матчи, но и предоставит болельщикам немало самого разного редакторского контента, который должен удовлетворить все возможные запросы. Плюс мы ожидаем интеграции всех социальных сетей – это одна из тех областей, в которых мы очень сильно выросли за последние годы – в рамках одной платформы, которая удивит наших болельщиков.

- С одной стороны, Евролига представила список 50 выдающихся личностей, которые создали европейский баскетбол; на официальном сайте есть блог, посвященный игрокам и матчам XX столетия; есть список лучших команд Евролиги, где фигурирует СКА-Рига и другие. С другой, вся статистическая база, все рекорды, фотографии, видео-контент ограничены XXI веком. Вам не кажется, что здесь есть противоречие и что подобный подход обедняет Евролигу?

– Я целиком с вами согласен. И самые разные подразделы на нашем сайте, как и выбор в 2008-м 50 выдающихся личностей, которые изменили европейский баскетбол, подтверждают это мнение. Баскетбольная история, предшествовавшая созданию Евролиги, не должна забываться, ее нужно уважать и, конечно же, знать. С другой стороны, мы все же полагаем, что баскетбольные болельщики скорее интересуются свежими новостями, тем, что происходит прямо сейчас, и мы должны предоставлять им именно ту информацию, которую они ищут. Поэтому мы считаем сочетание и исторического, и современного контента, какое предлагает наш сайт, идеальным решением.

- Вам не кажется, что необходимо больше усилий для создания единого общеевропейского баскетбольного медийного пространства? Получается, что каждая страна живет практически автономно.

– Полностью согласен. И, на мой взгляд, мы как раз продвигаем идею глобального европейского баскетбола в широчайшем формате. В наших турнирах задействованы 60 клубов из 18 различных стран, и каждый представлен на обоих сайтах. Мы пытаемся дать болельщику общее представление об участниках, а не только фокусируемся на местной команде или командах.

Евролига в России, переезд «Химок», Китай

- Российские и турецкие клубы сейчас стали самыми богатыми участниками Евролиги. Вы видите в этом проблему в смысле смещения игрового баланса (и, возможно, уменьшения зрительского интереса)?

– Нельзя отрицать, что российские и турецкие клубы увеличили финансовые инвестиции за последние годы. Хотя если посмотреть на это в исторической перспективе, то это скорее обусловлено самыми разными аспектами вроде экономической ситуации в каждой стране, системы налогообложения…

На мой взгляд, здесь нужно выделить два момента.

Во-первых, общий уровень конкуренции в Евролиге остается устойчиво высоким – в каждом сезоне 10-12 клубов всерьез претендуют на титул чемпиона, а это редко можно увидеть в профессиональных лигах. Такого результата можно добиться, только в том случае, если сбалансирован спортивный уровень каждого участника.

Во-вторых, нам необходимо гарантировать экономическую стабильность наших клубов. В этом году мы начали реализовывать нормы финансового «фэйр-плей». Это серия мер, которая должна гарантировать баланс между бюджетами клубов, чтобы помочь им и лиге добиться стабильного и последовательного роста в будущем.

- В прошлом сезоне вы выразили недовольство маркетинговой работой российских клубов. Что им нужно поменять?

– Одна из наших основных целей заключается в долгосрочном развитии турнира: нужно, чтобы клубы не просто концентрировались на привлечении средств, но еще и создавали долговременные стабильные проекты с профессиональными менеджерами во главе. Россия – прекрасный пример в этом смысле. Спортивно-развлекательный рынок в России очень конкурентен, и на таком конкурентном рынке клубы обязаны фокусироваться на мелочах, которые бы позволили им добавить ценности их продукты, они должны быть более креативными и оригинальными, чтобы выделяться на общей фоне. Российские клубы делают огромные инвестиции в том, что касается исключительно баскетбола, они привлекают топовых игроков, но они также должны прибавлять и в других областях, например, в маркетинге, чтобы увеличить прибыли и создавать устойчивые с экономической точки зрения, самоокупаемые проекты.

- Вы допускаете такой вариант, что клубы нужно будет как-то насильственно побуждать к более активной работе по привлечению болельщиков (с помощью штрафов или других мер)?

– У нас есть билетная программа для наших клубов, и мы считаем, что есть огромный потенциал для получения прибылей от продажи билетов на домашние матчи – мы делимся своими знаниями с клубами, обсуждаем цены на билеты и различные варианты, с помощью которых клуб может увеличить свои доходы. У нас перед глазами есть ряд прекрасных примеров вроде ЕА7 «Милана» или «Фенербахче-Улкера». Все российские участники Евролиги этого сезона – ЦСКА, «Химки» и «Локомотив-Кубань» – являются частью программы. Уверен, что это поможет им улучшить свои продажи по билетам, ведь мы должны признать, что российские клубы не блещут в этом отношении. Это структурная проблема, которую российские клубы обязаны решить – вместе с широким спектром маркетинговых проектов это поможет им иметь более сбалансированные бюджеты и приблизиться к самоокупаемости.

- «Химки» в этом сезоне будут выступать в Крылатском, где традиционно проблемы с наполнением зала. Вы не считаете, что подобный переезд связан с рисками?

– Мы рассматриваем замену арены как своего рода шанс для «Химок». Они переедут в более современный комплекс с большей вместимостью, чем предыдущий – это возможность для клуба повысить доходы от продажи билетов и создать лучшее зрелище для своих болельщиков.

- На протяжении последних сезонов два российских клуба оказываются в стадии Топ-16. Что еще должно произойти, чтобы чемпионат России получил больше лицензий на участие в Евролиге?

– Мы не собираемся в ближайшем будущем менять существующий расклад: ЦСКА сохранит лицензию категории «А», лицензию категории «Б» получает команда, занявшая самое высокое место в лиге ВТБ. Мы считаем, что ЦСКА заслуживает лицензию «А» по своему историческому развитию: больше десяти лет он выигрывали чемпионат России. Обладателем лицензии «Б» становится второй клуб – здесь все постоянно меняется, и сразу у нескольких российских команд появляется возможность поучаствовать в Евролиге.

- Этим летом Евролига подписала контракт с китайской телевизионной компанией. Какие цели вы ставите перед собой на китайском рынке и как бы вы оценили интерес в Китае к турниру?

– С 2007-го года Азия является одним из приоритетных направлений нашей глобальной стратегии: мы хотели бы поделиться достоинствами европейского баскетбола и с азиатскими болельщиками. За эти девять лет мы разработали несколько проектов, которые бы позволили усилить наши отношения с Азией. Шесть 6 наших лучших клубов («Беннетон», ЦСКА, «Альба», «Реал», «Панатинаикос» (дважды) и «Барселона») провели в Китае несколько выставочных матчей, собравших хорошую аудиторию и заслуживших внимание местных болельщиков. Игры Евролиги регулярно транслируются на различных платформах (CCTV, LETV, Chongqing TV, Guangdong TV Sports, Liaoning TV Sports, Guangzhou TV Competition, Shenzhen TV Sports и Xinjiang TV), а кроме того, мы создали несколько проектов, которые работают на сближение азиатского баскетбола и европейского. Например, молодежные команды Китая участвуют в престижном международном молодежном турнире, который проводится одновременно с «Финалом четырех» Евролиги, существуют программы обмена опытом с азиатскими тренерами, баскетбольные делегации Китая приезжают на «Финал четырех» Евролиги, чтобы по достоинству оценить решающую стадию сезона в Европе, мы проводим летний лагерь Евролиги, где участвуют 280 девочек и мальчиков моложе 18 лет, организуем профессиональные клиники для тренеров и других профессионалов в Китае. Все эти инициативы дают общее представление того, насколько для нас важно наше присутствие на азиатском континенте.

Последнее соглашение, о котором вы упомянули, на мой взгляд – самый важный шаг вперед, который мы сделали в рамках этого проекта. HBN (Beijing HualuBaina Film & TV Inc.) – это гигантская корпорация, которой принадлежат права на главные профессиональные баскетбольные лиги Европы. Это создаст для нас дополнительные возможности на самом большом азиатском рынке, в Китае.

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы