5 вещей, которые надо знать, чтобы составить текст-рейтинг
Редактор «Трибуны» Артем Шмелев делится секретами составления актуального и интересного рейтинга.
1. Не бойтесь текстов-рейтингов
Рейтинги – это хорошо. Не бойтесь их внешней простоты. Думаете, что их можно написать на коленке за 20-30 минут? Почитайте, например, материал Ромы Сприкута 11 самых ярких примеров культурного недопонимания в НБА (почитайте, даже если вы как и я не понимаете почти ничего в баскетболе). Вы все еще считаете, что рейтинг – простая штука? Они волнуют и цепляют почти каждого.
В интернете больше рейтингов обсуждают только девушек и котиков. Глобальные рейтинги вроде «100 книг, которые должен прочесть каждый» или «20 сериалов, на которые стоит тратить свою жизнь» крупными изданиями составляются еженедельно. Если бы такие чарты никого не волновали, то новости о вручении очередного «Золотого мяча» Месси или невручении очередного «Оскара» Ди Каприо не собирали бы тысячи комментариев.
2. Изучите тему
Выше была ссылка на материал Романа. Там и тема мощная, конечно. Но даже простой рейтинг вроде «Пирло и еще 9 самых крутых бородатых футболистов» можно сделать интереснее. К простому перечислению фамилий можно добавить фотографии, к фотографиям – цитату футболиста о своей бороде. Можно найти фотографии, когда мужчины из вашего рейтинга были еще безбородыми. А если вы владеете фотошопом, бонусом пририсуйте бороду Пирло известным безбородым футболистам. Возможностей масса.
3. Не бойтесь субъективности
Рейтинг – это всегда вкусовщина. Чтобы эта вкусовщина стала хорошей, приводите аргументы. Если в вашем топе лучших тренеров года Карпин выше Моуринью, то убедите читателя, что это действительно так. Но и приготовьтесь к тому, что в комментарии придет читатель, которому ваш чарт не понравится. Это нормально. Если у вас нет чудовищных ляпов (например, в рейтинге бородатых футболистов вы вдруг забыли про Хаби Алонсо), то так должно и быть. Обратная связь – это здорово. Отличный пример – серия постов Василия Уткина про 20 лучших футболистов России. Субъективно? Да. Но каждую часть ждали, угадывали, кто будет в пятерке, а в комментариях составляли свои рейтинги.
4. Оформляйте красиво
Просто еще раз перечитайте Задание #0. Оформить профиль, блог, текст. Там очень много полезных вещей, про которые почему-то забывают. Пост должен радовать глаз. Например, не надо стесняться своей темы. Если вы делаете рейтинг «10 новых вратарей для «Барселоны», то и называйте его так. Более вероятно, что читатель откроет пост с таким названием, чем с «Мысли вслух о вратарских делах каталонцев».
5. Используйте картинки и сюжет
Самый субъективный пункт. Но это же тоже рейтинг. А мы уяснили, что вкусовщины в рейтингах бояться не нужно. Используйте в текстах-рейтингах картинки. Не нужно пугать читателя сплошным текстом. Буквы – это хорошо, но иногда бла-бла-бла из букв можно заменить одной яркой картинкой, которая расскажет больше. Используйте фотографии, гифки, карикатуры, видео по теме, чтобы читатель сохранялся на них.
Сочетание букв и картинок – это круто. Доказано букварем. Примеры постов-рейтингов с картинками: один, два, три. И про сюжет. Он увлекает и мотивирует прочитать пост до конца. Сюжет книги иногда заставляет вернуться к уже прочтенным страницам, сюжет фильма – пересмотреть кино еще раз. А сюжет текста-рейтинга может заставить вернуться, например, из пункта 10 в пункт 3, перечитать его еще раз. Мне нравится это.
)))
навеяло