4 мин.

"Зеленый" болид

В самом первом сообщении этого блога я писала о «Хонде» и ее экологическом имидже, слегка сомневаясь в уместности «зеленой» концепции в «Формуле-1». Что ж, нужно признать, что японская команда соответствует идее защиты окружающей среды: едет медленно, вероятно, уменьшая выброс вредных веществ в атмосферу, в лучшем случае участвует в двух третях квалификации, сокращая время нахождения на треке, а в Бахрейне Дженсон Баттон сошел уже через несколько метров дистанции гонки. Экономия энергии налицо!

Но шутки в сторону — в «Хонде» кризис, и его глубину легко измерить достижениями младшей сестренки «Супер Агури». Якорем, тянущим зеленую машину к хвосту пелетона, называют аэродинамику. Причем утверждают, что в аэродинамической трубе все выглядит очень красиво и эффективно, но как только пакет появляется на трассе, болид ведет себя хуже некуда. В Малайзию команда привезла аэродинамические новинки, но вместо прогресса обнаружила только ухудшение и, по слухам, предпочла вернуться к старому варианту. Возможных выводов из сложившейся ситуации два. Либо специалисты неверно интерпретируют данные и неправильно строят по ним детали, либо труба не откалибрована.

Здесь нужно отвлечься от сиюминутной проблемы «Хонды» и вернуться в прошлый год, когда из конюшни был фактически вытеснен Джефф Уиллис, отдел аэродинамики претерпел перестановки — например, из-за стопроцентных разногласий с руководством ушел в «БМВ-Заубер» Виллем Тоэт (баварцы-то едут сейчас отменно!), и был довольно поспешно запущен туннель для продувки полномасшабных моделей. Многие считают, что именно за смещение Уиллиса с поста технического директора и последовавший его уход «Хонда» расплачивается сейчас. Не буду столь категорична — вряд ли единственный человек, даже столь талантливый специалист, мог так сильно повлиять на положение дел.

Впрочем, абсолютно убеждена, что, хотя время романтиков, создававших команды «Формулы-1» буквально на голом энтузиазме, прошло, а их место заняли крупные автоконцерны, роль сильных личностей в команде продолжает быть заглавной. Руководители калибра Денниса, Тодта, Бриатторе, конструкторы уровня Ньюи, Брауна задают курс развития команды и во многом определяют ее успех. Под их знамена стекаются талантливые инженеры, преданные работе так же, как их боссы, и рано или поздно все винтики становятся на свои места и начинают работать. Такая команда даже при небольшом бюджете способна держаться крепким середнячком, и это то, к чему, на мой взгляд, ведет свою маленькую конюшню Агури Сузуки.

В «Хонде» обратный процесс — уход классных специалистов оттягивает из команды и среднее звено, а руководящие посты занимают люди без соответствующей подготовки. Например, за операции с аэродинамической трубой отвечает Грэм Миллер, образование которого далеко от аэродинамики. Пост технического директора занимает Шухеи Накамото, семнадцать лет работавший в мотогонках. Но четыре колеса, не два — спросите у Валентино Росси. Зато эти люди идеально подходят корпоративному и несколько консервативному мышлению совета директоров «Хонды». Ник Фрай с неизменной улыбкой отчитается перед японцами, что проблема найдена и скоро все будет хорошо, вместо того чтобы признать, что RA107 — мертворожденный болид и стоило бы вернуться к прошлогодней модели. Но, боюсь, тот, кто осмелится сказать такое директорату, отправится вслед за Уиллисом.

Кстати, в идее выйти на старт на прошлогоднем болиде нет ничего страшного. «Макларен» весь 2003-й откатал на старом, «Феррари» задержала выход новинки в начале 2004-го. Очевидно, если «Агури» добилась такого успеха на RA106, «Хонде» и подавно было под силу усовершенствовать машину и закрепить достижения конца прошлого года. Надо═ отметить, что тот прошлогодний взлет вместе с аналогичным успешным 2004-м и провал между ними намекают, что текучка в конструкторском бюро ведет к непониманию слабых и сильных сторон автомобиля, отсутствию преемственности и развития. Показательны фразы руководства начала сезона трехлетней давности: «Не знаю, почему, но так приятно, когда все работает!» И начала этого чемпионата: «Не могу с уверенностью сказать, что нужно исправить».

Гонщики «Хонды» в данной ситуации просто жертвы обстоятельств. Но толку от них еще меньше, когда Баррикелло на повышенных тонах перекривается с гоночным инженером во время квалификации на «Сепанге», а Баттон с улыбкой и, кажется, чувством облегчения, покидает болид на первом круге Гран-при Бахрейна. Командный дух стремительно падает на всех фронтах, и по некоторым сообщениям, вскоре полетит очередная порция голов…

Не удивлюсь, если ко второй половине сезона, когда намечена серьезная модификация существующей машины, японцы все же подтянутся. Даже желаю им этого — уж очень невеселые параллели возникают между формой «Хонды» и состоянием нашей Земли, фото которой украшает борта машины.