"Зеленый" болид
В самом первом сообщении этого блога я писала о «Хонде» и ее экологическом имидже, слегка сомневаясь в уместности «зеленой» концепции в «Формуле-1». Что ж, нужно признать, что японская команда соответствует идее защиты окружающей среды: едет медленно, вероятно, уменьшая выброс вредных веществ в атмосферу, в лучшем случае участвует в двух третях квалификации, сокращая время нахождения на треке, а в Бахрейне Дженсон Баттон сошел уже через несколько метров дистанции гонки. Экономия энергии налицо!
Но шутки в сторону в «Хонде» кризис, и его глубину легко измерить достижениями младшей сестренки «Супер Агури». Якорем, тянущим зеленую машину к хвосту пелетона, называют аэродинамику. Причем утверждают, что в аэродинамической трубе все выглядит очень красиво и эффективно, но как только пакет появляется на трассе, болид ведет себя хуже некуда. В Малайзию команда привезла аэродинамические новинки, но вместо прогресса обнаружила только ухудшение и, по слухам, предпочла вернуться к старому варианту. Возможных выводов из сложившейся ситуации два. Либо специалисты неверно интерпретируют данные и неправильно строят по ним детали, либо труба не откалибрована.
Здесь нужно отвлечься от сиюминутной проблемы «Хонды» и вернуться в прошлый год, когда из конюшни был фактически вытеснен Джефф Уиллис, отдел аэродинамики претерпел перестановки например, из-за стопроцентных разногласий с руководством ушел в «БМВ-Заубер» Виллем Тоэт (баварцы-то едут сейчас отменно!), и был довольно поспешно запущен туннель для продувки полномасшабных моделей. Многие считают, что именно за смещение Уиллиса с поста технического директора и последовавший его уход «Хонда» расплачивается сейчас. Не буду столь категорична вряд ли единственный человек, даже столь талантливый специалист, мог так сильно повлиять на положение дел.
Впрочем, абсолютно убеждена, что, хотя время романтиков, создававших команды «Формулы-1» буквально на голом энтузиазме, прошло, а их место заняли крупные автоконцерны, роль сильных личностей в команде продолжает быть заглавной. Руководители калибра Денниса, Тодта, Бриатторе, конструкторы уровня Ньюи, Брауна задают курс развития команды и во многом определяют ее успех. Под их знамена стекаются талантливые инженеры, преданные работе так же, как их боссы, и рано или поздно все винтики становятся на свои места и начинают работать. Такая команда даже при небольшом бюджете способна держаться крепким середнячком, и это то, к чему, на мой взгляд, ведет свою маленькую конюшню Агури Сузуки.
В «Хонде» обратный процесс уход классных специалистов оттягивает из команды и среднее звено, а руководящие посты занимают люди без соответствующей подготовки. Например, за операции с аэродинамической трубой отвечает Грэм Миллер, образование которого далеко от аэродинамики. Пост технического директора занимает Шухеи Накамото, семнадцать лет работавший в мотогонках. Но четыре колеса, не два спросите у Валентино Росси. Зато эти люди идеально подходят корпоративному и несколько консервативному мышлению совета директоров «Хонды». Ник Фрай с неизменной улыбкой отчитается перед японцами, что проблема найдена и скоро все будет хорошо, вместо того чтобы признать, что RA107 мертворожденный болид и стоило бы вернуться к прошлогодней модели. Но, боюсь, тот, кто осмелится сказать такое директорату, отправится вслед за Уиллисом.
Кстати, в идее выйти на старт на прошлогоднем болиде нет ничего страшного. «Макларен» весь 2003-й откатал на старом, «Феррари» задержала выход новинки в начале 2004-го. Очевидно, если «Агури» добилась такого успеха на RA106, «Хонде» и подавно было под силу усовершенствовать машину и закрепить достижения конца прошлого года. Надо═ отметить, что тот прошлогодний взлет вместе с аналогичным успешным 2004-м и провал между ними намекают, что текучка в конструкторском бюро ведет к непониманию слабых и сильных сторон автомобиля, отсутствию преемственности и развития. Показательны фразы руководства начала сезона трехлетней давности: «Не знаю, почему, но так приятно, когда все работает!» И начала этого чемпионата: «Не могу с уверенностью сказать, что нужно исправить».
Гонщики «Хонды» в данной ситуации просто жертвы обстоятельств. Но толку от них еще меньше, когда Баррикелло на повышенных тонах перекривается с гоночным инженером во время квалификации на «Сепанге», а Баттон с улыбкой и, кажется, чувством облегчения, покидает болид на первом круге Гран-при Бахрейна. Командный дух стремительно падает на всех фронтах, и по некоторым сообщениям, вскоре полетит очередная порция голов
Не удивлюсь, если ко второй половине сезона, когда намечена серьезная модификация существующей машины, японцы все же подтянутся. Даже желаю им этого уж очень невеселые параллели возникают между формой «Хонды» и состоянием нашей Земли, фото которой украшает борта машины.