Три претендента на титул «Ф-1» – гарантия культового финала. «Макларен» уже проигрывал такие гонки
Гран-при Абу-Даби-2025 – исторический еще до старта. Сразу три гонщика – Ландо Норрис, Макс Ферстаппен и Оскар Пиастри – разыграют титул. За 76 лет «Формулы-1» такое случалось всего пять раз.
В XXI веке были лишь две схватки трех претендентов на финальных этапах, и обе обрели культовый статус.
2007 год – титул шел в руки «Макларена», но…

Льюис Хэмилтон стал суперзвездой «Ф-1» мгновенно: дебютировал девятью подиумами подряд и за два этапа до финиша сезона практически обеспечил себе титул в первом же сезоне. И это – в паре с самым тяжелым напарником из возможных, двукратным и действующим на тот момент чемпионом Фернандо Алонсо. Именно испанец, перешедший из «Рено», должен был повести «Макларен» вперед.
Хэмилтон имел все шансы на досрочный титул еще в Китае, однако команда перемудрила со стратегией, Льюис до предела износил шины и допустил катастрофическую ошибку, застряв в гравии перед боксами.
Победа в Шанхае оставила Кими Райкконену из «Феррари» небольшой шанс на итоговый успех. Перед заключительным Гран-при Бразилии Хэмилтон лидировал со 107 очками, Алонсо шел вторым со 103, у Кими было 100 (тогда за победу давали десять баллов, а не 25, как сейчас).
Квалификация в Сан-Паулу сложилась для Хэмилтона почти идеально: британец оказался вторым на решетке (впереди лишь Фелипе Масса, напарник Кими), Райкконен – третьим, Алонсо – четвертым.
Однако Льюис пропустил обоих соперников на старте, ошибся при попытке обогнать Фернандо обратно и откатился на восьмую позицию. Будущему семикратному чемпиону для титула хватало финиша шестым при дубле «Феррари», и он за несколько кругов оказался на нужном месте. Но тут же замедлился из-за проблем с коробкой передач. Долгие 30 секунд Хэмилтон плелся по трассе, пока машина не ожила – за это время пилот рухнул на 18-ю позицию.

Следующие 60 кругов британец обгонял соперников одного за другим, но дотянулся лишь до седьмого места. Алонсо финишировал третьим, а Райкконен сенсационно выиграл гонку и чемпионство, обогнав обоих пилотов «Макларена» на одно очко.
Тифози, избалованные доминированием Михаэля Шумахера, точно не поверили бы, что этот титул останется последним для Скудерии как минимум до 2026 года.
2010 год – начало эпохи «Ред Булл»
Алонсо и Хэмилтон снова сошлись в финальной гонке спустя три года – Фернандо выступал за «Феррари», Льюис остался в «Макларене». Впрочем, перед Гран-при Абу-Даби британец был в борьбе лишь номинально. Испанец, напротив, лидировал в личном зачете.
По ходу года на титул претендовали сразу три чемпиона – Алонсо, Хэмилтон и его напарник Дженсон Баттон, а также два пилота «Ред Булл» – Себастьян Феттель и Марк Уэббер, нынешний менеджер Пиастри. Три болида – «Ред Булл», «Феррари» и «Макларен» – боролись за победы почти на каждом этапе, что обеспечивало постоянные перестановки в зачете пилотов.
Баттон, лидировавший в чемпионате весной, отвалился лишь перед последней гонкой. В Абу-Даби состоялся уникальный финальный этап сразу с четырьмя претендентами: Фернандо опережал Уэббера на восемь очков, Себа – на 15 и Льюиса – на 24. Фактически титул разыгрывали первые трое. Хэмилтона устраивала лишь собственная победа при сходе всех конкурентов – совсем уж фантастический сценарий даже для такого удивительного сезона.
Феттель завоевал поул и уверенно выиграл гонку, но немцу приходилось надеяться на провалы соперников. Уэббер, стартовавший пятым, задел стену и испытывал сложности с мягкими шинами, поэтому рано заехал на пит-стоп – решение, которое оказалось фатальным как для него, так и для Алонсо. «Феррари» считала главной угрозой Марка, а не Себастьяна, поэтому также сменила покрышки испанцу.
При победе Феттеля Алонсо устраивало четвертое место, но двукратный чемпион застрял за «Рено» Виталия Петрова на необгонном треке «Яс-Марина» и финишировал седьмым, Уэббер – восьмым. 23-летний Себ, который до этого ни разу не лидировал в личном зачете, опередил Фернандо на четыре очка и стал самым молодым чемпионом мира в истории.
Победа запустила новый цикл: Феттель принес «Ред Булл» первый титул в истории, а себе – первый из четырех подряд. Кроме того, с тех пор в личном зачете неизменно побеждают только пилоты «Ред Булл» и «Мерседеса» – серия, которая может прерваться на Гран-при Абу-Даби-2025.
Лихие 1980-е с Пике, Простом и Мэнселлом
Еще три (формально – четыре) финала с тремя претендентами случились в 1980-е – совсем в другую эпоху «Ф-1».
Сезон-1981 вышел невероятно хаотичным: политические дрязги перед стартом, отвратительный уровень безопасности и семь разных победителей из шести команд всего за 15 уик-эндов. Логично, что титул разыграли представители разных коллективов.
На последний этап лидером приехал пилот «Уильямса» Карлос Ройтеман, который, как изначально предполагалось, должен был служить вторым номером для чемпиона-1980 Алана Джонса. Аргентинец на одно очко опережал Нельсона Пике из «Брэбэма» и на шесть – Жака Лаффита из «Лижье». Тогда за победу присуждали девять баллов.
Логично, что такой сезон завершился на абсурдной трассе в Вегасе – буквально на парковке у отеля «Сизерс-пэлас». Ройтеман, стартовавший с поула, быстро проиграл несколько позиций, неудачно начал гонку и Пике с четвертого места, в то время как Лаффиту, который провалил квалификацию и стартовал 12-м, удался прорыв. Но Пике все же опередил конкурентов – пятой позиции и двух очков хватило бразильцу для чемпионства, поскольку Лаффит завершил гонку шестым, а Ройтеман и вовсе вне очковой зоны – восьмым.
Следующий год также ознаменовался тройной битвой, но только на бумаге: Дидье Пирони, выступавший за «Феррари», из-за тяжелых травм не только не участвовал в заключительной гонке в том же Вегасе, но и вообще больше не вернулся за руль болида «Ф-1». В финале гонщик «Уильямса» Кеке Росберг переиграл Джона Уотсона из «Макларена», которого устраивала только победа при сходе финна.
Сезон-1983 – и снова три претендента из трех разных команд! Последний этап проходил в Южной Африке, и лидером на него приехал Ален Прост из «Рено» – будущий четырехкратный чемпион мира. Прост на два очка опережал чемпиона-1981 Пике и на восемь – соотечественника Рене Арну из «Феррари». Гонка захватывающей не получилась: оба француза сошли из-за поломок моторов, пилот «Брэбэма» спокойно доехал третьим и снова взял трофей.
В 1986-м с Простом и Пике сражался Найджел Мэнселл. Ален выступал за «Макларен», а Пике перешел к Мэнселлу в «Уильямс», и отношения новых напарников были столь напряженными, что на их фоне Льюис Хэмилтон и Нико Росберг образца 2016 года показались бы лучшими друзьями. Бразилец, известный несдержанным языком, дошел до того, что публично назвал «уродливой» жену Мэнселла.

Болид «Уильямса» считался лучшим на решетке, но пилоты слишком часто сходили, а новые правила, вынуждавшие экономить топливо, шли на руку Просту. Перед финалом в Австралии Мэнселл опережал Проста на шесть очков, а Пике – на семь. Осложняло подсчеты то, что в зачет шли лишь 11 лучших результатов за сезон из 16.
В квалификации оба «Уильямса» были почти на секунду быстрее «Макларена», Найджел забрал поул, а Ален стал лишь четвертым. Пике, стартовавший вторым, развернулся, Прост получил прокол, но после пит-стопа опередил Мэнселла в борьбе за второе место, которая превратилась в битву за победу после прокола Кеке Росберга.
Найджелу хватало третьей позиции для титула, но на скорости в 290 км/ч на машине британца взорвалась покрышка, что породило одну из самых знаменитых фраз в истории англоязычного комментария «Ф-1». «And colossally that’s Mansell!» – воскликнул пораженный Марри Уокер. Прост дотянул до победы, догонявший его Пике стал вторым, и титул, который, казалось, суждено выиграть «Уильямсу», достался Алену. В итоговой классификации француз обогнал Мэнселла всего на два очка, а Пике – на три.

Что это означает для Норриса, Ферстаппена и Пиастри?
Преследователям Ландо явно понравится, что лидер сезона ни разу не становился чемпионом в тройном противостоянии (если не считать формальной борьбы в 1982-м).
Фанатам Макса будет приятно вспомнить 2007-й и провал «Макларена», а также поражение двух более мощных «Уильямсов» в борьбе с одним Простом. В самом «Ред Булл» любят напоминать, как брали титулы в последних гонках, в том числе в 2010-м. При этом менеджер Пиастри Уэббер почему-то любит сравнивать своего подопечного с чемпионом Феттелем, а не с самим собой, проигравшим ту битву.
Но мини-сериал из пяти совершенно разных эпизодов наталкивает только на один вывод: ситуация сезона-2025 настолько редка, что мы обязательно увидим нечто неповторимое.
Что еще почитать о финале 2025 года:
Все расклады финала «Ф-1»: кто фаворит Гран-при Абу-Даби и битвы за чемпионство?
Величие финала «Ф-1»: битва супергонщика с доминаторами года
«Макларены» провалились, Ферстаппен победил и cохранил интригу в «Ф-1». Что дальше?
Фото: Gettyimages.ru/Paul-Henri Cahier, Mike King, Mark Thompson, Clive Mason




















