11 мин.

Техосмотр 2024: все, что нужно знать водителям

С 1 января 2024 года техосмотр подорожает: сколько будет стоить его прохождение, кому нужна диагностическая карта, что будет с установленным штрафом в 2000 рублей за отсутствие техосмотра и на другие вопросы вы найдет ответ в нашем материале.

В России отменили обязательный техосмотр и переводят его на добровольную основу. В декабре 2021 года Государственная Дума в трех чтениях внесла поправки в действующее законодательство. Законопроект вступил в силу сразу после того как 30 декабря президент РФ его подписал. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому автовладельцу.

Транспортный налог 2024: ставки, льготы и что будет, если не платить

Содержание

Что такое техосмотр и почему его отменили

Техосмотр — это проверка технического состояния транспортного средства, включая автомобили и мотоциклы. Есть установленные российские и международные нормативы и нормы безопасности, на соответствие которых, специалисты проверяют машину. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилера, специалисты не занимаются исправлением выявленных недостатков, они только указывают на их наличие и заносит их в диагностическую карту.

В дальнейшем автовладелец должен провести ремонт, который устранит выявленные неисправности и несоответствия. После необходимо повторно приехать на техосмотр. На исправление замечаний отводится 10 дней. Специалисты повторно проверяют состояние машины. Если все неисправности устранены, собственнику выдают диагностическую карту. Она подтверждает полную исправность автомобиля.

До конца 2021 года только техосмотр считался единственным официальным подтверждением исправности машины, но многие водители предпочитали покупать «серые» диагностические карты без фактического посещения пункта технического осмотра. Такую карту можно было заказать в любом регионе России. На официальные пункты осмотра приезжали только наиболее осознанные автовладельцы, которые не сомневались в техническом соответствии своей машины. За каждый непройденный техосмотр владельцу машины приходилось платить по установленному регионом тарифу. Например, в Москве стоимость разового прохождения техосмотра в 2023 году стоила 913 рублей.

Отследить процесс покупки «серых» диагностических карт невозможно. В начале 2021 года законодатели хотели значительно ужесточить процесс прохождения техосмотра. Были предложены поправки, которые позволяли ввести обязательную фотофиксацию до прохождения техосмотра и по его окончанию. Проверять машины могли бы только лицензированные центры. Помимо этого, все данные операторы должны были отправлять через систему ЕАИС ТО.

Автовладельцев в ГИБДД и Российском союзе автостраховщиков предупредили, что «серые» и выданные без подробного осмотра машины карты будут аннулированы. Владельцев пунктов осмотра машин предупредили о необходимости установки специального оборудования, которое бы соответствовало новым требованиям. Операторы, в свою очередь, заговорили о повышении тарифов, так как появились дополнительные затраты. В ФАС уже началась работа по разработке тарифной сетки на прохождение техосмотра.

Уже летом 2021 года от ГИБДД поступила новая инициатива — отменить обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Чернов заявил, что в ряде регионов страны не выполняются требования по обновлению или открытию пунктов техосмотра. При этом он напомнил, что автовладелец и так должен содержать свою машину в исправном состоянии. В ПДД указано, что перед выездом водитель должен проверить исправность своего транспортного средства. «В связи с этим в МВД считают возможным отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физических лиц», — сказал Черников и добавил, что соответствующее предложение ведомство направило в правительство.

Позднее глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно. «Эта процедура уже не является гарантией безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москалев.

Законодатели в пояснительной записку об отмене обязательно техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать машину в надлежащем состоянии и не выезжать на дорогу при наличии проблем. Такие требования прописаны в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.

Помимо этого, в пояснительной записке привели статистику участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированных ТС и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.

Кому нужно проходить техосмотр в 2024 году

В конце 2021 года в России изменились правила прохождения обязательного технического осмотра транспортных средств. 24 декабря Государственная Дума в третьем чтении приняла поправки в действующее законодательство. После нововведения одобрил Совет Федерации.

Технический осмотр ТС, как обязательную процедуру, сохранили для некоторых ситуаций. Диагностическую карту потребуется получить в следующих ситуациях:

  • в случае постановки ТС на государственный учет, если с года изготовления машины прошло более четырех лет, включая год его изготовления;

  • в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца ТС, если с года изготовления машины прошло более четырех лет, включая год его изготовления;

  • в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменение конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;

  • для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;

  • для такси, автобусов и грузовиков;

  • при выезде на личном автомобиле в другие страны, включая Евросоюз — там техосмотр остался обязательным.

В законопроекте есть сноска, когда техосмотр проводится даже в том случае, если он не попадает под действие вышеуказанных — «в случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».

Для всех остальных ситуаций, прохождение техосмотра перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на пункт технического осмотра можно, но это не обязательно.

Кому не нужно проходить техосмотр в 2024 году

От обязательного прохождения техосмотра освободили легковые автомобили и мотоциклы, которые принадлежат физическим лицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники авто не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров.

Также запрещено использовать транспорт без пройденного техосмотра в служебных целях.

Как изменились цены на техосмотр в 2024 году

С 2023 году в России ФАС установили минимальную стоимость техосмотра на уровне 913 рублей для легковых автомобилей и 321 рубль для мотоциклов, мотороллеров и транспорта подобного класса.

Регионы могут корректировать цену. Стоимость можно повысить, но вот сделать ниже принятого тарифа нельзя. Базовая цена в 913 рублей установлена в регионах, которые приведены в таблице ниже.

Регион

Стоимость в 2022 году

Стоимость в 2023 году

Москва

720

913

Алтайский край

552

913

Астраханский край

778

913

Калужская область

591

919

Карелия

736

913

Костромская область

620

913

Курская область

367

913

Мордовия

505

913

Новосибирская область

520

913

Омская область

367

913

Оренбургская область

913

Орловская область

300

913

Псковская область

631

913

Республика Саха (Якутия)

807

913

Свердловская область

498

913

Смоленская область

583

913

Ставропольский край

603

913

Тамбовская область

600

913

Тюменская область

596

913

ХМАО

681

913

Челябинская область

568

913

Чувашия

557

913

Ямало-Ненецкий автономный округ

595

913

Некоторые регионы России в 2023 году установили минимальные региональные тарифы выше общероссийского. Они приведены в таблице ниже.

Регион

Стоимость услуги в 2022 году

Стоимость услуги в 2023 году

Московская область

710

940

Амурская область

1300

1401

Ленинградская область

990

1073

Санкт-Петербург

881

1543

Одновременно с принятием минимального тарифа в ФАС приняли решение об обязательной индексации тарифа в 2024 году на уровень инфляции. Это означает, что с 1 января 2024 года в каждом регионе России вырастет стоимость прохождения техосмотра.

Минимальная стоимость прохождения техосмотра в России вырастет пропорционально уровню инфляции в стране. Согласно прогнозу Центробанка на 2023 год от 27 октября, ожидаемый уровень инфляции составит 7-7,5%. В пресс-службе Фас уточнили, что для расчета предельного размера платы за проведение техосмотра на 2024 год методом индексации необходимо применить показатель «индекс потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации», публикуемый на официальном сайте Росстата, за 2022 год к значениям предельного размера платы за проведение ТО, утвержденным соответствующим постановлением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (в котором установлены тарифы на 2023 год).

Минимальная стоимость прохождения техосмотра в 2024 году, ориентировочно, должна составить:

  • 1187 рублей для легковых автомобилей;

  • 417 рублей для мотоциклов и мотороллеров.

В Московской области, согласно постановлению правительства региона, планируется установить предельный размер платы за проведение технического осмотра на 2024 год:

  • 1052 рубля для легковых автомобилей;

  • 359 рублей для мототранспортных средств;

  • 873 рубля для прицепов массой не более 0,75 т.

В таблице представлен предельный размер платы за проведение технического осмотра на 2024 год в Московской области.

Пункт положения

Наименование транспортного средства

Категория транспортного средства

Предельный размер платы за проведение технического осмотра в рублях

1

Мототранспортные средства

L

359

2

Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, в том числе

M

 -

2.1

Транспортные средства (автомобили легковые), имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения

М1

1052

2.2

Транспортные средства (автобусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси), используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т

М2

1881

2.3

Транспортные средства (автобусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси), используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т

М3

2261

3

Транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, в том числе с технически допустимой максимальной массой:

N

 -

3.1

не более 3,5 т

N1

1142

3.2

свыше 3,5 т, но не более 12 т

N2

2205

3.3

свыше 12 т

N3

2362

4

Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N, в том числе с технически допустимой максимальной массой:

О

 -

4.1

не более 0,75 т

О1

873

4.2

свыше 0,75 т, но не более 3,5 т

О2

873

4.3

свыше 3,5 т, но не более 10 т

О3

1534

4.4

свыше 10 т

О4

1534

В Мурманске, согласно опубликованному постановлению местного правительства, стоимость технического осмотра легкового автомобиля категории М1 составит 1100 рублей.

Штраф за непройденный техосмотр в 2024 году

С 1 марта 2022 года в КоАП появился штраф в размере 2000 рублей за езду без техосмотра для водителей-частников. Назначить штраф планировали за езду без диагностических карт, тем водителям, которые по закону попадали в категорию обязательного прохождения техосмотра. Ожидалось, что фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры.

На практике ответственность за не пройденный техосмотр так и не заработала. Дорожные камеры на настроены фиксировать отсутствие техосмотра. Инспекторы ГИБДД при проверке документов наличие диагностической карты у непрофессиональных водителей обычно не спрашивают.

Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2024 году

С 22 августа 2021 года действуют законодательные нормы, по которым автомобилисты получили возможность оформления полиса ОСАГО без диагностической карты.

Можно ли пройти техосмотр добровольно

В Российском союзе автостраховщиков считают, что техосмотр на добровольной основе всех же стоит проходить. В пресс-службе РСА сообщили, что сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах. «И если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. А это повлечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.

Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр

Разрабатывая идею по отмене обязательного техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям давать скидку при покупке ОСАГО тем водителям, которые прошли технический осмотр на добровольной основе. Также предложили подумать над реализацией предоставления скидок при расчете транспортного налога. В Налоговой службе на такое предложение никак не отреагировали.

В страховых компаниях предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались. Представители страховых компаний считают, что наличие такого документа никак не влияет на показатели аварийности на дороге.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на авто нет техосмотра

В РСА рассказали, что пострадавший в ДТП получит выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника аварии. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной аварии стала именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.

После перевода прохождения техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, в РСА сообщили, что если у виновника ДТП есть на руках действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине технической неисправности машины не получится.

Дешевые новые полноприводные авто в России

Правила перевозки детей в автомобиле — инструкция от ГИБДД