6 мин.

На судьбу титула могут повлиять командные приказы

«Феррари» и Фернандо Алонсо удалось проделать безупречную спасательную работу, если учесть, что в Австралии пилотам Скудерии не удалось пройти дальше второго сегмента квалификации, а в Малайзии отставание от поула составило 1,35 секунды. Теперь перед конкурентами стоит непростая задача: за девять гонок сократить 40-очковое отставание от Алонсо, и это при том, что болид Скудерии от гонки к гонке становится все быстрее. Букмекеры соглашаются с тем, что задача эта невероятно сложная, и на данный момент оценивают шансы испанца на победу чемпионате как 11/10.

«Фернандо серьезно опережает конкурентов. Я не думаю о своих шансах на завоевание чемпионского титула, ведь до конца сезона еще далеко. Однако Алонсо об этом думает. В этом он является, пожалуй, единственным пилотом. Другим такое просто не под силу. Им приходится сосредотачиваться только на том, чтобы побеждать. Уверен, что ни одному гонщику не удастся выиграть четыре ближайших Гран-при. И даже если Алонсо каждый раз будет финишировать на пятом месте, все остальные все равно будут отбирать очки друг у друга. Единственный шанс соперников – если Фернандо будет сходить с дистанции», – рассказал Дженсон Баттон после Гран-при Венгрии.

Букмекеры согласны с Баттоном. Ставки на победу соперников Алонсо выглядят следующим образом: Феттель – 3/1, Хэмилтон – 6/1, Уэббер – 14/1 и Райкконен – 16/1.

Как вы прекрасно понимаете, Фернандо также извлечет выгоду из внимания, которое ему оказывает собственная команда. Фелипе Масса набрал всего 15 процентов от 164 баллов напарника, но даже если по ходу гонки бразилец будет опережать Алонсо, то маловероятно, что ему позволят так доехать до финиша.

Что касается «Ред Булл», то в австрийской конюшне шансы Уэббера оцениваются в пять раз ниже, чем у Феттеля, несмотря на то, что в данный момент австралиец на два очка опережает двукратного чемпиона мира. Однако Уэббер – в этом не может быть никаких сомнений – не будет мириться с вспомогательной ролью. Особый интерес вызвали комментарии Марка после подписания нового контракта, в которых он отметил, что решение остаться в «Ред Булл» во многом связано с получением шанса побороться за чемпионский титул.

Приблизительно в той же ситуации находятся «Макларен» и «Лотус». В «Макларене» на счету Льюиса Хэмилтона 117 очков, в то время как у Баттона – всего 76. В «Лотусе» Кими Райкконену удалось записать на свой счет 116 очков, а у Ромена Грожана их опять же 76.

Вероятность того, что Баттон или Грожан догонят Алонсо – учитывая, что они набрали в два с лишним раза меньше очков, то есть, они отстают на четыре чистых победы – кажется немного нереальной, независимо от того, что они сами говорят.

«Хочу наслаждаться гонками и бороться за серьезные очки. Я все еще отстаю от лидеров, однако это отставание можно легко сократить», – говорит Баттон.

Очевидно, что пока он не готов стать вторым пилотом и помогать Хэмилтону.

«Нет, я буду помогать команде, набирая столько очков, сколько смогу. Если я буду лидировать в гонке, то захочу ее выиграть. Так поступают все гонщики. У нас в команде нет разделения на первый и второй номера.

Меня не будут просить о чем-либо особенном, однако если придет время, когда я потеряю шансы на титул, то тогда я, что вполне очевидно, помогу своему напарнику. Однако до этого момента должно пройти еще много времени».

С мнением букмекеров, которые оценивают шансы Дженсона как 66/1, эти слова немного расходятся, так что подобные речи – словно музыка для ушей Алонсо.

Помимо признания того, что Алонсо в хорошем положении, Баттон также видит угрозу со стороны «Лотуса».

«Льюис отлично поработал в Будапеште, но я не чувствую, что на самом деле мы были очень быстрыми. Полагаю, что болид «Лотуса» в руках Кими Райкконена был лучше всех. Если они привезут свои новинки на следующую гонку, то станут еще быстрее. На счету Кими в данный момент почти столько же очков, сколько и у Льюиса, и нужно отметить, что в следующих нескольких Гран-при они будут очень быстры.

Если же гонки будут проходить в дождь, сильным окажется Фернандо Алонсо, потому что болид «Феррари» отлично работает с дождевой резиной».

Руководителю команды из Энстоуна Эрику Булье определенно предстоит почесать голову, пытаясь решить сложный вопрос. В большинстве случаев в нынешнем сезоне Ромен Грожан был быстрее Кими Райкконена по ходу гоночных уик-эндов, хотя подобное развитие событие перед началом сезона предсказывали немногие. Однако Грожан также допустил больше ошибок, что многие списывают на недостаток опыта выступлений в «Формуле-1». Букмекеры оценивают шансы Грожана на титул даже ниже, чем у Баттона – на данный момент они равны 100/1.

Казалось бы, в «Макларене» и «Лотусе» должны не раздумывая сделать ставку на Хэмилтона и Райкконена, если они хотят побороться с Алонсо. Однако Эрик Булье является основателем компании Gravity Sport Management, которая помогает Грожану на протяжении всей его карьеры.

В Будапеште новый исполнительный директор «Уильямса» Тото Вольф открыто рассказывал о том, что связан с карьерой тест-пилота Валттери Боттаса, несмотря на то, что сам играет достаточно важную роль в британской конюшне.

«Здесь определенно имеет место конфликт интересов. Именно поэтому в начале нынешнего – а если точнее, то в конце прошлого года – я решил отстраниться от любого рода переговоров между командой и менеджерами Валттери. Теперь я – простой инвестор, который поддерживает Боттаса. Сейчас его менеджментом занимается Дидье Котон. Безусловно, я эмоционально слежу за выступлениями Валттери, с тех пор, как впервые увидел его на «Хунгароринге» в 2008 году. Я занимался его карьерой очень долго, и он является моим другом, как Пастор Мальдонадо и Бруно Сенна.

К счастью, я являюсь совладельцем команды и получаю пять процентов от контракта Валттери. Я думаю, что это показывает, как может измениться баланс, если начать думать только об экономической составляющей».

Если финансовые взаимоотношения Булье и Грожана примерно такие же и руководитель «Лотуса» получает аналогичную прибыль от контракта Ромена, насколько сложно ему будет попросить своего подопечного начать работать в пользу напарника по команде? Ведь он прекрасно понимает, что это может повредить восприятию и, возможно, даже снизить ценность Грожана как гонщика.

Это очень трудное, но абсолютно необходимое решение, если вы боретесь с «Феррари» и при этом знаете, что Скудерия точно будет действовать подобным образом. Помните Гран-при Австрии в сезоне-2002? «Феррари» приказала Баррикелло уступить позицию Шумахеру уже в шестой гонке чемпионата, несмотря на то, что к тому моменту Михаэль успел одержать четыре победы и при этом команда полностью доминировала.

Ситуация не становится легче и в связи с недавно появившимися слухами о том, что Райкконен может вернуться в «Феррари». Вы бы стали ставить все на гонщика, который может покинуть команду в конце сезона, при этом жертвуя интересами другого?

На самом деле, до тех пор, пока Лука ди Монтеземоло занимает свой текущий пост в Скудерии, можно предположить, что подобный переход вряд ли возможен. Однако если ди Монтеземоло забудет о своих политических амбициях, такое вполне может случиться. Как бы там ни было, слухи о переговорах с Райкконеном являются как минимум отличным ходом для улучшения условий контракта финна с «Лотусом» на сезон-2013.

При правильном менеджменте для Грожана можно было устроить нечто подобное, что произошло в 1979 году с Жилем Вильневом в «Феррари», когда тот согласился помогать Джоди Шектеру в борьбе за титул, хотя при этом прекрасно понимал, что быстрее напарника. Грожану это может и не понравиться, но он должен услышать: «Послушай, для тебя завоевание чемпионского титула в нынешнем сезоне нереально. Шансы упущены, так что соглашайся помочь Кими, и ты получишь аналогичную поддержку в сезоне-2013».

Однако выполнить это будет сложно по целому ряду причин. Во-первых, ему так и не удалось пока что выиграть Гран-при. Вильнев в аналогичной ситуации успел выиграть трижды. Во-вторых, если Ромен хорошо знает историю, он может парировать, что Вильневу в итоге так и не удалось завоевать чемпионский титул. В-третьих, команда не может гарантировать, что регулярно будет конструировать болид, способный бороться за победы. Тем не менее, жестких решений не избежать, и «Лотусу» не удастся от них уклониться.