Ежегодная вечеринка
Если говорить об истории автомобильных гонок на территории города-государства Сингапур, то свое начало она берет еще в начале шестидесятых, правда тогда соревнования носили названия Гран-при Восточного Года или Гран-при Малайзии. Но после того как в 1965 году Сингапур получил независимость, гонки на «Томсон Роуд» получили звание Большого приза Сингапура.
Современная эра Гран-при этой страны начинается гораздо ближе – в конце 2007-го, когда Берни Экклстоун и совет по туризму Сингапура подписали пятилетний контракт на проведение этапа «Формулы-1». Тогда же было объявлено о том, что первые же заезды пройдут в темное время суток с использованием искусственного освещения.
Задумка Берни Экклстоуна и организаторов удалась – выбранное для проведения соревнований время суток не только предоставило зрителям уникальное зрелище заездов машин «Формулы-1» по улицам ночного города, но и возможность европейским болельщикам не заводить будильники на раннее утро, а смотреть гонку в привычное время.
Несмотря на некоторые опасения в недостатке освещения трека, работа софитов нареканий среди пилотов и команд не вызвала, зато появились жалобы на совершенно другие вещи, например, на неровность покрытия. Трасса оказалось весьма кочковатой – подвески болидов пришлось настраивать на максимальный в сезоне дорожный просвет, что само по себе не самым лучшим образом сказывалось на механическом сцеплении с асфальтом.
Работы по сглаживанию покрытия несколько улучшили ситуацию, но регулировки подвески и сцепление до сих пор остаются важнейшими пунктами работы с автомобилем. Как на любой другой городской трассе, в первые дни Гран-при асфальт остается грязным, и его характеристики меняются с течением уик-энда.
По ходу текущего сезона подобная ситуация наблюдалась в Монако и Венгрии – туда шинники «Пирелли» привозили мягкий и супермягкий составы резины. В Сингапур итальянцы привезут те же компаунды. Такой выбор был обусловлен не только неважными сцепными свойствами покрытия, но и конфигурацией трассы.
Хотя «Марину-Бэй» – в отличие от кольца в Монте-Карло и «Хунгароринга» – некоторые относят к скоростным трассам, эти автодромы роднит необходимость эффективного разгона из многочисленных поворотов. Таким образом, одним из важнейших факторов темпа машины становится крутящий момент двигателя, но помимо этого необходимо избегать пробуксовки колес при возможных перегазовках. Благодаря тому, что «софт», а тем более «суперсофт», позволяют практически мгновенно довести шины до рабочих температур, именно эта резина даст гонщику наибольшую уверенность в стабильном поведении задней оси при открытии газа.
Однако до того как выйти из поворота, в него необходимо войти. «Марина-Бэй» предъявляет серьезные требования к тормозам автомобиля. Возможно, экстремально жестких торможений – по сравнению с некоторыми другими трассами – в Сингапуре нет, однако большое количество виражей вынуждает гонщика активно пользоваться не только рулем и акселератором. По данным Brembo, на «Марина-Бэй» гонщики пользуются педалью тормоза в течение 21 процента от длины всего круга – почти как в Монако. Однако более длинная дистанция Гран-при (309 километров против 260-ти) приводит к большей нагрузке и, как следствие, износу тормозов. Кроме того, характер трассы обуславливает несколько «рваный» ритм прохождения круга, что также несколько осложняет процесс охлаждения тормозных дисков, толщина которых к предстоящей гонке будет увеличена.
Если говорить о рваном ритме, необходимо отметить другую важнейшую составляющую предстоящего Гран-при. Сингапурская гонка стала одной из самых продолжительных в календаре – самой «быстрой» была победа Льюиса Хэмилтона в 2009 году, когда англичанин встретил клетчатый флаг через 1 час и 56 минут после начала заезда. Высокие температуры, еще более высокая влажность и трасса, требующая постоянной концентрации по ходу почти двух часов, стали одним из самых изнуряющих испытаний для пилотов.
При этом необходимо сделать скидку на появление машины безопасности, которая тоже вносила свою лепту в продолжительность заезда – пейс-кар неоднократно прерывал ход гонки. Кстати, при подготовке к Гран-при стратеги конюшен наверняка учитывают этот фактор, ведь умение быстро и правильно среагировать на выезд Бернда Майландера может принести подиум или даже победу. Впрочем, для всех коллективов наступление этого момента по-прежнему остается лотереей, а способные точно рассчитать момент нейтрализации гонки Флавио Бриаторе и Нельсон Пике-младший участия в заезде не примут.
Тактика вообще может стать одной из самых интересных составляющих гонки. Кроме стандартных вопросов, связанных с износом шин, появлением пейс-кара и непростой ситуации с обгонами – даже несмотря на наличие DRS, – в исход борьбы лидеров могут вмешаться такие нюансы, как длина пит-лейн: въезд в боксы располагается еще до предпоследнего поворота, а выезд – у второго виража послестартовой «эски». По некоторым подсчетам, потеря времени на одном пит-стопе может составить до 26 секунд.
Таким образом, некоторые команды-середняки могут попытаться воспользоваться бережным отношением своих машин к резине. Кроме того, выезд пейс-кара при удачном стечении обстоятельств нивелирует отставание пилота, дотягивающего до последнего на изношенных шинах. К слову, бережливость Серхио Переса все еще помнят многие, особенно инженеры «Заубера».
Если говорить о лидерах, то главными фаворитами по привычке называют Себастьяна Феттеля и «Ред Булл». RB7 генерирует чудовищное количество прижимной силы, что теоретически может позволить инженерам немного «разгрузить» машину, чтобы, сохранив сцепление в медленных поворотах, чуть-чуть снизить лобовое сопротивление на прямых – большое значение будет иметь отрезок между пятым и седьмым поворотами, где в гонке будет разрешено использование DRS.
Хорошие шансы побороться с лидерами за победу есть у «Феррари». Гонка на «Хунгароринге» стала одной из самых успешных для «Скудерии» в этом сезоне, а высокие температуры, выбранные составы резины благоволят итальянской команде. Машины из Маранелло также традиционно весьма сильны в медленных торможениях, а более экономное, по сравнению с RB7, использование шин, делают 150-ю действительно серьезным соперником. Помимо этого стоит помнить, что Фернандо Алонсо выигрывал эту гонку даже тогда, когда поблизости не было Нельсона Пике, – год назад испанец, лидируя от старта до финиша, оформил свою 25-ю на тот момент победу.
Впрочем, вмешаться в битву «Ред Булл» и «Феррари» должны и могут пилоты «Макларена». Льюис Хэмилтон традиционно сильно выступает в Сингапуре, если между его машиной и автомобилем Марка Уэббера остается достаточно места – в 2008 году англичанин финишировал на подиуме, а в 2009-м одержал победу. Преподнести сюрпризы способен и Дженсон Баттон, завоевавший в этом году третье и первое места на частично схожих трассах Монако и Венгрии.
А еще одной изюминкой гонки может стать тот факт, что Гран-при Сингапура имеет возможность впервые в своей истории стать решающим этапом в борьбе за чемпионство. Если Себастьян Феттель выиграет у Алонсо 13 очков, наберет на восемь баллов больше, чем Баттон и Уэббер, а также не проиграет Хэмилтону более одного, то в десять вечера (по местному времени) 25 сентября паддок «Формулы-1» будет отмечать второй подряд титул немецкого паренька из Хеппенхайма.