4 мин.

Ностальгия по «Агури»

Судьба частных конюшен в современном мире «королевских гонок» традиционно довольно печальна – каким бы высоким ни был взлет, вслед за ним обязательно следовал крах. Вспомнить хотя бы героические изыскания средств Полом Стоддартом или метания Алена Проста в поисках денег под залог своего доброго имени. Да и Эдди Джордан на рубеже веков блеснул изобретательностью в попытках поддерживать жизнь угасающей «желтой братии». Редким исключением из незаводской братии мог бы послужить «Уильямс» конца ХХ века, но и тот уже добрый десяток лет (кооперацию с БМВ в расчет не берем) находится в медленной стагнации по аналогичным банальным причинам — дефицит дензнаков ежегодно выливается в потерю квалифицированных кадров и постепенному урезанию научно-технических программ по развитию болида. Ныне в печальный список может добавиться симпатичная японская команда.

Проблема тривиальна: конюшню с крайне скромным бюджетом, но оригинальным подходом к организации дел – руководство пытается пропагандировать едва ли не семейные ценности и ставить во главу угла не рабочую иерархию, а товарищеские отношения – «кинул» титульный спонсор. Компания SS United по ходу сезона-2007 неожиданно приказала долго жить, открестившись от подписей по меценатским контрактам, обещавшим гоночной команде всяческую помощь в организации работы и неземные материальные блага. Пришлось подопечным Агури Сузуки переверстывать тестовые планы, воздерживаться от аэродинамических модификаций и прочих косметических обновлений, дабы экономить каждую копейку и удержать на плаву стремительно тонущий корабль. Если бы шасси «Хонда» RA106 оказалось менее надежным, думается, компании аутсайдеров в лице пилотов «Спайкера» наверняка прибыло бы.

Кризис команда пережила стоически. Благо, прецеденты по попаданию в глубокие ямы были. Вспомнить хотя бы 2005-й – первую попытку Агури и компании заявиться в чемпионат мира, провалившуюся по причине финансовой несостоятельности. Тогда у инициативной группы к дэдлайну не нашлось необходимых 48 млн долларов для подтверждения материальной конкурентоспособности команды. Просьбы об отсрочке заблокировал «Мидлэнд», опасавшийся, что появление лишнего соперника в хвосте пелетона ставит под угрозу итоговую позицию команды Алекса Шнайдера, а вместе с ней отчисления от телетрансляций. Год спустя воплотить в жизнь мечту легендарного японского пилота (к слову, обладателя бронзы домашнего Гран-при 1990 года) все же удалось. Помогли протежирование «Хонды» – мотор RA806E достался от «старшего брата» – и сговорчивость все уже упоминавшегося Стоддарта, по дешевке продавшего права на шасси «Эрроуз» А23 образца 2002 года. Агури Сузуки не смущал изначально прописанный аутсайдерский статус команды. Как утверждал легендарный гонщик, в первый год существования для него важно было сформировать рабочую инфраструктуру и эффективную по методикам работ командную вертикаль. Ему это с блеском удалось: даже европейские СМИ признали, что по сплоченности коллектив превосходит весельчаков из «Ред Булла», а по взаимовыручке не уступает зубрам из «Феррари». Наглядный пример: комментатор SPEED Channel Стив Мэтчетт иначе как Super Best Friends конюшню не называл.

Взлет 2007-го обусловили сразу несколько факторов. Здесь и денежные вливания все той же SS United, поначалу изрядно подсобившей японцам, и щедрость «Хонды», за копейки отдавшей дочерней команде не только шасси-2006, но и Энта Дэвидсона – уникального тестера и неплохого пилота по совокупности данных. Плюс отдача от командной работы: начиная от пресс-атташе Эммы Бипарк и заканчивая Агури Сузуки бригада из Лифилда вкалывала не покладая рук, чтобы добиться результата. Собственно, это нашло отражение в итоговой таблице – первые очки в истории команды, восьмое место (это у вчерашнего безнадежного лузера!) в общей классификации, неплохой куш от трансляционных прав. Казалось, все только начинается, но…

На данный момент Агури Сузуки со товарищи предстоит решить ряд сложных задач. Во-первых, найти и успеть обкатать новое шасси до старта чемпионата-2008. Естественно, после провального минувшего сезона глупо думать, мол, «Хонда» пойдет конкурентам (именно так, ведь почти весь год «Агури» обходила братьев из Брэкли) навстречу и окажет поддержку, качественно сравнимую с подарком-2007. Тем паче, что Агури Сузуки до начала финансовой эпопеи пару раз намекал на готовность строить свою коробку – идею, нынче в жизнь невоплотимую. Второй нюанс – остановить отток кадров. В связи с дефицитом средств, команда, состоящая из 120 человек, готова провести реорганизацию. По сведениям Sports.ru, она будет состоять из двух «волн»: поначалу часть сотрудников получит новую прописку в Брэкли, затем будут пересмотрены и в случае надобности расторгнуты контракты со служащими «второго порядка» (суть последнего термина не комментируется и не раскрывается). В общей сложности на протяжении декабря компания откажется от услуг 35-45 человек! Разумеется, не повлечь за собой кризис идей это процесс не сможет…

Наконец, есть дилемма по кандидатурам пилотов – головная боль, преследующая шефа конюшни с первых дней ее существования. Возвращаться к рента-драйверам (аки приснопамятный Юджи Иде, под которого выделялись деньги несколькими солидными компаниями Японии, или же привлеченный ради раскручивания бренда Сакон Ямамото) директор команды Марк Престон наотрез отказывается. Да и болельщики бомбардируют офис в Оксфордшире просьбами о продлении сотрудничества с нынешней парой пилотов. В том, что Такума Сато останется в «Супер Агури», сомневаться не приходится – слишком много обязательств и контрактов завязано на харизме этого парня. Да и результаты демонстрирует неплохие. А вот будущее Дэвидсона вовсе не так безоблачно. Поговаривают, Нараин Картикеян готов выложить кругленькую сумму, дабы вновь ощутить вкус «Формулы-1» – ради этого индиец намедни расторг контракт с «Уильямсом». Оживилась и разномастная молодая поросль – наследие программ развития талантливых спортсменов, прозябающее без работы, – безуспешно обивавшая пороги «Форс Индии» в поисках места. Неровен час, «Формула-1» пополнится еще одним «денежным балластом»…