У России – новый топовый раллист «Дакара»: выиграл этап, ехал в тройке. В команде – 3 человека, гоняются под флагом с лосем
Знакомьтесь – Максимов из Йошкар-Олы.
Обычно Россию на «Дакаре» представляют знакомые всем смельчаки: доминирующий «КАМАЗ», чемпион 2017-го Сергей Карякин, сражающийся почти без бюджета с заводскими командами в классе мотовездеходов, во внедорожниках – обладатель одного из Кубков мира по бахам Владимир Васильев. И не разочаровывают: «синяя армада» снова захватила весь подиум, Карякин несколько раз заехал в топ-3 и пока восьмой в тотале, а Васильев – седьмой, но до подиума всего полчаса.
Но 2022-й подарил нам еще одно имя – теперь вам стоит следить и за Александром Максимовым. Он – третий в квадроциклах после шестого этапа от первыой двойки (тот же класс, выпустивший Карякина), отстает всего на полчаса и выигрывает спецучастки. Сперва – четвертый (но потерял первое место из-за штрафа в 4 минуты – подвела техника: вышел из строя прибор показывающий скорость, а звуковой сигнал о превышении Александр пропустил), а потом и шестой. И есть шанс сохранить подиум до финиша – все-таки ближайший преследователь Камил Вишневски отстает на час.
Но кто же такой – Александр Максимов?
Довольно закрытый бизнесмен из Йошкар-Олы – причем без особенного автоспортивного бэкграунда. Первый квадроцикл он, по собственным рассказам, купил в 2013 году, но быстро перешел на гоночный полупрофессиональный уровень: уже в 2014 году впервые приехал на подиум во внедорожной квадросерии Can-Am Trophy.
С тех пор Максимов выиграл «Африка Эко Рэйс» в 2017-м (рейд по бывшему традиционному маршруту «Дакара»), Кубок Мира по кросс-кантри ралли 2018 года, Кубок мира по бахам в 2019-м в квадриках. 2021-й вышел особенно успешным: сперва – победа за одной из главных бах России «Золоте Кагана», затем – на главном рейде страны «Шелковом Пути» (его считают один из важнейших тестов перед «Дакаром»), затем – второе место на «Ралли Марокко» (самый близкий к «Дакару» по условиям марафон) – и теперь, наконец, дебютная поездка в Саудовскую Аравию. И сразу же – топовый результат.
Александр – довольно закрытый человек: даже в инстаграме его команды не очень-то много информации, помимо отчетов с этапов и тренировок. Интервью он дает не очень часто – однако кое-что о себе все-таки рассказал перед дебютом на самом суровом рейде планеты.
«Мой квадроцикл – стандартный «Ямаха» Raptor, слегка подготовленный и усиленный – увеличен запас топлива для 250 км, – рассказывал Максимов для «Авторадио». – И все – по большому счету, стандартный. У него нет клички или отношения как к живому – везет меня, и я стараюсь ему не мешать.
Управляю своим предприятием и стараюсь совмещать работу с отдыхом, с развлечениями. Сам хозяин своего времени. Но в процессе соревнований приходится уделять время работе. Как семья относится? Возможно, отдыхает, пока меня нет.
В моей команде механик, менеджер и я. Менеджер занимается всей бюрократической организацией: границами, логистикой. Механик занимается ремонтом и улучшениями. Если пять лет назад мы удивленно смотрели на соперников и учились, то теперь они уже сами подходят с вопросами «Александр, как ты сделал такой легкий квадроцикл?».
Первый автомобиль – не помню, но помню первый мопед: «Карпаты» двухскоростной, пятидесятикубовый. Ездил на нем несколько лет. А потом кто-то из соседей его прибрал к себе.
После армии в 19 лет получил права и много ездил на «Газели» по бездорожью – тысячи километров. И тогда еще думал: «КАМАЗ» – какая крутая команда: они ездят по бездорожью, и я тоже. И любой водитель «КАМАЗа» или «Газели» может смело участвовать в рейде – при таком-то опыте езды по нашему бездорожью».
Меня всегда манили дюны, песок. Для меня всегда это была такая волшебная страна».
А главная фишка Максимова – название команды «Чыр Мари» на родном для его республики Марий Эл языке.
«Иностранцы пытаются, но никогда не могут прочитать это слово у меня на квадроцикле. На моем родном марийском языке слово «мари» имеет несколько значений: народ, человек, мужчина, а «чыр» – быстрый, шустрый, расторопный. Так что можно перевести «ЧЫР МАРИ» как «шустрый парень». Я горжусь, что родился в Марий Эл», – объяснял Александр креативный нейминг телеграм-каналу Cross-Country Rally
Сейчас спортсменам из России нельзя выступать на этапах Кубков и чемпионатов мира под триколором из-за санкций WADA за допинговые скандалы, потому Максимов пользуется флагом республики.
Кажется, теперь волжского лося узнает весь мир – но, наверное, уже в следующем году: перед восьмым этапом Максимов сошел из-за поломки картера мотора.
Фото: globallookpress.com/Eric Vargiolu; Мария Емельянова