Возможность дебюта в «Ф-1» Шумахер выиграл у чемпиона-пенсионера и бывшего пилота «Феррари». А на тестах его просили не ехать слишком быстро
От редакции: Привет! Вы в блоге «На максимальной скорости» – доме переводов классных текстов о «Формуле-1» из журнала GP Racing UK. На этот раз вспоминаем тот самый дебют Михаэля Шумахера, когда он заменил угодившего в тюрьму гонщика «Джордан» Бертрана Гашо. О зарождении звезды «Ф-1» рассказывает Марк Галлахер, который в 1991-м работал в пресс-службе «Джордан».
***
Михаэль Шумахер сидит на ступеньках машины-транспортера команды «Джордан» в Спа и рассказывает о брате: «Ему 16. Очень быстрый, гоняется в картинге, его зовут Ральф».
Четверг, 22 августа 1991 года. Я, как руководитель пресс-службы команды, стараюсь узнать побольше о биографии нового гонщика, чтобы чем-то поделиться с прессой. Мы обсуждаем его успехи: выигрыш титула в немецкой «Ф-3», победу на Гран-при Макао в 1990-м за WTS Racing, которую возглавляет его менеджер Вилли Вебер. Он рассказывает мне о «Формуле-Ниппон» и его опыте за рулем «Заубер-Мерседес» в гонках спорткаров.
Затем я спрашиваю его про трассу в Спа, которая находится всего в сотне километров от его родного города Керпен в Германии. Он говорит спокойно, а потом добавляет: «Я здесь еще не гонялся. Но чуть ранее я проехал по трассе на велосипеде». Я это фиксирую и вижу, что он хочет уйти: «Мы закончили?» Я его отпускаю. Последние 12 дней были трудными. Все не слишком здорово.
На Гран-при Венгрии наши гонщики Андреа де Чезарис и Бертран Гашо финишировали седьмым и девятым. У Бертрана был поздний пит-стоп, и благодаря свежей резине он смог насладиться последними кругами и поставить быстрый круг. Команда набирала очки в пяти гонках до Венгрии (очки тогда начислялись первой шестерке), включая четвертое и пятое места в Канаде.
В том сезоне у нас были драматичные моменты, но ничто не сравнится с тем, что случилось после возвращения из Будапешта. Перед запланированным тестами в Монце Бертран должен был предстать перед лондонским судом за, как все считали, нарушение правил дорожного движения. Я был на базе команды, бывшей базе «Ф-3» и «Ф-3000», когда зазвонил телефон. Юрист и партнер Эдди Джордана Фред Роджерс позвонил, чтобы сказать, что быстрейший гонщик «Хунгароринга» обвинен в нападении на таксиста Эрика Корта. И, более того, Бертран не поедет в Монцу. Его арестовали на 18 месяцев.
Вместо тестов в Монце Бертран отправился привыкать к жизни за решеткой в тюрьме Брикстона, а затем в другом пенитенциарном учреждении в Бэксхилле. Ему в поддержку слали тысячи писем, организовали медиакампанию, а бывший бельгийский гонщик Паскаль Витмур устроил акции протеста. Сам же Гашо был занят уборкой территории на своем новом месте. Долгое время его спонсировала компания Marlboro, а теперь его валютой были сигареты, которые он менял на шоколадные батончики, деля их на семь частей – по кусочку в день на всю неделю.
На базе в Сильверстоуне все были в шоке. Между тем, надо было проинформировать главных спонсоров, Pepsi и Fujifilm, и выпустить пресс-релиз. Я помню, как говорил с Элизабет Райт из 7UP, и пытался подобрать подходящую характеристику нашему гонщику: «взятый под стражу», «заключенный» или просто «севший в тюрьму».
Бертран Гашо
Также необходимо было найти замену ему на Гран-при Бельгии – домашнюю гонку Гашо. Эдди предпочитал Стефана Йоханссона, но ему надо было платить…Другим вариантом был Кеке Росберг. Чемпион мира-1982 ушел из «Ф-1» в 1986-м, но все еще гонялся за «Пежо» в гонках спорткаров. Гоночный инженер Бертрана и менеджер Тревор Фостер вспоминал то, как они спорили: «Так как машина была конкурентоспособной, перебирали множество имен, включая Кеке Росберга. И о нем задумались всерьез, Эдди считал, что это поддержит имидж команды, если бывший чемпион мира решит возобновить карьеру в «Джордане». Эдди также полагал, что он сможет привлечь дополнительных спонсоров».
Эдди и коммерческий директор команды Ян Филлипс рассматривали все с разных сторон и спросили мнение Тревора и главного конструктора Гэри Андерсона: «Мы сказали: несмотря на то, что Кеке понимает положение команды и может подготовиться к этому, лучше всего мы работали с молодыми, талантливыми гонщиками, которым мы можем привить нашу культуру».
Сделка с Кеке потихоньку отходила на второй план, а переговоры с Михаэлем двигались хорошо. Этому помогал еще и тот факт, что босс программы спорткаров «Мерседес» Йохен Нирпаш предложил за своего гонщика 150 тысяч долларов.
Вскоре Михаэль оказался на скромной базе команды в Сильверстоуне после его гонки спорткаров на Нюрбургринге, он прибыл для подгонки сиденья на «Джордан» 191. Ален Прост как-то сказал об этой машине, что она очень впечатляюще выглядит в быстрых поворотах. Ее проектировал Гэри Андерсон вместе с Эндрю Грином и Марком Смитом, а продували ее в аэротрубе в университете в Саутгемптоне. Все трое позже станут техническими директорами в командах, и этот факт говорит сам за себя. Для Михаэля 191 была инструментом, с которым он дебютировал в «Ф-1».
На следующее утро после подгонки сиденья (20 августа 1991 года) он присоединился к команде на южной части Сильверстоуна для показательных заездов. Погода была сухая, команда разместилась на бетонных дорожках, которые временно служили «боксами». После установочного круга Михаэлю предложили проехать еще три, но у него была другая идея. Подъехав к шикане прямо перед сотрудниками команды в конце первого круга, он пропустил первый апекс, вошел в занос, нажал педаль и направил машину к повороту Chapel и прямой Hangar.
Круг за кругом Тревор переживал, что его молодой гонщик допустит ошибку с ручной коробкой передач и «перекрутит» двигатель «Форд» HD V8 Series IV. За ремонт пришлось бы отдать 30 тысяч фунтов, и это для «Джордан» было бы болезненным ударом. Но ему не нужно было переживать. Михаэль продолжал наматывать круги, учился и пробовал.
В конце концов команда послала механика на трассу, чтобы тот помахал ему и тормознул. Тревор вспоминал: «Это один из тех редких случаев, когда ты смотришь на гонщика в машине на протяжении пяти или шести кругов, и видишь, что он выжимает максимум. К тому моменту мы уже много раз работали с молодыми гонщиками, и с самыми лучшими из них возникает именно это ощущение. Мы наблюдали то же самое с Джонни Хербертом, когда он переходил из «Ф-3» в «Ф-3000». Когда талантливый гонщик пробует новую машину, он уже за пять кругов осваивается за ее рулем. А есть парни, которые смотрят на тебя в конце дня, и ты думаешь: «Может, и нет. Они смогут улучшить, но потребуется большая работа».
Заезды завершились, команда отправилась в Спа, но до четверга контракт еще не был подписан. Будучи первым гоночным инженером Михаэля в «Формуле-1», Тревор вспоминал, как помогал немцу компенсировать недостаточные знания о трассе и пытался помочь ему советом: «Мы еще не были в Спа как команда «Ф-1» до этого. У нас не было данных, но и системы сбора информации и телеметрии тогда были не такие продвинутые, как сейчас: разгоны, торможения, угол поворота руля – все, что у нас было. Однако, в те времена можно было взять дорожную машину и проехать по трассе, так что я обратился к Андреа (который обычно был быстр в Спа) и сказал: «Слушай, у нас новый гонщик, Михаэль, можешь прокатить его по трассе?» И он ответил: «Конечно, без проблем».
Андреа де Чезарис
Проблема была в том, что Андреа постоянно говорил Эдди про контракт на следующий год, так что он был постоянно на встречах, и у него не было свободного времени. Когда я сказал Михаэлю, что Андреа вечно занят, он просто сказал: «Не беспокойся. У меня есть велосипед в багажнике, так что я просто проеду круг на нем».
Позже, когда Андреа все еще был недоступен для помощи Михаэлю, немец решил проехать еще один круг, крутя педали. Тревор вспоминает, насколько Шумахер был сосредоточен: «Он был здесь, чтобы гоняться. У него не было мыслей в духе «что ж, если я буду в конце стартовой решетки, я буду счастлив». Я помню, что уже в первой тренировке через несколько кругов он был в порядке, держал хороший темп, был в топ-10. Я позвал его в боксы и сказал: «Михаэль, ты в порядке? Пожалуйста, помни, что это тренировка перед твоим первым Гран-при, у тебя куча времени. Скажи мне, что ты не переходишь грань». Он ответил: «Нет, нет, я не перехожу грань, я как раз на ней».
Вас могли удивить его спокойствие и уровень контроля. У нас был брифинг в первый день. Андреа был ведущим гонщиком, он работал с Гэри, которому помогал Энди Грин. Андреа говорил о скоростном двойном левом повороте Pouhon, и что шестая передача слишком длинная, а пятая слишком короткая. Ему приходилось менять передачу в середине поворота, а в повороте Blanchimont была кочка, из-за которой ему приходилось отпускать газ, что вместе дестабилизировало машину.
Гэри повернулся к Михаэлю и спросил, испытывал ли он что-то похожее, и тот ответил: «Так было на первых четырех-пяти кругах, но затем понял, что лучше проходить его на шестой передаче. Что касается Blanchimont, то я просто прохожу его «в пол», не поднимая ноги, я подтормаживаю левой ногой, но не снижаю обороты двигателя». Никто не объяснял ему аэродинамику, но он понял все сам. Держи газ «в пол», и, если скорость слишком большая, слегка нажми на педаль тормоза. Видели бы вы лицо Андреа, когда Михаэль рассказывал, что он делал…»
Андреа начал переживать из-за своего нового быстрого напарника и попросил поменять ему шасси 004 на запасное 006 во время тренировок. На машине 005 Михаэля была обнаружена утечка воды, так что надо было снимать двигатель, чтобы добраться до водяного насоса. Тогда Тревор спросил Гэри, можно ли Михаэлю отдать шасси 004, чтобы Шумахер попрактиковался. Он был быстр и за ее рулем тоже. Во время квалификации в пятницу Михаэль проехал круг на 0.896 быстрее Андреа, а в субботу отрыв сократился до 0.774. Таким образом, немец стал седьмым на стартовой решетке, а Андреа в своей 160-й гонке стартовал одиннадцатым.
Команда была довольна. Высказывания медиа тоже сменились с упаднических вестей о тюремном заключении Гашо на восхищение скоростью Михаэля. Как выяснилось, седьмое место оказалось разочарованием. Тревор рассказывал: «Мало кто помнит, что на последнем круге Михаэль был еще быстрее, он должен был быть пятым, но Жан Алези развернулся в последнем повороте, и круг не был закончен. Если бы Михаэль смог сохранить эту скорость, он был бы пятым». Для справки: впереди были бы только Айртон Сенна и Герхард Бергер на «Макларене», Найджел Мэнселл на «Уильямсе» и Ален Прост на «Феррари». В итоге Михаэль на старте оказался между Нельсоном Пике на «Бенеттоне» и Алези на «Феррари», заняв пятое место в первой шпильке La Source. Но дебют молодого немца закончился бесславно: когда сломалось сцепление на подъеме к Les Combes.
С тех пор появилось много мифов о том, что произошло. Реальность слишком обыденна, но и это дает нам пищу для размышлений о том, каким был гонщик, открывший новую эру. Тревор вспоминал: «В те времена сцепление у команд в основном было тройным карбоновым. В «Косуорт» же беспокоились и не давали своим клиентам использовать тройное, только двойное из-за массы. Это нормально, но его нужно было беречь, особенно на первых кругах с полным баком. Мы поставили новое сцепление на гонку, и в те годы ты мог практиковать старт в нескольких местах. Михаэль, который планировал хорошо стартовать и быть четвертым или пятым в первом повороте, тренировал старт на решетке, еще в одной части трассы и перед последним поворотом. Еще перед стартом сцепление нехило поработало. Затем он тренировал старт еще раз. Когда гонка началась, и он оказался в первом повороте, который проходится на первой передаче, он дернул сцепление еще раз, чтобы лучше ускориться на выходе».
На видеоповторе видно, как Михаэль резко ускоряется из первого поворота, и возникает избыточная поворачиваемость. Сцеплению это не понравилось, и в итоге оно развалилось. Михаэль был разочарован, но и он, и команда видели, на что он способен, так что ожидания были еще выше. Немец наблюдал со стороны, как Андреа прорывался наверх до второго места, догоняя Сенну, но двигатель не выдержал за три круга до финиша. Могло случиться так, что Спа-1991 запомнили бы не из-за дебюта Шумахера, а из-за возможной первой победы де Чезариса и «Джордан».
Вместо этого де Чезарис так и не одержал ни одной победы, а «Джордану» пришлось ждать первой победы еще семь лет. Она тоже случилась в Спа, и это был дубль, который добыли будущий соперник Михаэля Деймон Хилл и его младший брат, о котором он мне рассказывал на ступеньках грузовика до гонки.
Старт Гран-При Бельгии 1991
Вскоре после дебюта Михаэль ушел в «Бенеттон». Из рук Эдди Джордана его забрали хитростью и интригой коварные Берни Экклстоун, Флавио Бриаторе и Том Уокиншоу. Полностью все встало на свои места, когда Роберту Морену попросили из «Бенеттона» и выплатили неустойку в миллион долларов. Именно тогда Рон Деннис подошел к Эдди Джордану и сказал ему: «Добро пожаловать в Клуб Пираний».
Так заканчивается удивительная первая глава истории Михаэля Шумахера в «Формуле-1», которая окончательно завершится через 21 год его уходом из гонок. Тогда он передаст свое место человеку, который сравняется с ним по количеству титулов. Так что в своем роде его история продолжается…
Это перевод статьи Марка Галлахера из журнала GP Racing UK за сентябрь 2021.
Фото: MotorsportImages.com
Этот блог в соцсетях:
Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Grand Prix Photo/CS; Gettyimages.ru/Pascal Rondeau