Третий звонок
Все новое - это хорошо забытое старое. Наверное, такая идиома лучше всего отражает начинающийся на днях сезон Формулы-1. Тут и гонка вновь в Персидском заливе, где завершался прошлый чемпионат, и Фернандо Алонсо в "Рено" (он же "Альпин"), где он дважды становился триумфатором чемпионата полтора десятилетия назад, и, конечно, пилот с фамилией Шумахер в стартовом протоколе, но (пока еще) за рулем болида команды "Хаас" (прим.автора: хотя мотор на "Хаасах" от "Феррари"). Да и сами болиды едва ли сильно изменились. Во-первых, серьезные модификации не были разрешены, во-вторых, со следующего сезона в Ф1 техническая (ре/э)волюция, и все готовятся к ней, а начинающийся сезон доедут, скорее, "по инерции". Но обо всем по порядку.
Главный вопрос
Безусловно, в любом виде спорта перед началом очередного турнира ключевая интрига - будущий чемпион. Но с учетом скромного количества изменений в самих машинах в 2021 в первой Формуле главный вопрос справедливо будет сформулировать чуть иначе. Станет ли Льюис Хэмилтон восьмикратным чемпионом мира, превзойдя казавшийся вечным рекорд Михаэля Шумахера? Попутно обгоняя (скорее всего, не в борьбе за позицию, а на круг или на два) сына великого немца. Давайте подумаем, что может помешать ему.
1. Партнер по команде. Болид в современной Ф1 значит очень многое. На том же "Мерседесе", что и у Льюиса, волевой и харизматичный на трассе пилот вполне может навязать конкуренцию британцу, как это сделал Нико Росберг в 2016 году, став чемпионом. Проблема в том, что сейчас в другой части гаража "Мерседеса" комфортно расположился спокойный Валттери Боттас. После того гоночного насилия, которому он покорно подвергался в прошлом сезоне даже со стороны молодого Джорджа Рассела, слабо верится в его значительный прогресс в 2021. Может, тяжело ему после изнурительных гонок подниматься на верхнюю ступеньку пьедестала? Или гимн он финский недолюбливает...
2. Кто-то из "Ред Булл". Австрийские быки, вторая команда прошлого года, наконец-то, в своем распоряжении имеют сразу двух сильных пилотов и неплохую машину, способную навязывать конкуренцию "Мерседесу". (Это мы еще не упоминаем механиков, которые проводят питстопы за фантастические 2 секунды. Фото посвящено им.) Но если в контексте кубка конструкторов приход Серхио Переса - благо, то в личном зачете мексиканец явно не собирается быть на вторых ролях и хочет навязать борьбу Ферстаппену. И пока они будут отбирать друг у друга очки, Боттас будет поднимать ногу с педали газа и пропускать Льюиса к восьмому титулу. Да и пока слабо верится, что на дистанции всего сезона "Ред Булл" стабильно будет объезжать "Мерседес". Уж слишком велика пропасть была между ними в 2020. В кубке конструкторов могут потягаться при определенных условиях, а в зачете пилотов...
3. Кто-то еще. Серьезно? Кто же? Тут 2 варианта. Либо никто, либо мы чего-то не знаем. Ждать осталось чуть-чуть. Все узнаем.
4. Болид. Техника в Ф1 сложная, ситуации бывают разницы. Механики могут ошибаться, как мы это видели на Гран-при Сахира совсем недавно. "Мерседес" может оказаться ненадежным... Да, Вам не показалось, слова "Мерседес" и "ненадежным" оказались в одном предложении. Опять же, едва ли. В отдельной гонке бывает всякое, но их предстоит 23. Пусть Вас не смущают результаты тестов. Это всего лишь тесты, очков в зачет чемпионата они не добавляют.
5. Сам Льюис Хэмилтон. Любой человек - существо иррациональное и непредсказуемое. Ему свойственно ошибаться, нервничать, предаваться эмоциям. И Льюис тут не исключение. Но годами он доказывает, что ответ на вопрос "Кто надежнее: Льюис Хэмилтон или его "Мерседес"?" не так уж очевиден. А про надежность "Мерседеса" перечитайте пунктом выше.
Вывод напрашивается сам собой. На данный момент для рекордного титула Льюиса Хэмилтона препятствий нет. Конечно, могут быть форс-мажоры. Аварии (вспомните только ожоги Лауды или сломанные ноги Шумахера), коронавирусы, метеориты... Но "при правильной игре" британец станет чемпионом. "Или, может, мы все-таки чего-то не знаем?" - с надеждой спрашиваю я.
А что наши?
Где-то к середине прошлого сезона надежд на продление контракта Даниила Квята в "Альфа Таури", дочерней структуре "Ред Булл", было уже ничтожно мало. В первую очередь, из-за невыразительных результатов самого россиянина, на которые наложились политика системы "Ред Булл" по привлечению молодых пилотов к решению самых серьезных гоночных задач и личность сменщика Квята. Тут нужно пояснить. Юке Цуноде 20 лет, и он японец. Квят дебютировал в Формуле-1 в том же возрасте. Но гражданство Цуноды здесь важнее. Мотористом команд системы "Ред Булл" сегодня является японская "Хонда". Но прошлой осенью японцы объявили, что уйдут из Ф1 после сезона 2021 из-за, по официальной версии, финансовых сложностей после пандемии и ecological issues. "Ред Булл" начал искать варианты. Можно выкупить все у "Хонды" и делать моторы самостоятельно, можно заключить контакт с кем-то еще, например, с давними знакомыми из "Рено", можно и другие опции найти. Но дальше начинаются игры. Австрийцы общаются с японцами. Начинает создаваться впечатление, что "Хонда" не так уж и категорична. И наконец, "Альфа Таури" сажает Цуноду, воспитанника "Хонды", в освобожденный Квятом кокпит. Что дальше? Скоро узнаем.
Но уход Квята не скажется на численности россиян на стартовой решетке. Андердоги из Америки - команда "Хаас" - подписывают Никиту Дмитриевича Мазепина. В прошлом сезоне Мазепин в Формуле-2 занял невысокое 5 место (наш же Роберт Шварцман стал четвертым, а уже упомянутый Цунода - третьим). А в пару к Мазепину пришел тот самый Мик Шумахер, выигравший Ф2 в 2020 году. Правда, тут есть тонкость. В межсезонье титульным спонсором "Хаас" стал российский гигант химпрома "Уралкалий", непосредственное отношение к которому имеет Дмитрий Мазепин. Какие перспективы это сулит? Сам Мазепин, конечно, неплохой пилот, но пока, по ощущениям, уступает и Мику Шумахеру, и даже некоторым экс-коллегам из Ф2, которые еще не добрались до первой Формулы. Сам болид тоже вряд ли позволит хотя бы регулярно бороться за очки, но при определенной степени усердия и везения этот сезон может стать для Мазепина трамплином в карьере. Но для этого надо объехать, как минимум, партнера по команде.
Во всей этой истории есть еще одна забавная деталь. Конечно, Вы знаете про запрет использования российского флага на всех чемпионатах мира в ближайшие года. Формула-1 здесь не исключение, но в контексте "Королевы автоспорта" это мало кого волнует, потому что шансы Мазепина подняться на вершину подиума в этом сезоне стремятся к нулю. Впрочем, никаких запретов на цвета ливреи болидов "Хаас" спортивный арбитраж в Лозанне не накладывал. Ниже посмотрите, как элегантно машина американской команды раскрашена в цвета российского триколора.
Россыпь чемпионов
Сейчас берет свое начало 72-й сезон "королевских гонок", то есть с 1950 года и до настоящего момента были определены обладатели 71 титула чемпиона мира. На старт в Бахрейне должны выйти 4 триумфатора Ф1, которые суммарно выиграли чемпионат 14 раз. Неплохой результат с учетом того, что все это "безобразие" началось, еще раз напомню, в 1950 году. Про шансы Льюиса Хэмилтона все написано выше. У остальных все скромнее. Себастьян Феттель явно прогадал с переходом в "Феррари", а последний сезон получился, мягко говоря, безликим: только 7 попаданий в очковую зону и лишь 13-е место в личном зачете. Переход в "Астон Мартин" выглядит для Себа новым вызовом. С одной стороны, в прошлом году "розовые Мерседесы" (прим. автора: Астон Мартин создали на базе "Рейсинг Поинт", чья прошлогодняя машина была практически идентичной чемпионскому "Мерседесу" образца 2019) уверенно чувствовали себя на трассе и закончили заметно выше скудерии "Феррари". Есть шанс, что команда не растеряет набранные обороты, а преумножит их. С другой стороны, это все равно не та машина, которая готова тягаться с "Мерседесом" и "Ред Булл" в каждой гонке за места на подиуме. Кроме того, не стоит забывать, что в напарниках у Себа будет канадец Стролл - сын одного из ключевых акционеров "Астон Мартин" - поэтому Феттелю явно не стоит ожидать, что весь гараж будет плясать под его дудку, откликаясь на каждую прихоть немца. А теперь давайте вспомним последние 2 сезона Феттеля в "Феррари" бок о бок с молодым Шарлем Леклером, и сразу подумаем, куда катятся результаты Себа в условиях конкуренции внутри команды.
Вернулся Фернандо Алонсо. И вернулся он в "Рено", с которым в 2005-2006 году завоевал свои чемпионские титулы. Теперь, правда, "Рено" будет называться "Альпин", но сути это не меняет. Надо сказать, что не только "Рено" важен для Алонсо, но и Алонсо для "Рено", потому что за всю историю существования команды (с 1977 года) они брали кубок конструкторов дважды. И оба раза удивительным образом совпали с личными титулами Фернандо. Сегодня "Рено" тоже лишь крепкий середняк и едва ли сможет бороться за что-то серьезное, посади туда хоть Доминика Торетто. Ну а сам Алонсо после тестов публично заявил, что новый болид "немного медленный". То ли соперников хочет запутать, то ли шансы на успех французской команды в новом сезоне заметно ниже туристической привлекательности Парижа.
Ну и остается 41-летний невероятный финн Кими Райкконен, выигравший чемпионат еще в 2007 году. Последние годы он не на первых ролях в Формуле-1, так как выступает за скромную "Альфа Ромео". Подиумов от него, конечно, никто не ждет, но каждое его появление на трассе отзывается теплотой в сердцах большинства любителей "королевских автогонок". Интересно, что сложнее: не дать Хэмилтону завоевать рекордный титул или найти человека, имеющего представление о Формуле-1, который не уважал бы Кими...
Новшество
В самом конце хочется кратко упомянуть об идее, связанной с изменением квалификационного формата. Руководство серии заявило, что уже в этом сезоне могут пройти три короткие субботние гонки, по итогам которых будет сформирована стартовая решетка на основной воскресный заезд. При этом для субботы стартовый протокол будет формировать более привычная квалификация в пятницу. Субботние гонки получат название спринт-квалификаций, а топ-3 пилотов по их итогам заработают очки в общий зачет. Ни о каких перевернутых решетках и прочих вольностях, которые имеют место быть в младших сериях, пока речи не идет. Вероятно, слишком консервативна сейчас Королева автоспорта. Оценить эту инициативу на данный момент сложно, но напрашиваются два суждения. Во-первых, бедные станут беднее, а богатые - богаче. По крайней мере, в отношении очков. Без искусственных манипуляций (тех же перевернутых решеток) у середняков и андердогов нет никаких шансов в борьбе с топ-командами в этих коротких заездах. Триумфаторами спринт-квалификаций будут те же пилоты и конструкторы, что и в основных гонках. Соответственно, разрывы между лидерами и аутсайдерами в общем зачете вырастут. Во-вторых, учитывая первый пункт, становится ясно, что делается это для повышения зрительского интереса и увеличения стоимости ТВ-прав и рекламы. Плохо ли это? Конечно, нет, скорее, логично. Интереса действительно будет больше. Ну и миром правят деньги, а миром Формулы-1 правят большие деньги.
В любом случае, ждать осталось совсем недолго. Огни стартового светофора сезона-2021 вот-вот готовы погаснуть. Скоро все узнаем.