13 мин.

Питер Уиндзор Кто кого: Райкконен - Монтойя. Анализ накануне сезона 2005

Тот же Кими но с огоньком.

 

Легенда о Райкконене рождается на наших глазах - если, конечно, ей вообще суждено родится...  На конец-то у него есть талантливый напарник, от которого не приходится ждать пощады. Становится интересно! Самое главное - это и нам хорошо, и ему пойдет на пользу.

 

Разговаривая с Кими, понятное дело, много не добьешься. Облаченный в серебристую униформу McLaren, он будет рассказывать о мотокроссе, или ралли, или хоккее, или даже об Арабских Эмиратах, где отдыхал зимой. Но об Ф 1 вы от него не услышите ни слова - и в этом он не похож на других гонщиков. Он не хочет говорить об Ф 1. Ему это не нужно. А хочет он одного - управлять сверхбыстрой гоночной машиной и делать это хорошо. Разговор окончен. Выбравшись из своего McLaren MP4 - какого то, Кими как будто ждет наших вопросов. Журналисты, в основном финские, окружают его плотным кольцом. "Ну Кими, а как на счет Монтойи? Он тебя беспокоит? Как, по-твоему, борьба будет серьезной?" Лицо Кими слегка оживляется. "Ребята, что вы все о борьбе да о борьбе? - произносит он ровным голосом, но усиливает свой вопрос коротким выразительным взглядом. - Там полно парней, которых мне предстоит одолеть, и Хуан - лишь один из них. Это всегда так. Это и есть гонки".

 Просто, логично и похоже на заявление. Другими словами: пожалуйста, не задавайте больше глупых вопросов. Пора в гостиницу. Ребята, пошли. Машина уже подана?

 И все же, не смотря на эту непробиваемую финскую броню, выдерживающую любые стрессы и бесконечные наскоки прессы, Кими придется меняться, потому что его напарником стал Хуан Пабло Монтойя. Вряд ли финн признается в этом даже самому себе, но прежним Кими оставаться не сможет. Хуан Пабло - очень быстрый, очень жесткий и дерзкий гонщик - полная противоположность душке Дэвиду Култхарду с его редкими проблесками скорости.

 Со времени Бразилии - 2004 Кими наверняка не мог не вспоминать о мастерстве Хуана. Именно там он летел на свежих шинах по подсыхающей трассе, а Хуан Пабло маячил у него в зеркалах, имея на руках все козыри. Кими защищал внутреннюю, более сухую траекторию, а рисковый парень Хуан Пабло обошел его по внешней. Игра окончена. Скорости были равные, но отыграться финн не смог. К тому же Хуан Пабло ехал великолепно и не дал Райкконену ни единого шанса.

 А как оценивает тот эпизод сегодня, ведь у него было время поразмыслить? "Я наверное, слишком увлекся обороной внутренней бровки, - говорит финн. - Бывает. На этом учишься". Если поговорить с людьми, которые стоят за Кими, - с инженерами McLaren, - картина будет несколько мягче. Они утверждают, что хуже всего их машина вела себя на мокрой трассе, когда была обута в сухую резину (возможно это связано с клиренсом и давлением в шинах); Williamsв подобных условиях имел явное преимущество. Поэтому команде и в голову не приходило выпустить Кими на старт бразильской гонки на сликах, даже с верно рассчитанным запасом топлива. По мнению инженеров , Кими выжал из машины все.

Вот на таком фоне и началась для них зима. Хуан Пабло был рад, тому что уходит из Williams, что наконец-то вновь выиграл гонку, одолев по ходу своего нового напарника.

А Кими? Будь он Найджелом Мэнселлом , или Ники Лаудой, или еще кем-нибудь, за исключением  Мики Хаккинена , он, возможно, сильно разозлился бы. Помните Найджелла, когда в Ferrari решили подписать контракта 1990 год с Простом? Он был вне себя, а прессе сказали, что это из за того, что ему подсунули дефектную машину.... после чего Найджелл объявил о своей "отставке".  Два года спустя эта история повторилась в Williams...

С Кими все иначе. С того дня когда было объявлено о контракте с Монтойей, Кими воспринимал все происходящее с образцовым спокойствием. Отчасти это связано с его характером: Кими, возможно, еще больший финн, чем Мика Хаккинен, что подтверждается его выбором места жительства, ведь в Щвейцарии все относительно тихо и понятно, в отличие от Монако, где сквозит дух стяжательства и социального скандала. А отчасти это объясняется его уверенностью в себе, под чем я понимаю способность оставаться не восприимчивым к обычной нервозности Ф 1.  Мэнселл тоже был уверен в себе, но всегда с подозрением относился к окружающим: он был убежден, что все стараются ему навредить.  (В каком то смысле он прав: все в Ф 1 любят побеждать) Проблема в том что Мэнселл позволял этим людям портить себе настроение, а Кими - не позволяет. Кими в состоянии справится с любыми возникающими проблемами. Пикироваться с напарником, с менеджерами, с прессой или функционерами FIA ему столь же интересно , как читать романы Чарльза Диккенса.

По этому зима для Кими прошла вовсе не так уж плохо; напротив, он говорит, что она пролетела "очень быстро": надо понимать в целом он не жалуется. Обычно Кими не любит межсезонье, потому что в такое время ему приходится ломать голову, чем бы заняться. Конечно, это не проблема, если бы он мог выступить  в парочке зимних ралли или мотокроссов, или в ралли-рейде по пустыни, или погонять на аквабайках, но контракт есть контракт, и все, перечисленное выше, McLaren-Mersedes ему запрещает. Поэтому вместо того чтобы кататься на горном велосипеде, бегать, плавать, или заниматься другими вещами, которые позволяют поддерживать физическую форму, ему приходится просто отдыхать. Он провел какое-то время в Дубаи, несколько недель в Финляндии и дома, где у него есть зал со специальным тренажером для мышц шеи, и с удовольствием возился со своей новой командой Формулы3 Double R Racing, базирующейся в Англии, которой он владеет вместе с Стивом Робертсоном. Визит на тренировочную базу олимпийской сборной Финляндии показал, что его сердечно-сосудистая система в отличной форме и почти соответствует олимпийским стандартам - так что в цело зима прошла не плохо. А Бразилия осталась в прошлом как гонка, проигранная из-за одного незначительного эпизода. И в 2005-мвсе будет так же, ничего особенно нового - и его это устраивает.

Он, например, мог бы перестать разговаривать с Монтойей. Мог бы сделать заявление для прессы, напомнив всем, что он - официальный лидер McLaren, финский гонщик в команде, которая уже во многом стала финской (или какую-нибудь подобную глупость), Он мог бы, так сказать, пощупать Хуан Пабло за одно место. Мог бы в стиле ДиСи на все тесты таскать с собой мобильные тренажеры в надежде повлиять на психику Монтойи своей фантастической физической формой. Кими мог бы все это делать, но он продолжает вести как обычно. И вопросы о Хуан Пабло пресекает еще до того, как ух успели задать.

Он готов к предстоящей работе. А что там Хуан Пабло его не интересует. Поэтому, когда пришло время, Кими все сделал правильно: ярким зимним днем в Хересе, закончив тесты, под сенью шатра McLaren он болтал с приятелями, с Пи-Джем Рашиди из фирмы Alpinestars и своим тренером Марком Арнеллом. Вдруг на черном Mersedes прикатила колумбийская "мафия": Хуан Пабло в зеленой футболке и джинсах, его дружок Гонзало - "Гонза" Мехия и Джерри Конвей, бывший тренер ДиСи, который теперь работает с Монтойей. Приветствия с обеих сторон звучали вполне натурально. Хуан Пабло протянул руку, улыбнулся, и Кими, не вставая, ответил тем же. И в этом не было ничего похожего на отношения Хуана и Ральфа.

Потом на следующий день, когда они впервые вместе оказались на трассе, Кими не позволил волнению овладеть собой. А через час другой его задача во многом упростилась, поскольку Хуан сначала вылетел в гравий, а потом избежал серьезных проблем, допустив ошибку и чуть не перевернувшись в быстром правом повороте с обратной стороны боксов. После этого он стал осторожней, начал искать другие подходы, изучая телеметрию Кими.

А финн тем временем продолжал печатать бесконечные великолепные круги, отличавшиеся друг от друга буквально парой десятых секунды.

Думаю, следующие два часа стали решающими в жизни команды McLaren-Mersedes образца 2005 года. Постройневший Монтоя (теперь по весу он ближе к Кими, чем к Ральфу) начал работать над стилем, учась использовать сильные стороны McLaren (легкость в управлении, могучую тягу, отличные тормаза) и обходя слабые (недостаточную поворачиваемость, на низких скоростях, некоторое падение мощности на максимуме оборотов). Были такие, кто полагал, что за рулем McLaren Монтойе придется помучаться , что он не сможет приспособиться к машине, которая не любит избыточную поворачиваемость. А вот и нет. Хуан Пабло прогрессировал на глазах. Но и Кими в долгу не остался. Неожиданно он прибавил в скорости, что было видно лишь тому, кто тогда в Хересе наблюдал за происходящим в одном конкретном повороте. Он начал тормозить на пол метра позже. Чуть раньше "вставал на газ". А потом пустил в дело свое главное оружие - уникальное умение находить баланс между мощностью и боковыми нагрузками. Когда Кими разгонялся на выходи из поворота, создается впечатление, что его правая нога напрямую связана с задним колесом, которое в повороте находится с внешней стороны. Он умеет находить идеальное линейное соотношение между ростом тяги и снижением боковой нагрузки. Никаких рывков или резких движений, никаких потерь энергии. Со стороны это выглядит до абсурда просто - один из верных признаков того, что наблюдаешь за работой гения. А по сути подобная аккуратность практически недостижима, в чем мы убедились а тот же день в Хересе на примере других гонщиков (Михаэль все еще был на каникулах).

Несомненное мастерство Хуана Пабло, безусловно, заставит подтянуться и Кими: в этом заключена логика McLaren создает дуэт "Райкконен - Монтоя". В McLaren знают, как это делается: вспомним Айртона Сенну и Алена Проста, а так же в какой-то мере Мику Хаккинена. Когда напарником Сенны был Прост, бразилец в целом показывал результаты выше, чем 1993-м, когда его напарником был Майкл Андретти. То же самое Прост: с Сенной он был быстрее и собрание, чем с Ники Лаудой. Когда напарником Мики был ДиСи, финн иногда даже засыпал - и Кими в последние годы должен был ощутить, что рядом с Дэвидом, гонщиком быстрым, но не без слабостей, ему было весьма комфортно. Но теперь все изменилось. Хуан Пабло заставит Кими улучшить результаты еще на пару десятых секунды. И оценивать потенциал обоих надо именно на том уровне, который задаст исключительный гонщик Райкконен.

У них от природы разные стили пилотирования : искусство Хуана основано на реакциях, чистых рефлексах, позднем торможении, тогда как Кими- мастер манипуляций, человек, для которого главное - это прямые линии. Оставим в стороне явные исключения (серьезные неровности, изменение профиля и ее сцепных свойств), и мы увидим, что Хуан заходит на геометрический апекс за счет торможения на прямой, после чего балансирует машиной чуть ли не на цыпочках. Кими же входит в поворот несколько раньше, а потом начинает поворачивать, идеально сочетая работу рулем с уменьшением тормозного усилия. Его скорость в районе апекса чуть ниже, чем у Хуана, но он быстрее на входе в поворот и лучше контролирует машину на выходе. Тут он хозяин положения, тогда как Хуану приходится бороться с машиной..э Какие результаты они покажут в ходе сезона? Что выйдет из затеи собрать в команде самый драматический дуэт гонщиков со времен Сенны/Проста? На мой взгляд, главное в следующем: в квалификации Хуан не будет уступать Кими, а иногда сможет его превзойти. Но Кими легче будет справляться со стрессами, поскольку как гонщик он в меньшей степени полагается на рефлексы. Если говорить об умении укрощать "плохие машины" - с изношенной резиной или несбалансированным управлением - тут они примерно равны, хотя я полагаю, что стиль Хуана в большей степени ведет к излишнему износу шин, прежде всего задних.

У Хуана великолепное чувство дросселя и руля. Кими в прошлом году выиграл Спа, не смотря на проблемы с переключением передач и поврежденный понтон. На трассе Хуан демонстрирует завидное мастерство и отлично проводит гонки - возможно лучше чем Кими. (Это логично: Хуан раньше начал выступать и у него больше опыта управления машинами разных классов) Зато Кими свойственно исключительное  хладнокровие, которое надо думать, ему очень пригодится, когда сезон 2005 достигнет своего пика. А Хуан как мы видели в Маньи-Куре в 2003-м и в Имоле в 2004-м, бывает подвержен приступам раздражения и злости.

 

Если сравнивать эти снимки, то можно увидеть, что Хуан (вверху) и Кими (внизу) весьма отличаются по стилю вождения. Эти серии фотографий, сделаны в Хересе 13 января, показывают выход из очень быстрого 8-го поворота (5-я передача) и переход к узкому 9-му повороту (3-я передача)

 

Монтойя: плавный переход.

 

Хуан Пабло начинает входить в 9-й поворот несколько раньше Кими (обратите внимание на положение боковин левой задней шины по отношению к полосатым бордюрам), затем поворачивая руль на меньший, по сравнению с Кими угол, идет по дуге к классическому позднему апексу. Если машина в этой точке остается стабильной, Хуан Пабло без проблем пролетает к очень быстрому выходу из поворота. Если же вдруг передок машины начинает уводить на входе в поворот или на выходе обнаруживается склонность к заносу, он филигранно будет работать тормозами, газом и рулем, что бы свести к минимуму  потери времени и ущерб шинам. В принципе в этом весь Хуан. Его начальный поворот руля почти не заметен; от прямолинейного движения к торможению и боковым нагрузкам он переходит с изумительной плавностью.

 

Райккёнен: прямолинейность

 

 

Кими удерживает машину на прямой несколько дольше, более основательно готовясь атаковать "ложный" ранний апекс. Для этого ему приходится круче поворачивать руль, и на последнем снимке видно, что его машина больше развернута к нам боком (обратите внимание на то, что диск переднего левого колеса на машинах виден по разному). Если бы был сделан следующий кадр, мы бы увидели, как Кими, ослабляя усилие на педали тормоза, еще доворачивает  руль, благодаря чему в средней фазе поворота передок машины быстро меняет направление. После этого он выходит из поворота более прямолинейно, чем Хуан, хотя в начальной фазе выхода его скорость меньше. Кими придает важное значение прямым линиям, что потенциально позволяет ему беречь шины. Этот стиль проще применять даже в самых напряженных ситуациях. Хуану же, что бы показать тот же результат, прийдется подвергать шины дополнительным нагрузкам.

 

Строгие каноны нашего журнала требуют от меня дать прогноз на сезон 2005, но логика подсказывает мне, что лучше от этого воздержаться, поскольку в великой команде, в которой выступают два выдающихся гонщика, может случится что угодно. Как и Джими Кларк (а также Михаэль, Прост, Стюарт, Мосс, Мэнселл и многие другие), Кими скорее заставляет машину то, что он хочет, чем реагирует на то, что с ней происходит (этим искусством выделялись Риндт, Петерсон, Жиль Вильнёв и безусловно Сенна). Именно так Михаэль одолел Хуана в Монце -2003 и Малайзии-2004.

Думаю, Кими это тоже по силам. Но чтобы добиться преимущества в ходе сезона, Кими придется серьезно поработать над собой: уж слишком Хуан хорош.

 

ВЕРДИКТ

 

Изменения в правилах, касающиеся шин, и тот факт, что Хуан Пабло новичок в McLaren, все же заставляют нас склоняться в пользу Кими, у которого есть все, что бы ехать быстрее, чем когда-либо.

                                                                                                                                                                                                           Журнал  F 1 Raсing   Март 2005 год.

 

Спасибо grek за поднятие архивов.