Загрузить фотографиюОчиститьИскать

Стратегия или тактика?

Оглашение ФИА даты заседания Всемирного совета по автоспорту, на котором будет разбираться поведение команды «Феррари» во время Гран-при Германии, вновь подвигло мировую общественность «Формулы-1» к обсуждению нюансов командной тактики и изысков по ее применению. Sports.ru совместно с немецким коллегой Дитером Ренкеном размышляет над тем, как ФИА попробует выпутаться из щекотливой ситуации.

Итак, 8 сентября нас ждет разбирательство инцидента по, пожалуй, наиболее демонстративному применению командной тактики со времен принудительных австрийских расшаркиваний Рубенса Баррикелло перед Михаэлем Шумахером 2002 года. Инициированный с тех пор Максом Мосли запрет на художества подобного рода предсказуемо разделил сегмент созерцающих за Большими Призами на три части, в Хоккенхайме образца июля 2010-го четко себя определивших и затребовавших компромисса для дальнейшего мирного сосуществования. Группа «А» требует оставить пилотов и дружины в покое и отменить «бан» на всяческого рода манипуляции — мол, они сами по себе являются неотъемлемой частью этого вида спорта и, по сути, неискоренимы. Кроме того, приверженцы данной теории выступают за демократический принцип, позволяющий руководству коллектива самостоятельно выбирать, какие решения идут конюшне на пользу и избирать стратегию, исходя из постоянно меняющихся на трассе обстоятельств. Апологеты группы «В» не приемлют только закулисных интриг, которые в ходе Гран-при непосредственным образом влияют на его исход. Например, намеренное устранение соперников или создание искусственных отрывов, претящих честной борьбе. Наконец, делегаты партии «С» требуют запрета всевозможных «игр разума» на капитанском мостике, каких бы областей «Формулы-1» это ни касалось.

Проблема ФИА в том, что доказать использование командной тактики крайне проблематично

Проблема ФИА в том, что доказать использование командной тактики крайне проблематично, ведь если пилоты и команда ведут себя грамотно, то всегда остается возможность красиво объяснить сомнительную рокировку: промахом мимо точки торможения, замедление с целью экономии ресурса мотора или заботы о состоянии резины, неразберихой на пит-стопе. А это значит, что искоренить командную тактику как таковую будет просто невозможно — в тех или иных проявлениях она постоянно будет напоминать о себе. То есть, стюардам и представителям Федерации к каждому маневру придется подходить пристрастно, что в какой-то момент непременно приведет к параноидальному поиску черной кошки в темной комнате, граничащему с манией. Однако оставлять все как есть чревато еще большими осложнениями. Ведь сейчас ситуация с командной тактикой напоминает легализованные государством кражи со взломом по ночам, которые преследуются лишь в том случае, когда разбуженные обитатели дома спохватились и застукали воришек на месте преступления.

Ситуация осложняется тем, что в ходе воскресного состязания команды пытаются выполнить сразу несколько задач. Так, помимо победы в отдельно взятом этапе преследуется цель пополнить лицевой счет в индивидуальном зачете, а заодно принести как можно больше баллов в Кубке конструкторов. Причем для львиной доли представителей пелотона последний момент играет едва ли не определяющую роль в общей стратегической картине чемпионата. Ведь командная позиция по итогам года определяет положение моторхоумов и гаражей в боксах, количество «проходок» для VIP-ов, а также (барабанная дробь!) размер телевизионных выплат от компании «Берни-ТВ». Разумеется, приоритеты могут варьироваться. Однако фаворитизм в отношении того или иного пилота в данном контексте любая конюшня может оправдать. В том числе и «Феррари» в Хоккенхайме: мол, на тот момент (да и сейчас тоже!) Фернандо Алонсо находился в куда более выгодной позиции для борьбы за чемпионский титул, нежели Фелипе Масса. А потому испанцу — читай, команде — очки были нужнее.

Таким образом, на разбирательствах ФИА предстоит столкнуться с неоднозначной дилеммой, чреватой для нее печальными последствиями в любом случае. Если Скудерию оправдают, то Федерации не избежать обвинений в пособничестве «алым» (расшифровку-то аббревиатуры Ferrari International Assistance болельщики еще не забыли) и наведении тени на нынешнего руководителя структуры Жана Тодта. Тогда как вынесение обвинительного вердикта и установление наказания наверняка спровоцирует итальянцев на обращение в суд. И далеко не факт, что Скудерия проиграет это дело. Во-первых, пример недавнего «отбеливания» Флавио Бриаторе перед глазами. А, во-вторых, «приказ» Массе очень легко будет трактовать как «совет» или «информацию к размышлению».

Скорее всего, Скудерию оправдают без дополнительных штрафов

К счастью для ФИА, размытость формулировки параграфа 39,1 спортивного регламента (впрочем, как и многих других в кодексе автоспортивных законов) оставляет представителям федерации возможность выйти сухими из воды — пусть и не очень красиво. По циркулирующим в паддоке слухам, на судебном заседании будет озвучена следующая мысль: стюарды в Германии перепутали понятия, приняв за командную тактику изначально разработанную дружиной стратегию. То есть, в понимании судей Скудерия исходила из интересов чемпионата, тогда как ареопаг на этапе искал улики выигрыша в непосредственно Гран-при в Хоккенхайме. Эдакие трудности перевода, при которых командную тактику стоит классифицировать исключительно при извлечении выгоды в борьбе с соперниками, а не внутри одного коллектива. Для сравнения наверняка приведется история 1997 года в Хересе о заключенной договоренности между «Маклареном» и «Уильямсом».

Так что, скорее всего, Скудерию оправдают без дополнительных пенальти. Штраф в 100 тысяч долларов, вынесенный команде после этапа и оставшийся без апелляционного обжалования, является тому гарантией — обычно превышать лимит финансовых взысканий в прописанных в своде законов 50 тысяч стюарды решаются лишь в экстренных случаях. При этом разграничение понятий «командная тактика» и «командная стратегия» (оно наверняка будет использовано в качестве обоснования вердикта) поможет ФИА избежать казусов в дальнейшем. Ведь сей прецедент избавит «Макларен» и «Ред Булл» от попыток юлить перед законом на излете сезона, случись претендентам на чемпионство жертвовать одной из фигур пилотов ради успеха, скажем, в Кубке конструкторов. А самой федерации позволит сделать вид, что судебные решения в подобных эпизодов выносятся на юридической основе и не попирают ни один из кодексов «Ф-1». Если же учесть, что новая власть в федерации предпочитает решать проблемы не конфронтациями, а элегантными компромиссами, основанными на буквоедстве или размытости законов, то в скором времени вовсе следует ожидать юридического оформления понятия «командной стратегии» в спортивном кодексе.

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы