Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    И числом, и умением

    Прошедшие гоночные выходные в Европе выдались весьма насыщенными. Чемпионаты выходят на финишные прямые, и борьба в гонках становится ожесточеннее. О феноменальных стартах, тактических просчетах и везении на этапах ДТМ и ФИА ГТ – в обзоре Sports.ru.

    И числом, и умением
    И числом, и умением

    Диета чемпиона

    В испанской Барселоне прошел восьмой этап немецкой серии ДТМ. С непонятным упорством Ауфрехт четвертый раз подряд привозит свои гонки в далекую Каталонию, что, учитывая взятый курс на экономию, очень странно. Скорее всего, все были бы счастливы поменять «Монтмело» на действительно гористый, великолепный «Заксенринг». Сюжет гонки оказался практически таким же невзрачным, как и серые декорации. Как ни странно, обуславливается «скучность» заездов слишком равными характеристиками машин в нормальных условиях.

    Конструкторские штабы команд пришли к паритету, выбрав разные пути. Несмотря на существенные различия в конструкции, силуэты «Мерседеса» и «Ауди» демонстрируют равный темп. Пусть, Ингольштадт серьезнее проработал аэродинамику, а Штутгарт – геометрию подвески, но в конечном итоге серьезного преимущества никто не добился. Не удивительно, что в таких условиях большую роль играет вес машин. Естественно, в ДТМ никто центнерами не кидается, но и 10 килограмм гандикапа порой могут серьезно помочь в борьбе за титул.

    Более того, система балласта за успех заставляет просчитывать действия на много ходов вперед, ведь любая победа может оказаться пирровой. Так, после успеха Пола ди Ресты в Британии, все машины «ХВА» потяжелели по сравнению с конкурентами из «Абта» на 10 кг, что не добавило радости Гэри Паффетту, из последних сил сражающемуся за титул с Тимо Шайдером и Маттиасом Экстремом.

    Система балласта заставляет просчитывать действия на много ходов вперед, ведь любая победа может оказаться пирровой

    Учитывая ключевую роль весовых гандикапов в споре двух титанов, можно было предположить смелый тактический ход со стороны Герхарда Унгара и его шефа Норберта Хауга: а зачем вообще выигрывать? Пусть победит Том Кристенсен или Мартин Томчик. Паффетт займет второе место, прикрываемый несколькими коллегами. Так можно будет сбросить вес перед скоростным Дижоном и сократить отрыв от Шайдера. Проиграть можно будет и во Франции, а на финале попытаться за счет поблажки в 10 кило опередить царствующих там уже долгое время ингольштадтцев.

    Правда, чтобы осуществить этот план, неплохо было бы четко отработать во всех аспектах, но уже в квалификации у «ХВА» случился прокол. Инженер Паффетта был так уверен в попадании подопечного в решающий сегмент, что не стал выпускать его на последнюю попытку, решив сэкономить комплект резины. Механики уже готовили машину к решающему спору за поул, как вдруг Гэри оказался за бортом счастливого квартета – свой быстрый круг выдал Томчик. Хауг мог утешать себя тем фактом, что коллектив Ульриха также дал осечку. Инженеры Шайдера и Экстрема не внесли поправки в настройки после разминки, которая проходила в прохладных погодных условиях, и в квалификации Тимо с Маттиасом серьезно напугали своих болельщиков, борясь за попадание в первую восьмерку.

    Уже по традиции лучшими из «ХВА» стали ди Реста и Спенглер. Однако радоваться канадцу и «Мерседесу» в целом пришлось совсем недолго. Оплошность команды, залившей слишком мало топлива, лишила Бруно четвертого места. Хуже того, с грязной стороны трассы теперь предстояло стартовать Паффетту. Перспектива проиграть Томчику и Шайдеру спурт к первому повороту стала для британцев весьма серьезной. Добавьте к этому высказывания Мартина и Тома о том, что они готовы уступить товарищам по команде, и вы поймете, почему Хауг в субботу совсем не лучился оптимизмом.

    Старт превзошел все ожидания болельщиков «Ауди». Их любимцы разыграли блестящий размен позициями. Кристенсен метнулся перекрывать траекторию Ди Ресте, Томчик – Паффетту. При этом ускорение Тома и Мартина было ощутимо меньшее, чем у стартовавшего с пятого места Шайдера. Черная «Ракета» сорвалась с колодок и без проблем вырулила на первое место, чтобы затем начать печатать лучшие круги. «Мерседесу», правда, самому не хватало скорости, о чем признался Хауг после финиша. Блестящий квалификационный темп улетучился где-то в закрытом парке. Гэри не мог догнать Мартина, а Спенглер – прошлогоднюю «Ауди» Алекса Према. Провал на старте, приправленный лишними кило, предопределил неудачу «Мерседеса». Усугубила положение странная стратегия остановок. Паффетт и ди Реста отправились на дозаправку одними из первых. Лишние круги на свободной трассе Томчик использовал по максимуму – немец выехал после своей остановки впереди ди Ресты, которого долго не мог обогнать в очной борьбе. Наглядно продемонстрировал преимущество поздней остановки Спенглер, опередивший на ней Према.

    В «ХВА» уроков не извлекли и зазвали пилотов на вторую смену резины в тот момент, когда Экстрем отрабатывал первый пит-стоп! В дальнейшем Гэри обогнал на стартовой прямой Пола, на чем прогресс англичанина и завершился. Впереди резвилось трио «Ауди», сполна использовавшее преимущество 10 килограммов, а проблемы с комплектами резины окончательно выбили из колеи Паффетта с ди Рестой. Мало пользы из поздних остановок извлек и Экстрем – Гэри он так и не смог опередить. А вот Спенглер, наконец, выдал отменную гонку и под конец даже успел разделаться с Маттиасом.

    А много ли чести будет Шайдеру от такого титула, подаренного товарищами по команде?

    Впрочем, радости Хаугу темп Бруно не принес. Немец заявил, что чемпионат для «Мерседеса» уже потерян. Шефу «ХВА» не вовремя пришли в голову сравнения с недавней ситуацией в «Формуле-1», когда команда, использовавшая его двигатели умудрилась разбазарить за две гонки сравнимое с Шайдеровым преимущество. Ясно, что такие казусы случаются крайне редко, и повторения в ДТМ ждать не стоит, ведь у «Ц-класса» кнопок на руле поменьше будет.

    Не смог удержаться от того, чтоб съязвить и Том Кристенсен. Датчанин сообщил, что «Мерседес», возможно, и делает отличные двигатели для «Ф-1», но у «Ауди» машины-то получше будут.

    Во всем этом царстве отчаяния лишь Паффетт пытается выглядеть лучом оптимизма. Гэри сообщил, что сдаваться не намерен, назвал следующий этап весьма необычным и выразил намерение там победить, отыграв своеобразный матч-бол у Шайдера.

    Не стоит ли задаться вопросом: а много ли чести будет Шайдеру от такого титула, подаренного товарищами по команде? Игра в поддавки уже стала неотъемлемой частью большинства европейских кузовных чемпионатов. Зритель это прекрасно видит и, в конечном итоге, обязательно проголосует кошельком. Да, можно возразить, что сидящие на трибунах должны знать свои места, но не ради ли них сейчас устраиваются все эти гонки? Прошли времена, когда по радио вещали о соревнованиях энтузиастов. В те далекие времена целью выходивших на старт было именно определение сильнейшего. Тотализаторы, телевидение и антикризисные управляющие в розовых рубашках поставили автоспорт на колени. Теперь он раб зрелищности и колоссальная рекламная площадка. Зритель может диктовать свои условия игры. Разве, не понимает очевидных вещей господин Ауфрехт? Скорее всего, он дожидается того момента, когда самые преданные поклонники ДТМ, как говорят «со стажем», окончательно отвернуться от любезных маневров друга-Томчика и «громких» фамилий, а поколение «некст», привлеченное попсовостью, потоптавшись в сенях, равнодушно оставит дом самых быстрых кузовов Старого света.

    Путешествие в будущее ГТ

    Тем временем, в Португалии прошел очередной этап чемпионата ФИА ГТ. Изрядно поредевший парк автомобилей принимал великолепный автодром «Альгарве». Жаль, но далеко не все крупные игроки смогли опробовать трассу в Портимане. Чехи из «К плюс К» не решились на дальний вояж, а машина команды Люка Альфана была уничтожена в пожаре, из-за чего Ксавье Маассену, ведущему борьбу за третье место в чемпионате, пришлось срочно пересаживаться в «Корветт» к Бернольди и Стрейту. К счастью, запасное шасси позволит «Люк Альфан Авантюр» продолжить борьбу во французском первенстве, но участие в главном чемпионате сейчас под угрозой. В следующем году французская команда планирует закупить новые «Корветты» ГТ2 и остаться в первенстве Европы, репутация которого с каждым днем растет в глазах поклонников автоспорта. Совсем иначе обстоит дело с любимым детищем Стефана Рателя, под названием «чемпионат мира». Как помнит читатель, недавно все уже готовились провожать на покой «Мазерати» и «Салин». Оказывается, время пускать слезу еще не наступило: оба автомобиля остаются в ГТ1! Получается, в новейшем первенстве будут представлены пять «состаренных» шасси («Мазерати», «Шевроле», «Астон-Мартин», «Ламборгини» и «Салин») и давным-давно снятый с производства «Форд». Как же обидно, наверно, японцам из «Нисмо» честно подготовившим свой «Ниссан» по новым требованиям. Тот факт, что двигатель там от внедорожника, уже кажется незначительным недоразумением. Так стоило ли Рателю городить огород ради простого переименования своего маленького цирка в чемпионат мира?

    Единственный плюс заключается в том, что на старт будет гарантированно выходить больше машин, чем в Португалии

    Единственный плюс заключается в том, что на старт будет гарантированно выходить больше машин, чем в Португалии. Всего 18 экипажей попытались пройти испытание коварной трассой. Остряки уже подметили, что для полного сходства с аргентинским «Сан-Луисом» «Альгарве» не хватает кратера потухшего вулкана внутри трассы, а в остальном они очень похожи. Неудивительно, что в квалификации тон задавали представители Южной Америки. Поул в ГТ1 остался за бразильской «Сангари» и Энрике Бернольди, а в ГТ2 равных не было аргентинской «Феррари» Матиаса Руссо. Естественно, с материальной точки зрения все объясняется очень просто. «Бразильская» команда – это люксембургский «ДКР», который в прошлом году щеголял раскраской, прославляющей гиганта мирового общепита, а в пилотах значился сам Оливье Панис. Опыта эксплуатации «Корветта» им не занимать, да и у лидеров чемпионата опять сидел «штурман» в салоне. С лишними 70-100 кило на холмистой португальской трассе особо не разгонишься. Та же ситуация и в младшем классе. Не умаляя достоинств аргентинцев, можно с уверенностью сказать, что Бруни, Виландер, Вестбрук или Коллар – представители другой лиги, как говорят европейцы, «эквивалезированные» центнером свинца.

    Старт прошел на удивление спокойно, хотя занимавшие первую линию Маасен и Жам Руфье начали бодаться еще на круге разгона! Энтони Кумпен, борящийся за титул в ГТ1 серьезно осложнил себе и напарнику жизнь, развернув машину на одном из поребриков на перегибе трассы. Из-за этой заминки ему пришлось пропускать вперед все три «Мазерати». Самая легкая из них под управлением Алекса Мюллера обозначила серьезное давление на лидирующие «Корветты». Руфье повезло: Массен скоро ошибся в том же месте, что и Кумпен, и попал под атаки Мюллера.

    В ГТ2 Мартин Раггингер счастливо избежал суматохи первого поворота, отразил атаки «красных». А вот Эндрю Киркальди, пробившийся на второе место, повторил подвиг Кумпена и откатился вглубь пелотона младшей категории. «Порше» Коллара развернула одна из «Феррари», но наказания не последовало.

    Вскоре Маассен с Руфье так увлеклись борьбой, что к ним приблизился не только Мюллер, но и две другие «Мазерати». В дальнейшем у «Корветта» команды «СРТ» возникли проблемы с колесом, и черно-белая машина начала отпускать лидеров. Продолжительный пит-стоп также не был на руку бывшим лидерам. К счастью для бельгийцев, организаторы решили выпустить автомобиль безопасности из-за разлитого на траектории масла, и серьезного отставания Берту Ленжину, сменившему Руфье, удалось избежать. К этому моменту за рулем желтого «Шевроле», развернувшегося в начале гонки был уже Майк Хеземанс. Голландец сразу вначале своей смены начал печатать отменные круги. Темп его был так велик, что после волны остановок он не только отыграл отставание, но и выбился в лидеры с неплохим отрывом.

    Великолепная гонка в старшей категории подарила слабую надежду на интересные поединки в будущем чемпионате мира

    После рестарта Хеземанс, Мигель Рамуш, сменивший Мюллера, и Маттео Бобби на третьей «Мазерати» устроили настоящий триллер в битве за лидерство, тогда как Бартельс на тяжело груженном купе ничего не смог противопоставить блестящей атаке Руфье. Бельгийцы оптимально рассчитали время смены пилотов, которые, по правилам, должны находиться за рулем не менее 35 минут, и использовали выгоды от выезда автомобиля безопасности по максимуму. Жам без проблем дождался, пока «Мазерати» свернут на свои остановки, и вышел на второе место. Хеземанс до последнего пытался использовать свое преимущество в темпе, но и ему пришлось заезжать на смену. К счастью для голландца, напарник вернулся на трассу на втором месте. А позади него разгоралось эпическое сражение. Бернольди, славящийся своей неуступчивостью, сдерживал трио «Мазерати». В итоге лишь Мюллеру удалось пробиться вперед. Пьер-Гвиди благоразумно уступил место Бертолини.

    В ГТ2 опять класс продемонстрировали Коллар с Вестбруком, пробившись после разворота на второе место. Возможно, второй «Порше» Мартина Раггингера мог поспорить за место в первой пятерке, но Луиджи Луччини опять ошибся, развернул машину, и старания австрийца, датированные началом гонки, пошли прахом.

    Великолепная гонка в старшей категории, не баловавшей поклонников обилием техники, подарила слабую надежду на интересные поединки в будущем чемпионате мира. Пилотский состав обещает быть сильным, а уж техника, как оказалось, будет до боли знакомая. Не первый год болельщики к ней уже привыкают…

    Ну, а в Имоле на этапе WTCC, как и предсказывалось Sports.ru в одной из статей, Джеймс Томпсон уверенно привез свою «Ладу» в первую шестерку. Быть бы празднику еще веселее, но соперники опять затолкали Япа ван Лагена, который на момент вылета в первой гонке шел в первой десятке.

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы