Испытание «Хунгарорингом»
Пятый этап чемпионата FIA GT по традиции планировалось провести в Бухаресте на трассе, проложенной вокруг монументального здания Парламента. Однако новый градоначальник румынской столицы отчаянно воспротивился визиту спортивного предприятия Стефана Рателя. Руководителям чемпионата пришлось срочно искать замену, и выбор пал именно на «Хунгароринг». С названием этапа мудрить не стали и гонка именовалась «Будапешт Сити-челлендж». Непонятно, при чем тут «сити», то есть город, но в остальном все близко к истине. Экипажам предстояло непростое испытание: асфальт венгерской трассы, основательно почищенный машинами «Ф-1» от пыли и прогретый жарким солнцем благоволил острейшей борьбе на всех участках фронта. Непредсказуемость результатов демонстрирует тот факт, что победители начинали прорыв наверх из хвоста своих категорий!
Естественно, искусственную интригу создает и система весовых гандикапов. На этом этапе лидеры чемпионата были загружены под завязку. «Корветт» Майка Хеземанса и Энтони Кумпена вез 110 кило, а «Мазерати» Михаэля Бартельса и Андреа Бертолини – 105. Удивительно, что в этих благоприятных для остальных условиях весовым преимуществом воспользовались лишь Карл Вендлингер и Райан Шарп на «Салине». Интересно, что этот автомобиль, правда, подготовки «Цакшпида», победил и на прошлой гонке в Венгрии, которая проходила в 2006 году. Впрочем, и машина австрийца с англичанином была немного особенной, но об этом узнали лишь после финиша.
Печально, но дни американского купе на трассах ГТ уже сочтены. Как известно, со следующего года ГТ1 примет новый регламент, а известий о постройке техники подобного класса от «Салина» не поступало. Впрочем, достаточно информации пришло от других производителей.
Для начала, куратор проекта «Феррари» F430 Микеле Райнери заявил, что «Микелотто» не будет строить машины новой категории ГТ1. Здесь стоит напомнить, что текущая модель доживает последний год, а новая гоночная версия 458 ГТ2 опробует трассы в конце 2010 года. В «Шевроле», наоборот, конторе «Пратт энд Миллер», которая строит заводские «Корветты» ГТ2, предоставили полную свободу действий. Таким образом, Хеземанс получит вожделенную машину нового ГТ1. Вольфганг Ульрих опроверг подозрения о скором пришествии «Ауди» в чемпионат мира, а Дэвид Ричардс пока ограничился лишь «благословением» на постройку «Астона» ГТ1. Таким образом, Ратель потенциально собирает пять производителей: «Форд», «Ниссан», «Ламборгини», «Шевроле» и «Астон-Мартин». Ходят слухи и о шестой компании, но конкретных сведений на данный момент нет. Можно помечтать и о нашей «Маруси» на старте гонки в Сан-Луисе. Кстати, Ратель надеется создать некое подобие национальных команд. Сейчас вовсю уговаривают бельгийскую «Селеслаф» и «ДКР» из Лихтенштейна обеспечить производственно-техническую базу для квази-аргентинской и бразильской команд.
В свете неоднозначных решений в ГТ1, будущее ГТ2 видится более радужным. Формат гонок европейского первенства, которые будут проводиться отдельно от чемпионата мира, останется прежним, двухчасовым. Понятно, что «Феррари» бросит все силы на борьбу с «Порше». Дебютирует и «Корветт». Возможно, просочится на европейские трассы и «БМВ».
Уже сейчас младшая категория приковывает большее внимание. Последние месяцы в ГТ2 выдались весьма горячими, когда выяснилось, что на новейших моделях «Порше» используются стальные гильзы блока цилиндров, вместо серийных алюминиевых. Представители немецкого производителя упирали на тот факт, что в целях повышения надежности стальные детали используют и в «Феррари», но логика показалась судьям неубедительной, и «Порше» лишились своего 30-килограммового гандикапа, которым были награждены на страте сезона.
Как ни странно, но потяжелевшая машина не помешала Ричарду Вестбруку из бельгийского «Проспида» доминировать в квалификации. Счастье англичанина длилось недолго: машина не прошла тест на заглохание. Двигатель заглох не сразу после перекрытия рестриктора, а значит, получал больше воздуха, чем положено. В ГТ1 субботние заезды ожидаемо завершились уверенным выступлением второго номера «Витафона» Алекса Мюллера и Карла Вендлингера на легком «Салине». Неплохо выглядел и третий экипаж на «Мазерати», чьей задачей было отобрать дополнительные очки у «Корветта» Хеземанса.
Естественно, исход гонки в квалификации не решается. Старт серьезно перемешал позиции в пелотоне. Мюллер ушел в гонку слишком медленно, и в толчее первого поворота на второе место пробрался Андреа Бертолини, а в лидеры вышел бразильский «Корветт». Порядок следования в группе лидеров не отражал их реальную скорость – первые полчаса гонки семь пилотов шли в пределах 3 секунд! Особняком выделялся Вендлингер, который стремительно отыгрывал потерянные на старте позиции. Однако первый впечатляющий прорыв закончился на неудачной попытке атаки на «Корветт» Ксавье Маассена: австриец отправился пылить по обочине и откатился обратно в хвост пелотона ГТ1. Позади него оказался лишь лидер чемпионата Майк Хеземанс. Его соперник в борьбе за титул держался намного увереннее: Бертолини продолжал оказывать давление на лидировавшего в гонке Энрике Бернольди, а все преследователи начинали потихоньку отставать от черной «Мазерати». Неужели, остальные машины и их экипажи настолько плохи, что даже центнер гандикапа им не помогает?! На торможениях итальянская машина подбиралась вплотную к сопернику, и лишь преимущество в максимальной скорости спасало «Корветт» от витафоновского крокодила.
Лишь «Салин» Вендлингера/Шарпа мог соревноваться с «Мазерати». Благодаря этому напарник Карла порадовал зрителей изумительной борьбой с Михаэлем Бартельсом и после серии неудачных попыток, воспользовавшись обгоном кругового, нырнул в первый поворот по внешнему радиусу и обошел немца. Бартельсу не везло и дальше: судьи наградили его штрафным проездом за превышение скорости на пит-лейн.
Жаль, но в ход событий всегда готова была вмешаться пресловутая командная тактика. Пока пилоты «Корветтов» Хеземанс и Бернольди нещадно рубились за седьмое место, представитель «Витафона» Маттео Бобби, чей напарник по экипажу Пьер-Гвиди лидировал, спокойно рассуждал на тему важности зачетных очков для напарников – прозрачный намек на то, что итальянцы готовы при случае «слить» 12 секунд преимущества и выпустить Бартельса/Бертолини вперед. После того, как неудержимый Вендлингер обошел Пьер-Гвиди, итальянец терял по полторы секунды на круге и спокойно пропустил лидера команды на второе место. Эти маневры серьезно испортили впечатление от замечательной гонки в категории ГТ1.
Но настоящее разочарование ждало любителей гонок на выносливость лишь спустя несколько часов после гонки. Машина победителей не прошла тот самый тест на заглохание. Возможно, ресивер или сами рестрикторы были ненадежно установлены и их крепления утратили герметичность после одной из аварий в которые по ходу гонки попадал Вендлингер. Так или иначе, но празднование 18 победы в гонках FIA GT австрийцу придется отложить до лучших времен. А болельщики с недоумением глядят на финишный протокол: неужели и 100 килограммов гандикапа не хватает преследователям Бартельса?
Отдуваться за старший класс в плане красивой борьбы пришлось представителям ГТ2, и это им удалось просто блестяще! Обладатель поула также не смог воспользоваться преимуществом. Барба-Лопес провалился в середину пелотона ГТ2, а в лидеры вырвался Мартин Раггингер. Впрочем, вскоре он уступил место за рулем Луиджи Луччини, который не мог выдерживать темп быстрейших пилотов. В группе лидеров острейшее соперничество развернулось между двумя «Феррари». Лидер чемпионата Джанмария Бруни, везущий весомый балласт, долго сопротивлялся атакам Паоло Руберти, но через 40 минут после старта шины на машине первого держали трассу уже плохо, и на выходе из последнего поворота преследователь подобрался к нему на дистанцию атаки. Всю стартовую прямую две алые машины шли бок о бок, и в итоге более легкий автомобиль Руберти вышел вперед. Однако, что важнее, маневром итальянца воспользовался и Ричард Вестбрук, за первые полчаса пробившийся с последнего места на пятое в классе, и обошел принципиального конкурента в борьбе за титул.
На первой остановке итальянцы схитрили и не стали менять комплект шин, на чем выиграли порядка десяти секунд. Бельгийцы из «Проспид» повторили этот трюк на второй остановке, и Вестбруку пришлось завершать гонку на старых шинах, преследуя две «Феррари». Руберти англичанин успел опередить довольно быстро, но Бруни на тот момент был уже далеко впереди. Тактический ход «АФ Корсе» оказался выигрышным? С этим был категорически не согласен Вестбрук, которого можно признать звездой гонки. Болельщики с замиранием сердца следили за тем, как тает отрыв «Феррари» от белого «Порше», и на последнем круге Ричард бросился в неотразимую атаку со сносом всех четырех колес. Великолепное завершение гонки в ГТ2, в пику тактическим играм старшего класса. Вестбрук с Коллардом отправились радоваться на верхнюю ступень подиума, а в команде с нескрываемым волнением отдавали машину на проверку судьям. Бельгийцам не привыкать терять высокие места из-за собственных оплошностей …