14 мин.

О ГИБКОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОМ КАЧЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА И ОСОБЕННОСТЯХ ЕЕ РАЗВИТИЯ У КОПЬЕМЕТАТЕЛЕЙ

Теоретико-библиографический анализ показал, что в научно-методической литературе недостаточно освещены вопросы методики целенаправленного развития гибкости у копьеметателей. В то же время, уровень развития гибкости оказывает немаловажное значение при формировании техники метания копья, профилактике травматизма, что, прежде всего, отразиться на результативности в дальнейшем. Введение. В различных литературных источниках даны различные определения термину гибкость, но мы по этому поводу не будем устраивать дискуссию, а приведем некоторые из определений, в которых отображена основная суть этого понятия для практического применения в спорте, физическом воспитании и повседневной жизни людей. Гибкость (от латинского «flectere» или «flexibilis», означающий «сгибать» – 1) способность выполнять движения с большой амплитудой [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]; 2) морфофункциональное свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев; абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, достигаемый в мгновенном усилии [8]; 3) это свойство телесных структур (мышц, связок, кожи) поддаваться растягиванию без нарушения их целостности. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела, а применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела [8]. Специалисты различают два вида гибкости – активную и пассивную [1–14]. Возможность выполнить движение с максимальной амплитудой за счет собственных мышечных усилий называется активной гибкостью. А если же выполнять движение с максимальной амплитудой за счет использования внешних сил (усилия партнера, собственный вес тела, дополнительные отягощения и т.п.), то это называется пассивной гибкостью. Разница между активной и пассивной гибкостью называется резервной растяжимостью или запасом гибкости. Из этого можно сделать вывод: чем выше показатели гибкости, тем легче поддается развитию активная гибкость. Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела. Специальная гибкость характеризуется максимальной подвижностью в отдельных суставах (т.е. гибкость в профилирующих движениях для данного вида спорта) [1–14]. По способу проявления гибкость подразделяется на динамическую, статическую и смешанную (статодинамическую). Динамическая гибкость проявляется в движениях, статическая – в позах, а смешанная, когда присутствует и то, и то. Проявление гибкости зависит от ряда факторов [1–15]. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, анатомический. Еще со времен классических исследований геометрической формы суставных поверхностей на слепках и распилах установлено, что подвижность в суставах определяется степенью соответствия суставных поверхностей как по форме, так и по протяженности. Если суставные поверхности полностью соответствуют одна другой, то движения невозможны. Если соответствие неполно, то есть если головка суставной поверхности и суставная впадина не соответствуют полностью одна другой, либо по форме, либо по протяженности, либо по тому и другому, возникает возможность движения одной кости относительно другой [11]. Суставы можно классифицировать в соответствии с количеством движения, которое они обеспечивают, или согласно их структурному составу. Более простая форма классификации основана на количестве общего движения, которое возможно в данном суставе. В соответствии с этой классификацией различают три вида соединений: синартрозы, амфиартрозы, диартрозы. Также выделяют следующие формы суставов: шаровидные, эллипсовидные, блоковидные, цилиндрические, плоские, седловидные. Наибольшая анатомическая подвижность возможна в шаровидных суставах (например, плечевые и тазобедренные). Наименьшую анатомическую подвижность имеют седловидные, блоковидные и плоские суставы. Например, фаланги пальцев можно только согнуть или разогнуть, то есть движения выполняются лишь в одной плоскости и с ограниченной амплитудой [12]. Существует также шесть основных видов остеокинетического движения, которое может выполнять сегмент тела: сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение, циркундукция [1]. Форма суставов под влиянием занятий физическими упражнениями не изменяется. А вот длина суставных поверхностей и их конгруэнтность, хотя и медленно и довольно ограничено, но поддаются положительным морфологическим изменениям под влиянием целенаправленных занятий физическими упражнениями (Жордочко, Ю. Соболев, Л. Соболев, 1980; Алтер, 2001). Более выраженные положительные изменения происходят в детском возрасте и подростковом возрасте, когда проходит интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата [11]. Поэтому рекомендуют развивать гибкость в возрасте от 11–14 лет, когда при ее развитии происходят наиболее существенные сдвиги в положительную сторону (Б.В. Сермеев, 1964). Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации. Гибкость могут ограничить и такие факторы как мышечный дисбаланс, неадекватный мышечный контроль, влияние процесса смирения на мышцы, влияние иммобилизации [10, 15]. Степень утомления мышц по-разному влияет на проявление гибкости: показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной увеличиваются. При эмоциональном подъеме (в условиях соревнований) амплитуда движений возрастает. Гибкость в значительной мере определяется генетическими факторами. Есть люди с врожденной ограниченной подвижностью в отдельных суставах. Это следует принимать во  внимание при проведении спортивной ориентации и отбора детей в те виды спорта в которых гибкость играет важную роль [1]. Помимо рассмотренных выше, существует целый ряд других факторов, которые могут влиять на уровень гибкости человека. К ним относят возраст, пол, телосложение, латерализация, тренировка и циркадные ритмы. Данные о взаимосвязи между возрастом и уровнем гибкости, и особенно о возможности увеличения или снижения уровня гибкости в период физического развития, довольно противоречивы. Результаты исследований показывают, что маленькие дети являются достаточно гибкими и что в школьные годы уровень гибкости снижается вплоть до пубертатного периода, после чего она снова начинает возрастать. После завершения периода полового созревания уровень гибкости стабилизируется и затем начинает снижаться. Несмотря на то, что с возрастом уровень гибкости снижается, у физически активных людей степень его снижения минимальна. Установлено, что женщины обладают большей гибкостью, чем мужчины (Allanoler и др., 1974; М.И. Jones и др, 1986). Это обусловлено как анатомическими, так и физиологическими факторами. Многие тренеры и спортсмены считают, что прирост силы может ограничивать уровень гибкости или же значительное увеличение гибкости может отрицательно влиять на прирост силы (Hebbelink, 1988). Это мнение ошибочно. Результаты ряда исследований, проведенных учеными (Leighton, 1956; Wilmore и др., 1978), свидетельствуют, что занятия силовой направленности не только снижают уровень гибкости, но и в ряде случаев увеличивают ее. Таким образом, правильная организация тренировочного процесса может обеспечить прирост силы наряду с увеличением уровня гибкости [1, 11]. Из этого можно сделать следующий вывод: к факторам, положительно влияющим на проявление гибкости, следует отнести: возрастание мышечной силы, улучшение межмышечной координации,  овладение произвольным расслаблением мышц. Отрицательно влияют на проявление гибкости такие факторы: низкий уровень физической подготовленности, низкая температура окружающей среды и, в особенности, тела, значительная физическая усталость, повышенный тонус мышц, чрезмерное возбуждение или состояние психической депрессии, ограничителем гибкости могут быть различные функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата [11, 16]. Таким образом, гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают два вида гибкости активную и пассивную. Гибкость обычно подразделяют на динамическую, статическую и смешанную. Выделяют множество факторов, ограничивающих развитие гибкости [15]. Цель работы: определить характерные особенности методики развития гибкости у юных копьеметателей по данным научно-методической литературы. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования. Результаты исследования и их обсуждение. При организации учебно-тренировочного процесса копьеметателя необходимо учитывать следующие условия: 1) реализация физических способностей при выполнении двигательных действий; 2 достижение спортивного результата должно базироваться на максимальном проявлении потенциальных возможностей спортсмена; 3) целесообразное управление тренировочным и соревновательным процессом; На основании анализа научно-методической литературы, было выявлено недостаточное количество публикаций, касающихся методики направленного развития гибкости у копьеметателей. На основании знаний в области теории и методики физического воспитания и спорта была построена целенаправленная методика развития гибкости у копьеметателей, и дано научно-логическое обоснование. В метании копья немаловажное значение имеет подвижность в отдельных суставах (плечевом, в грудном отделе позвоночника, тазобедренном, коленном). На начальных этапах специализации подвижность в этих суставах будет оказывать немаловажное значение и на формирование правильной техники движения. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что методика развития гибкости, прежде всего, должна быть направлена на развитие подвижности именно в этих суставах. На основе анализа научно-методической литературы были проанализированы различные варианты совершенствования гибкости. Прежде всего, методика – это наука о совокупности методов преподавания, обучения и воспитания, развития, реабилитации, научного исследования, познания [13], специальная система методов, методических приемов, средств, форм организации занятий, созданная для изучения конкретного действия, система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания и спорта [4]. В основе методики развития гибкости лежит многократное систематическое повторение разнообразных упражнений на растягивание. Как правило, эти упражнения выполняются повторным методом, который требует соблюдения следующих условий: – прежде чем приступить к выполнению упражнений на растягивание следует выполнить разминку, предусмотрев разогревание тела с помощью аэробной нагрузки и общеразвивающих упражнений (авторы рекомендуют использовать в разминке непосредственно специальные упражнения с копьем (круговые вращения, выкруты рук, различного рода отведения) и целенаправленную проработку тех суставов от уровня подвижности в которых и будет зависеть результативность в дальнейшем); – мышцы сравнительно малорастяжимые. Однократное выполнение упражнения в растягивании не приведет к увеличению длины мышцы. Повторять упражнения следует многократно. В этом случае ярко проявляется эффект суммации нагрузки. Так, если повторять наклоны сериями, то в следующей серии результат будет лучше, чем в предыдущей (первой серии упражнений). Лучшие результаты в совершенствовании гибкости достигаются при ежедневных и двухразовых занятиях в день; – критерием достаточности повторений в занятии является появление легкой боли в тех мышцах и связках, которые подвергаются растягиванию. При щадящем режиме прекращать повтор упражнения можно несколько раньше – при первых признаках напряженности или дискомфорта; В процессе развития гибкости выделяют два режима: поддерживающий и развивающий. Авторы рекомендуют развивать гибкость до такой степени, при которой можно сформировать рациональную технику метания копья, а затем использовать поддерживающий режим ее развития. Однако, скоростно-силовая тренировка занимает ведущее место при подготовке метателя. Что вполне вероятно скажется на уровне развития гибкости и поддерживающего режима в ее развитии может быть недостаточно. В поддерживающем режиме для сохранения гибкости можно заниматься растягивающими упражнениями два-три раза в неделю с нагрузкой 25 – 30% от развивающей, доводя амплитуду движений до 90 – 95% анатомически возможной, в развивающем режиме упражнения на растягивание могут применяться до нескольких раз в день. Развивающий режим совершенствования гибкости применяют в течение 4 – 10 недель. В одной серии число повторений составляет от 5 – 6 до 10 – 12 повторений. В этот период используют 40 – 45% активно-динамических, 20 % – статических и 35 – 40 % пассивных движений [4]. При построении занятия, где одной из задач стоит задача развития гибкости упражнения на растягивание рекомендуется предлагать в следующей очередности: – активные однократные, затем пружинистые и маховые движения (возможно и с отягощением); – пассивные статические должны предшествовать пассивным динамическим упражнениям. Подобная последовательность выполнения упражнений на растягивание снижает появление травматизма, так как выдерживается требование о постепенном увеличении амплитуды движений; – после выполнения упражнений на растягивание необходимо выполнять упражнения на расслабление. Увеличение амплитуды пассивных движений может осуществляться в двух аспектах: – за счет совершенствования эластичности мышц, для чего требуется 2 – 3 месяца тренировки; – за счет прогрессивного изменения формы сочленяющихся костей в результате многолетней тренировки. Для увеличения амплитуды активных движений, кроме того, необходимо повышение расслабления мышц-антагонистов, то есть высокая степень межмышечной координации. В динамике амплитуды движений при непрерывном выполнении упражнений на растягивание мышц наблюдается четыре фазы:

1 – нарастание амплитуды движения;

2 – стабилизация;

3 – снижение почти до исходного уровня;

4 – повторное увеличение амплитуды движений. С возрастом и под влиянием систематических упражнений длительность каждой фазы изменяется. При специальной тренировке оптимальным является такое количество пассивных движений, при которых во второй фазе достигается максимальная амплитуда. В 7 – 8-летнем возрасте для этого требуется в среднем в сгибании – 11 повторений, в разгибании – 15 повторений движения. В возрасте 9 – 10 лет – 13 – 18 движений, в возрасте 12 – 13 лет – 16 – 20 движений, в 14 – 15 летнем возрасте – 18 – 15 и в 16 – 17-летнем – 19 – 28 движений) [1, 9, 6, 5, 14]. Развитие гибкости у юных спортсменов и у квалифицированных будет существенно отличаться. Квалифицированные спортсмены преимущественно развивают подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в в соревновательном упражнении (наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, в тазобедренных и плечевых суставах) [3, 5]. Эффект упражнений в растягивании в любом виде спорта зависит от соблюдения следующих методических положений:

1.                 Использование разминки и разогревания (надеть тренировочный костюм, предусмотреть разминочный бег до появления испарины, выполнять упражнения с непредельной амплитудой движения, использовать массаж (самомассаж)), в процессе активного отдыха применять упражнения на расслабление.

2.                 Упражнения на растягивание дают наибольший эффект если их выполнять ежедневно или два раза в день (Н.Г. Озолин, 1949, а; Л. Е. Лебедянская, 1952), если стоит задача поддержания достигнутого уровня гибкости, можно ограничиться более редкими занятиями (Л.Е. Лебедянская, 1959).

3. Использование серийности и постепенности усиления растягивающих импульсов в процессе упражнений. Предусмотреть следующую последовательность выполнения упражнений: для верхних конечностей, туловища, нижних конечностей.

4. Рациональное расположение и комплексирование упражнений в растягивании в структуре занятий следующее:

– увеличение амплитуды в активных движениях планируют в первой половине основной части занятия;

– пассивные упражнения на растягивания эффективны при выполнении их на фоне утомления, то есть во второй половине основной части урока.

5. При выполнении упражнений на гибкость применяют конкретные указания, например, достать до определенной точки тела или предмета при выполнении наклона или при выполнении маховых движений предусмотреть наличие ориентира, стимулирующего на более высокую степень приложения усилий в достижении заданной амплитуды движений.

6. Использование психологической настройки.

7. На начальном этапе развития гибкости упражнения выполняют из различных исходных положений. Это позволяет воздействовать на мышцу по всей ее длине. При выполнении, например, наклонов с согнутыми ногами, затем слегка согнутыми и с выпрямленными – происходит акцентированное воздействие на верхнюю (проксимальную), среднюю и нижнюю (дистальную) части мышцы.

8. Повторения растягивающих упражнений проводят сериями, с небольшими интервалами отдыха. Амплитуда постепенно возрастает как в одной серии, так и во всех последующих. Типичное число повторений в одной серии – (5) 8 – 12 раз, число серий колеблется от 4 до 8. В зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности занимающихся, количество повторений упражнений в серии дифференцируется. Если на следующий день после занятий на гибкость появились болевые ощущения, то это признак слишком большой нагрузки. Возобновлять занятия можно после исчезновения мышечных болей.

9. Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Установлено, что комплексное использование силовых упражнений и упражнений на гибкость и расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10 %) возрастает эффект тренировки [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].

1. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 465 с.

2. Артемьев, В.П. Теория и методика воспитания физической гибкости у студентов специальных медицинских групп / В.П. Артемьев, В.Ф. Юрчик – Брест: издательство БГТУ, 2007. – 34 с.

3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

4. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский. – Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский . 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009 – 200 с.

6. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие: в 2 т. / Т. Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература. – Т. 1: Общие основы. – 423 с.

7. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – Москва, 2004. – 464 с.

8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник, для студ. институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

9. Степин, К. Н. Гибкость. Основы развития / К. Н. Степин. – Днепропетровск: АРТ- Пресс, 2003. – 176 с.

10. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва: Академия, 2007. – 480 с.

11. Власенко, С. Н. Гибкость – важный фактор здоровья / С.Н. Власенко. – Минск, 1992. – 99 с.

12. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие: в 2 т. / Т. Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература. – Т. 1: Общие основы. – 423 с.

13. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с.

14. Круглик, И.И. Гибкость – как физическое качество / И.И. Круглик, А.В. Шевчук, Л.И. Широканова // Научные стремления – 2010: материалы I Республиканской научно-практической конференции с международным участием Минск, 1 – 3 нояб. 2010 года / НАН РБ; редкол.: Т.Д. Царева [и др.]. – Минск, 2010. – С. 183-184.

15. Круглик, И.И. Факторы, влияющие на проявления гибкости / И.И. Круглик, Л.И. Широканова, Л.В. Пальвинская // Молодежь и наука: модернизация и инновационное развитие страны: материалы международной научно-практической конференции г. Пенза, 15–16 сентября 2011 г. / Пензенский государственный университет; редкол.: Столярова Е.А. (гл. ред.) [и др.]. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. 2 ч. – С. 62-65.

16. Круглик, И.И. Особенности физической подготовленности и функционального состояния кардиореспираторной системы детей среднего школьного возраста с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости / И.И. Круглик, Л.В. Пальвинская // материалы Международной научно-практической студенческой конференции «Современные знания ­ в жизнь» 28 апреля 2011года. – С. 324-328.