Золотая сотня 1960-х. № 20-16
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
# 20. Roy Orbison - Crying (1961)
Свое детсво и юность Рой Орбисон провел в Техасе и, как любой техасский парень, связывал свою музыкальную карьеру исключительно с кантри. Под его фотографией в школьном выпускном альбоме так и было написано: "В будущем мечтаю стать лидером кантри-группы и жениться на самой прекрасной девушке". Однако со временем Орбисон перешел от кантри к рокабили, а к началу 1960-х, окончательно обрел свою нишу - романтичные рок-баллады. Обладая неповторимым тембром голоса, Рой поднял жанр рок-баллад на новый уровень. Если кумиры конца 1950-х братья Эверли старались петь как можно чище (эффект "хрустального голоса"), то Орбисон перешел к двойным реверберациям и другим вокальным техникам.
Боб Дилан говорил о его вокале: "Орбисон… превосходит все жанры. Когда Рой поёт, не знаешь - мариачи это или опера. С ним не расслабишься… он поёт, а голос его ходит по трём или четырём октавам; и так, что хочется разогнаться на машине и слететь со скалы. Он поёт, как профессиональный преступник… Его голос может расшевелить труп; он поёт, а ты вдруг замечаешь, что бормочешь себе под нос что-нибудь вроде: «Ничего себе"! Вокал Орбисона органично сочетался с лирической темой его песен. Одиночество, неразделенная любовь, старасть - вечные темы, которые Орбисон смог передать со своим особым шармом. Песню "Crying", по его воспоминаниям, он написал после того, как расстался со своей девушкой, а затем случайно увидел ее на другой стороне улицы, но то ли постеснялся подойти, то ли гордость не позволила. А затем он понял, что допустил ошибку, поехал к себе домой и сочинил "Crying". Вот так и рождаются шедевры.
# 19. Del Shannon - Runaway (1961)
Американский певец и музыкант Дел Шеннон (настоящее имя - Чарльз Уидон Вестовер) был самоучкой и творчеством занимался в свободное от работы время. Пройдя армейскую службу в Германии, он вернулся в родной Мичиган, где устроился на мебельную фабрику в качестве водителя грузовика и торговца коврами. По вечерам он играл с местными группами, а вскоре создал собственную команду "Big Little Show Band". Однако за пределами штата группа была никому не известна. Ситуация поменялась в 1959 году, когда в группу пришёл клавишник Макс Крук, который принес с собой собственную модификацию раннего клавишного синтезатора под названием музитрон. Новый инструмент значительно обогатил звучание группы. Однажды на репетиции Макс наиграл гармонию из аккордов Am (ля-минор) и G (соль-мажор), которая легла в основу песни "Runaway" ("Беглянка").
Шеннон быстро написал ироничный текст о юной сбежавшей девушке и хит был готов. Активное использование синтезатора, первый рок-н-ролл в миноре, первый белый вокалист, поющий фальцетом - для своего времени песня стала мощнейшим прорывом. Сингл "Runaway" вышел в феврале 1961 года, к апрелю возглавил американский топ, а спустя два месяца и британский. Впоследствии Дел Шеннон писал новые песни, но успех и популярность "Runaway" была недостижимой. Публика постепенно стала забывать и песню и исполнителя, но после выхода в 1986 году фильма "Криминальная история", где "Runaway" была главной музыкальной темой, интерес к творчеству Шеннона возобновился. Сам музыкант к тому времени уже давно находился в депрессии, вызванной алкоголизмом, а в 1990 году застрелился из охотничьего ружья. Впоследствии он посмертно был введен в Зал славы рок-н-ролла.
# 18. The Rolling Stones - Sympathy For The Devil (1969)
По теме "Влияние мировой литературы на песню "Sympathy For The Devil" вокально-инструментального ансамбля Rolling Stones" можно написать если не диссертацию, то, как минимум, диплом. В своих интервью Дажггер утверждал, что черпал свое вдохновение, в частности, у Бодлера и что якобы смог передать в этой песне то, чего не смог передать в своих произведениях Бодлер. Основная же тематическая линия этой песни перекликается с романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". В частности, есть прямая отсылка к сюжету об Иисусе Христе и Понтии Пилате: "And I was ’round when Jesus Christ / Had his moment of doubt and pain / Made damn sure that Pilate / Washed his hands and sealed his fate" (В вольном переводе: "Я уже был, когда Иисус Христос / Испытывал сомнения и страдал от боли / Я постарался, чтобы Пилат / Умыл руки и тем решил свою судьбу"). В тексте песни встречается и множество других сюжетов из мировой истории, в том числе российской: убийство царской семьи, революция 1917 года, убийство Дж. Кеннеди, Столетняя война и др.
Главная изюминка лирической части заключается в том, что повествование ведется от первого лица, то есть, самого дьявола. В самом начале песни Джаггер обескураживает слушателя следующими словами: "Please allow me to introduce myself / I’m a man of wealth and taste / I’ve been around for a long, long year / Stole many a man’s soul to waste" (Перевод: "Пожалуйста, позвольте представиться: / Я богатый человек с хорошим вкусом / Я известен уже много-много лет, / В течение которых похитил и погубил много душ"). Столь провокационный текст сопровождался пародистым саундом, в центре которого была гитара Кита Ричардса, игравшая в нарочито рваном ритме.
Сам Кит вспоминал, что первоначально планировал сделать акустический акомпанемент в духе баллады, но в итоге это вылилось в "безумную гитарную самбу". Песня имела ошеломляющий эффект на современников. Роллингов обвиняли религиозные фанатики и литературные критики, их в открытую называли сатанистами и призывали покаяться. После трагедии на фестивале в Алтамонте группа на время отказалась исполнять эту вещь, но история расставила все по своим местам, доказав, что это гениальная рок-песня вне времени. Сам Мик говорил по этому поводу следующее: "Я знал, что это хорошая песня. Бывает такое ощущение. У нее есть поэтичное начало, исторические отсылки, философские замечания и так далее. В стихах такое писать очень хорошо, но превратить подобное в поп-песню – это нечто особенное. Особенно в Англии, где тебя насадят на вертел алтаря поп-культуры, если ты станешь претенциозным".
# 17. The Doors - Light My Fire (1967)
История создания этой песни началась с того, что однажды на репетиции Джим Моррисон, который до этого был автором всего материала группы, предложил коллегам разойтись по домам и написать по одной вещи. Гитарист Робби Кригер решил, что его текст будет о четырех стихиях: воздухе, земле, воде и огне. В итоге он выдавил из себя строчку, ставшую главным рефреном будущего хита - "Come on, baby, light my fire" (Давай, детка, зажги во мне огонь). Моррисон также приложил свою руку к тексту, предложив во втором куплете рифму: "No time to wallow in the mire / And our love become a funeral pyre" ("Нет времени находиться в трясине / И наша любовь станет погребальным костром"). Примечательно, что продюсер группы Пол Ротшильд посчитал, что эта рифма стало самой неудачной во всей песне.
Главным музыкальным изыском композиции явилось бешенное соло Рэя Манзарека на электрооргане, которое идет во вступлении, а затем повторяется в проигрыше. Робби Кригер добавил в проигрыше не менее впечатляющее соло на гитаре. В результате песня растянулась более, чем на семь минут. Ротшильд понимал, что такая длинная композиция не будет иметь коммерческого успеха. Тогда был записан сокращенный вариант для сингла, что пошло на пользу дела. Во-первых, более короткий трек охотнее крутили по радио. Во-вторых, фанаты группы, желающие послушать полную версию, активно покупали альбом. В 1967 году группу пригласили на "Шоу Эдди Салливана" и перед выступлением продюсер попросил заменить строчку "We couldn’t get much higher" ("Мы не можем заторчать сильнее"). Дабы не было намека на пропаганду наркотиков. Джим пообещал поменять текст, но во время ТВ-записи спел оригинальную версию. Салливан был взбешен и пообещал никогда больше не приглашать группу к себе на передачу. На что Джим выдал фразу: "Мы только что уделали Салливана!". В 1991 году вышел фильм Оливера Стоуна "The Doors", в котором есть момент, как Кригер показывает участникам группы листок с черновиком текста "Light My Fire". Это было сделано по инициативе самого Кригера, так как он хотел, чтобы публика узнала, кто на самом деле является автором песни. Остается добавить, что она занимает 35-е место в списке 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone.
# 16. Procol Harum - A Whiter Shade of Pale (1967)
"Procol Harum" причисляют к патриархам симфо-рока, а их дебютный сингл "A Whiter Shade of Pale" ("Белее бледного") критики называют первым удачным примером использования классической музыки в роке. Стилистические прототипы композиции находят в произведениях Иоганна Себастьяна Баха, в частности, в знаменитой сюите №3 ре-мажор. Однако автор музыки к этой песне и по совместительству фронтмен Procol Harum Гэри Брукер отрицал это. Он говорил: "A Whiter Shade of Pale не была музыкой Баха, она была навеяна мотивами Баха. И, естественно, с органом. Мне всегда казалось, что музыка Баха всегда очень хорошо совпадала с музыкой для рока, очень много мелодий, который навеяны им, в рок-музыке. Но однозначно это не взято из Баха".
Так или иначе, музыкантам Procol Harum удалось сотворить нечто феноменальное для своего времени. Ударные отошли на второй план, зато были задействованы целых два клавишника - пианист Брукер и органист Фишер. Необычный саунд песни дополнялся не менее загадочным текстом, который написал поэт и друг Брукера Кит Рид. Автор вспоминал о создании этого текста следующее: "У меня была фраза "a whiter shade of pale", услышанная на вечеринке, с которой все началось, и я знал, что она станет песней. Это как пазл, когда у тебя есть один кусочек, а затем ты складываешь все остальные, подбирая их один к одному. Я пытался создать настроение, а также рассказать откровенную историю о девушке, бросающей парня. Улетающим потолком и все сильнее гудящей комнатой я хотел передать некую сцену. Я не старался быть таинственным с этими образами, я не пытался взывать к воспоминаниям. Полагаю, то, что я описываю, кажется декадентским. Но я был слишком молод, чтобы иметь какой-то опыт в декадентстве. Когда я задумывал ее, возможно, я курил, но не тогда, когда я ее писал. Она была создана под влиянием книг, а не наркотиков".
Через три недели после выпуска песня была на вершине британского чарта и продержалась там шесть недель. Затем она покорила американскую публику, добравшись до пятой строчки Billboard Hot 100. Впоследствии на нее было создано бесчетное количество каверов, самый известный из которых в исполнении Энни Леннокс. В 2009 году BBC опубликовал рейтинг композиций, чаще всего звучащих в общественных местах. Первое место заняла «A Whiter Shade of Pale», немного опередив "Богемскую рапсодию" Queen.
Bonus.
В традиционном бонусе вспоминаем замечательную американскую арт-психодел-рок команду H.P. Lovecraft, названную по имени американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта, работавшего в жанре ужасов, мистики и фэнтэзи. В 1967 году группа выпустила дебютный одноименный альбом, который имел большой успех среди американского андеграунда. Кто не слышал эту пластинку, рекомендую. Очень интересная и оригинальная работа. А в качестве затравки ставлю один из треков под названием Time Machine.
Спасибо за внимание!
В следующей серии № 15-11.
Всем рокового настроения!