19 мин.

Он изменил НФЛ и сделал великим «Сан-Франциско 49ерс». История легендарного Билла Уолша

Отец «нападения западного побережья»

Чаще всего, если мы видим в ленте лонгрид о какой-нибудь легендарной спортивной персоне, то скорее всего он о легендарном игроке. Намного реже можно встретить тексты с биографиями великих тренеров. Тренеров, которые своим умом, своим подходом и видением меняют игру. Вот сейчас мы это исправим.

В этом тексте мы расскажем историю Билла Уолша – великого тренера по американскому футболу, гения нападения и патриарха «нападения западного побережья».

Билл Уолш родился 30 ноября 1931 года в городке Фремонт, Калифорния. Американский футбол появился в жизни мальчишки с ранних лет. Позже, начав учиться в старшей школе Хэйворда, он попал в школьную футбольную команду. Изначально он играл на позиции раннинбека. Позже он поступил в университет Сан-Матео и там уже начал играть на позиции квотербека. Кстати, в Сан-Матео он играл вместе с другим легендарным тренером НФЛ – Джоном Мэдденом.

После пары лет в Сан-Матео, Билл перевелся в Сан-Хосе Стейт, там он пылил на позиции тайт-энда и дифенсив энда. Помимо игры в футбол, Уолш неплохо боксировал. Даже брал «золотую перчатку» в межвузовских соревнованиях. В общем, можно сделать вывод, что парень был в отличной физической форме и одержим спортом. Он закончил университет в 1955 году, получив диплом бакалавра по специальности физическая культура.

После университета Уолш два года отслужил в армии, там он был членом сборной по боксу. После армии вернулся в родной Фремонт и сразу стал главным тренером команды старшей школы Вашингтон. Там он сразу показал на что способен, приведя команду к чемпионскому титулу.

В школе Билл задержался недолго и уже в 1960 году пошел на повышение: его пригласили тренировать принимающих в «Калифорнии Голден Бэарз». Туда Уолша пригласил другой молодой тренер – Марк Леви. Леви известен тем, что тренировал монструозных «Баффало Биллс» 1990-х, которые четыре раза подряд выходили в Супербоул, но так и не выиграли ни разу.

Марк Леви

Леви отзывался о Билле так: «Я был впечатлен его знаниями, интеллектом и личностными качествами, поэтому и взял его в свой штаб». В будущем Уолш и Леви станут членами Зала славы НФЛ, но в начале 1960-х они молодые и еще не таких уж опытные специалисты. Совместно они тренировали «золотых медведей» два года, затем Уолш решил уйти в университет Стэнфорда. Там он единственный раз в своей тренерской карьере занимался защитой – тренировал дифенсив бэков.

В 1966 году Билл получил предложение из профессиональной лиги. Его пригласили в «Окленд Рэйдерс», которые выступали в АФЛ (АФЛ и НФЛ объединятся только в 1970 году). Биллу доверили работать с раннинбеками.

Именно в «Рэйдерс» Уолш впервые столкнулся с вертикальным нападением, которое любил играть главный тренер и будущий владелец команды Эл Дэвис. Дэвис являлся учеником Сид Гиллмана – тренера, который и придумал такой агрессивный стиль нападения, в котором пас превалирует над выносом (что в то время было редкостью). В чем заключалось мысль нападения Гиллмана-Дэвиса? Все просто: играть как можно чаще дальние маршруты, чтобы квотербек кидал «бомбы» и таким образом набирали как можно больше ярдов. Вертикальное нападение подразумевает, что у вас в команде есть квотербек, который легко может кинуть мяч 15+ ярдов. В общем, кошмар для секондари соперника. Данный вид нападения дерзкий, эффектный, но и очень рисковый.

Эл Дэвис

В «Окленде» Уолш проработал всего сезон, затем он принял предложение стать главным тренером команды «Сан-Хосе Апачес» из Континентальной футбольной лиги. За один сезон в команде, Уолш привел ее ко второму месту в тихоокеанском дивизионе с результатом в 8 побед и 4 поражения. Но, после этого сезона, «апачи» прекратили свое существование, та же участь постигла и лигу.

Уолш не долго оставался без работы. В 1968 году его позвали ассистентом главного тренера в молодую команду «Цинциннати Бенгалз». Уолша в своем штабе хотел видеть Пол Браун. Браун – один из основателей и владельцев «Кливленд Браунс», затем он создал «Бенгалз» и долгое время возглавлял команду. Вместе с «Кливлендом» он трижды брал чемпионский титул. В общем, личность масштабная и Уолш просто не мог отказаться от предложения поработать вместе с Брауном. Забегая немного вперед, скажем, что в итоге, личные отношения между Уолшем и Брауном не сложились, но в профессиональном плане все было наоборот.

Пол Браун

Изначально, Билл начал работать с принимающими «Бенгалз». А затем он начал творить «нападение западного побережья»…

Через тернии к звездам

У «Бенгалз» случилась дилемма: стартовым квотербеком команды был Вирджил Картер – добротный распасовщик, обладающий мобильностью, точностью передач, но не обладающий сильной рукой. Дальние передачи для него были проблемой, поэтому «Цинциннати» не могли играть то же вертикальное нападение, которым играл Эл Дэвис в «Окленде». Поэтому нужно было придумать что-то такое, что завуалирует проблему Картера.

И Уолш начал разрабатывать свое нападение. Он пришел к выводу, что если квотербек не может далеко пасовать, то и вертикальные маршруты ему не нужны. Поэтому нападение нужно заполонить короткими и средними горизонтальными маршрутами. Учитывая, что Картер бросал с отличной точностью, это нападение начало приносить плоды. В 1971 году Уолш начал работать непосредственно с квотербеками команды. Он начал приучать их к новому виду нападения и уже в 1971 году Вирджил Картер стал лидером лиги по проценту точных передач.

Картер не был супер-квотербеком и поэтому скоро его заменил более качественный игрок на этой позиции по имени Кен Андерсон. Вместе с принимающим Айзеком Кертисом они образовали мощный атакующий дуэт, который помотал нервы соперникам. Все это произошло во многом благодаря Биллу Уолшу. Кен от начала и до конца являлся воспитанником Уолша. Именно Билл сделал из него одного из самых сильных квотербеков того времени.

Кен Андерсон


Но при всей, вроде бы, успешности работы Уолша в «Бенгалз», хорошим это время назвать нельзя. Между Брауном и Уолшем были очень холодные отношения. Билл чувствовал, что Пол не дает ему развиваться. Как он говорил в последствии, у него постоянно были варианты стать главным тренером команды НФЛ, но он о них даже ничего не подозревал. Браун всегда говорил, что Биллу рано рваться в главные тренеры, а о предметном интересе со стороны других команд к персоне Билла умалчивал.

Окончательно отношения испортились в 1976 году, когда уходящий на пенсию Браун объявил своим приемником на посту главного тренера «Бенгалз» не Уолша, а тренера линии нападения Билла Джонсона. Уолшу такой поворот событий абсолютно не понравился и он ушел из «Бенгалз». Позже Билл рассказывал, что после того, как он ушел из команды, Браун прозвонил всем командам НФЛ, которые могли быть заинтересованы в кандидатуре Уолша и советовал им не работать с ним и не предлагать ему пост главного тренера. Мы с точностью не можем сказать, был ли Браун настолько нехорошим человеком, но факт остается фактом – Браун и Уолш друзьями не стали.

После восьми сезонов в «Цинциннати», Билл подумывал завязать с футболом и пойти учиться в юридическую школу. Но любовь к футболу и амбиции взяли свое и Уолш поехал на родное западное побережье, согласившись на должность ассистента главного тренера в «Сан-Диего Чарджерс». Тогда команду возглавлял Томми Протро. Всего сезон в «Чарджерс» для Уолша запомнился тем, что он успел поработать с легендарным квотербеком Дэном Фоутсом. Поговаривают, что Уолш, уехав из Цинциннати, прихватил с собой кассеты с игрой Кена Андерсона. И именно их он включал Фоутсу, когда хотел показать, как должно работать авторское нападение Уолша.

Билл Уолш и Дэн Фоутс (№14)

В 1977 году Билл покинул НФЛ. Он стал главным тренером команды университета Стэнфорда. Во главе «Стэнфорд Кардинал» он провел два очень хороших сезона: в 1977 году его команда закончила сезон с результатом 9-3 и выиграла «Сан Боул»; в следующем году они одержали 8 побед при четырех поражениях и одержали победу в «Блюбоннет Боул».

Билет на тренерский Олимп


9 января 1979 года Уолш решил расторгнуть контракт со Стэнфордом. На следующий день он был объявлен главным тренером «Сан-Франциско 49ерс». Уолш впервые в карьере возглавил команду НФЛ. Он уже придумал новый способ нападения, но почему-то долго не мог получить главного назначения в жизни. Возможно, реально, долгое время ему мешал Пол Браун, кто его знает.

Но вернемся к «Сан-Франциско». Уолш принял одну из худших команд лиги. Прошлый сезон команда закончила с двумя победами и 14-ю поражениями. Уолшу предстояла тяжелая работа. Первый год во главе «49-х» получился ужасным: те же две победы и те же 14 поражений. Но после туч всегда выглядывает солнце. Что я имею в виду? После уныния у команды появился Джо Монтана и все заиграло совсем другими красками.

Уолш и Монтана

В сезоне-1980 стартовым квотербеком команды был Стив ДеБерг, команда даже стартовала с трех побед. Но Уолш ждал Монтану, как виноделы ждут созревания винограда. На шестой неделе «49ерс» разгромно проиграли «Даллас Ковбойз» и после этой осечки Уолш посадил ДеБерга на банку и сделал стартовым квотербеком новичка Монтану. Первый сезон Монтаны не был каким-то выдающимся, «Сан-Франциско» закончили его с результатом 6-10. Совсем ничего не говорило о том, что в следующем сезоне «Сан-Франциско» выиграют Супербоул.

Но перед рассказом о походе за чемпионскими перстнями, давайте простыми словами расскажем, в чем уникальность «нападения западного побережья».

Начнем с термина. Почему «нападение Западного побережья», если Уолш придумал его находясь в центре США, в Огайо? Как отшучивался сам Уолш, названия «нападение реки Огайо» или «нападение Цинциннати» не такие сексуальные. Но все же, он всегда был против устоявшегося названия. Вообще, название НЗП придумал бывший квотербек Берни Козар. У него была простая логика. Упор на пас в нападении придумал Сид Гиллман, его же проповедовал Эл Дэвис, Билл Уолш это же нападение адаптировал. Что объединяет всех троих? Все они работали или как Уолш, родились на западном побережье. Поэтому Козар, не особо заморачиваясь, объединил всех причастных географией.

Но вернемся к изобретению Уолша. Напомним, ему нужно было адаптировать игру своего квотербека к пасовому нападению, которое бы работало при ограниченных возможностях квотербека кинуть далеко мяч. Поэтому в плейбуке появилось множество горизонтальных схем, которые легко кинуть на небольшое количество ярдов. Почти все розыгрыши НЗП игрались в пределах 15 ярдов от линии скриммеджа.

Что такое горизонтальные маршруты? Грубо говоря, это маршруты, которые бегутся поперек поля. Если вам что-то говорит, то это маршруты типа слэнт, ин, аут, тот же кёрл и тд. Все они сделаны для того, чтобы принимающий мог как можно быстрее открыться, а квотербек избавиться от мяча.

Древо маршрутов принимающих. Именно по таким траекториям они бегают каждый розыгрыш

Когда у Уолша появился Джо Монтана, его нападение заработало в полную мощь. У Монтаны не было проблем ни с силой броска, ни с точностью. Тогда Билл ускорил это нападение. Ввел тайминг. Все отрабатывалось до такого автоматизма, что часто Джо мог кинуть мяч, даже не смотря на принимающего, потому что знал, что его принимающий в это время будет в определенной точке, в которую он направил мяч. Плюс, Уолш взвинчивал темп атаки команды с помощью трех шагов квотербека. В те времена квотербеки получая мяч из под центра, отбегали от линии скриммеджа на семь шагов, Уолш решил, что Джо надо отбегать на три шага и кидать мяч. В чем преимущество? Квотербек намного быстрее избавляется от мяча, снижается угроза получить сэк. При семи шагах квотербек останавливался, выбирал цель, а там уже и защита соперника прорвала конверт и привет травушка. При трех шагах, Джо успевал выбрать цель и кинуть мяч, в то время как дифенсив энды только-только начинают прощупывать грудь линейным нападения. При этом, нападение Уолша не игнорировало розыгрыши с пятью и семью шагами.

Примеры схем НЗП


Кроме того, в философии Уолша был приоритет: сначала пас, потом вынос. Со старта «49ерс» бомбили соперников короткими маршрутами, а потом, под конец игры, когда можно удерживать комфортное преимущество в счете, в ход шел вынос. Защита соперников к тому времени уже была измотана, плюс благодаря выносу можно жечь время игры.

Еще одним изобретением Уолша стало то, что у принимающих во время розыгрыша есть три варианта маршрута, в зависимости от прикрытия защиты. В «Сан-Франциско» это работало идеально. В основном три варианта маршрутов – это керл (хитч), слэнт и флай (гоу, ап, стрик, девятка). Но для такого нужно очень хорошее взаимопонимание квотербека и принимающего, потому что бывают случаи, когда квотербек может кинуть мяч, к примеру, на девятку, а принимающий решил зарулить на керл. Но у Монтаны, у которого был Джерри Райс в помощниках, таких проблем не возникало.

Кроме того, еще одним изобретением Уолша стало составление гейм-плана для первых 25 розыгрышей. То есть, каждый раз, когда «49ерс» начинали игру, первые 25 розыгрышей игрались строго по плану, чтобы не происходило на поле. Уолш – поклонник скрипта.

Надеюсь, я смог объяснить главные принципы «нападения западного побережья».


Уолш – тренер-победитель

За два года в «Сан-Франциско», Уолш плотно занялся перестройкой команды. На драфте 1979 года в третьем раунде под общим 82 пиком был выбран квотербек из «Нотр-Дама» по имени Джо Монтана. Под 249 выбором «49ерс» получили ресивера Дуайта Кларка. На драфте-1981 года команда заполучила легендарного корнербека Ронни Лотта, за него отдали 8 пик. На том же драфте Уолш укрепил защиту, помимо Лотта взяв корнербека Эрика Уайта (40 пик) и сейфти Карлтона Уильямсона (65 пик).

Помимо этих молодых защитников, Билл усилил защиту, подписав лайнбекера Джека Рейнолдса и ди-лайнера Фреда Дина. Плюс в команде уже был сильный лайнбекер Киина Тернер. Уже сильное нападение и все эти перестановки в защите сделали из «49-х» мощную силу.

Уолш и Ронни Лотт

Сезон-1981 команда начала с результатом 1-2, но в итоге закончила с 13 победами и тремя поражениями. На шестой неделе, «Сан-Франциско» победило лидеров конференции «Даллас Ковбойз» со счетом 45:14. Кроме того, они дважды в сезоне обыграли «Лос-Анджелес Рэмс» – многолетних лидеров дивизиона. Как потом говорил Уолш, две победы над «Рэмс» ознаменовали смену власти в дивизионе, а победа над «Далласом» показала, что в конференции появился новый шериф.

Выйдя в плей-офф, «49ерс» сначала расправились с «Нью-Йорк Джайентс» и вышли в финал конференции на «Ковбойз». Игра закончится счетом 28:27 и войдет в историю под названием The Catch. Тогда, за 58 секунд до конца матча, проигрывая, за 6 ярдов до зачетки «Далласа», Джо Монтана выдал один из лучших розыгрышей в истории игры. Он высоко кинул мяч на дальнюю сторону зачетки в направлении принимающего Дуайта Кларка. Многие в тот момент думали, что Монтана на самом деле избавлялся от мяча, перекидывая его через всех, но тут, Кларк, словно игрок НБА, исполнил высоченный прыжок и выловил мяч. Тачдаун, счет 28:27, попадание в Супербоул и в дополнение – в историю игры.

The Catch

Дуайт Кларк вспоминал свою ловлю так: «Мне казалось, мяч летел слишком высоко. Я, вообще-то, не очень умею прыгать. Но для того, чтобы попасть в Супербоул, надо было прыгнуть как надо!»

Монтана вспоминал, что Билл Уолш назначил ему розыгрыш Red Right Tight—Sprint Right Option и сказал, чтобы он искал на этом розыгрыше именно Кларка, так как цель номер один при данной схеме, Фредди Соломон, будет закрыт. «Если будешь не уверен, просто выбрасывай мяч в аут», – сказал Уолш. Мы до сих пор не знаем, выбрасывал ли мяч Монтана или все же он пасовал. Сам Джо говорит, что это был пас, а игроки «Далласа», тогда находившиеся на поле, как один заявляют, что было видно, что Монтана избавлялся от мяча.

Но все прошло идеально. И этот розыгрыш показывает гений Уолша. Он знал, что основная цель при этой комбинации будет закрыта, а значит, что другой в этот момент будет доступен для передачи.

«Сан-Франциско» вышли в Супербоул, где встретились с «Цинциннати Бенгалз». Нарочно не придумаешь, голливудский сценарий. Уолш против бывшей команды. Тут он показал Полу Брауну, на что способен парень, которому не нужно быть главным тренером.

Джо Монтана против Кена Андерсона. Два квотербека, которых воспитал Уолш. Это была шикарная заруба, в которой «Сан-Франциско» одержало победу со счетом 26:21. Монтана стал MVP Супербоула. А Билла Уолша признали тренером года.

Уолш еще дважды приводил «49-х» к победе в Супербоуле. В команде позже появился величайший принимающий всех времен — Джерри Райс, который сделал НЗП еще более зубодробительным. В 1988 году, после победы в Супербоуле XXIII (кстати, опять обыграли «Бенгалз»), Уолш объявил об уходе из команды. Говорят, он быстро пожалел о своем решении, но было уже поздно что-то менять.

В 1992 году он вернется к тренерской деятельности, на три сезона возглавив родной «Стэнфорд Кардинал», но там уже особых успехов не добьется. После завершения тренерской карьеры, Билл работал экспертом на ТВ. При этом, вокруг его имени постоянно ходили слухи, что та или иная команда НФЛ хочет пригласить его, но слухами это так и ограничилось, Билл больше не тренировал.

30 июля 2007 года, легендарный тренер умер от лейкемии в своем доме, в Вудсайде, Калифорния.

Тренерское древо Билла Уолша

Тренерское древо Уолша


Тренерское древо – это такое понятие, которое показывает, сколько один тренер «вырастил» специалистов. У Билла Уолша было много учеников, которые продолжили использовать и модернизировать философию нападения западного побережья Уолша.

Его помощник Джордж Сайферт возглавил «49ерс» сразу после Уолша и привел команду еще к двум победам в Супербоуле. Еще один помощник, Майк Холмгрен позже возглавил «Грин-Бэй Пэкерс» и привел их к победе в Супербоуле XXXI. От Холмгрена и Сайферта идут ответвления со своими воспитанниками, например, из под крыла Холмгрена вышли Джон Груден и Энди Рид.

Подводя итог, хочется отметить, что Билл Уолш и его философия воспитала огромную плеяду крутых специалистов. Помимо тренеров, на философии Уолша выросло множество крутейших квотербеков: Том Брэди, Пейтон Мэннинг, Бретт Фарв, Дэн Марино, Стив Янг, Джо Монтана, Джим Келли. Из современных игроков отметим Мэттью Стэффорда и Патрика Махоумса.

Билл Уолш вошел в историю футбола. И хоть его уже нет с нами, но его дело продолжает жить. Вот это и есть величие!

***

Подписывайтесь на телеграм канал «Ламповый спорт»  — там мы ежедневно рассказываем что-то интересное из истории спорта!