Говорит и показывает Америка. Часть II
Говорит и показывает Америка. Часть I
Как я и обещал, во второй части повествования о телевизионных правах на показ американской футбольной лиги я расскажу о программах, которые стали культовыми.
21 сентября 1970 года компания ABC расширила рамки обычной трансляции спортивного события и приблизила его к спортивному шоу. Ведущие, которые могут пошутить, а не только разбирать тактику и игровые схемы, звездные гости в перерыве, такие как Арнольд Шварцнеггер, Билл Клинтон, Джон Леннон. Не удивительно, что программа была самой популярной на телевидении в течении 36 лет.
Она и сейчас живет и здравствует. Барак Обама ее рекламирует и дает интервью в эфире.
Аналогичные программы есть и на других каналах, на CBS Sports выпускаемая с 1975 года The NFL Today, кстати, Дэн Марино известный нам по Эйсу Вентуре является соведущим. Шнуровкой наружу! :-)
С не меньши размахом себя представляет NBC Sunday Night Football:
Джон Мэддэн - гуру американского футбола, победитель одиннадцатого супербоула и экс-тренер Оклендских Райдеров, а так же человек подаривший свою фамилию компьютерной игре является комментатором в этой программе. Справедливости ради стоит сказать, что комментатором он был почти на всех общедоступных каналах.
Телевидение по сути открыло для футбола дорогу в массы, следствием чего стал рост интереса к игре, обернувшийся его популярностью на ТВ. Впрочем, первое время для того, чтобы сделать модель сотрудничества эффективной, приходилось идти на непопулярные меры. Так, с середины 50-х вплоть до недавнего времени существовал ультиматум, согласно которому канал мог отменить прямую трансляцию матча, если за 72 часа до его начала не были проданы все билеты. Это правило распространялось на город, где должен проводиться матч и его окрестности. При этом местное телевидение также не имело право на прямую передачу. В большинстве случаев проблема отпадала сама собой, ведь даже на играх регулярного чемпионата отсутствие солд-аута – редкое явление. Между тем, последний громкий скандал случился совсем недавно, накануне последнего Про-Боула (матча всех звёзд), когда боссы NBC были серьёзно настроены оставить Гавайи (место проведения шоу) без картинки. Их удалось переубедить лишь благодаря вмешательству руководства NFL. К слову, были и другие ситуации: так, в 2005 году из-за урагана Катрина, разрушившего Новый Орлеан, местной команде пришлось проводить домашние матчи на других стадионах. Специально для «Святых» на тот сложный период ограничение было снято и все игры были показаны в полном объёме.
Интересной является ситуация с территориями, которые находятся в радиусе 75 миль от городов с командами НФЛ, но не имеют своей команды. Эта ситуация типична, например, для жителей небольших городов, прилегающих к Питтсбургу и Кливленду. Считается, что таких районах есть болельщики обоих команд и для того, чтобы они могли смотреть матчи обоих коллективов, канал, ответственный за вещание, показывает матч той команды, которая играет на выезде. В свою очередь, матч «домашней» команды тоже почти наверняка можно будет увидеть на ТВ, поскольку она обычно играет с представителем другой конференции, то есть его показывает другая компания. Если же соперник из своей конференции, то приоритет в трансляции определяется по индивидуальному принципу – если в отдельно взятом городе преобладают болельщики «Стилерз», то им покажут именно любимую команду.
К концу 1970-х годов такое сочетание жестоких мер и выборочного подхода сделало из американского футбола по-настоящему прибыльный продукт. К слову, именно для того, чтобы увеличить доходы от продажи билетов и ТВ-трансляций, в 1978 году владельцы команд и ТВ-магнаты приняли коллективное решение увеличить продолжительность сезона с 14 до 16 матчей. Затем стабильное существование продлилось вплоть до конца 1980-х, пока к вещательному пулу не присоединились кабельные каналы ESPN и TNT (к слову, одно из подразделений известного медиамагната Теда Тёрнера). Новые компании сфокусировали своё внимание на Sunday Night Football – вынесенную на вечер центральную игру дня, которую TNT показывала в первой, а ESPN – во второй части сезона. Их появление в сфере футбола означало заключение самого крупного контракта с NFL на права вещания (900 млн. долл. в год) и возможность увеличить количество прямых трансляций.
Фактически, неограниченный выбор в вопросе «что посмотреть в воскресенье вечером» искушённому американскому зрителю появился благодаря NFL Sunday Ticket - платной услуге, предоставлявшей картинку с матча, который выберет сам зритель.
Продолжение следует.
На очереди рассказ о деньгах, миллионах денег, миллиардах денег и рекламе.
Говорит и показывает Америка. Часть III - деньги
Говорит и показывает Америка. Часть IV - реклама
Считаю обязательным пропиарить три части путеводителя по американскому футболу:
"Как перестать бояться и полюбить американский футбол."
Часть 3. Представление команд.
Часть информации о телевидении взята с хорошего, но несколько заброшенного сайта.
Смотрите американский футбол, смотрите европейский футбол, и подписывайтесь на мой блог.