13 мин.

С клюшкой вместо топора. Чем викинги покоряют Европу

Два из трёх наших разговоров о групповом этапе Лиге Чемпионов начинались с констатации: шведские клубы доминируют в Европе. Вчера состоялась жеребьёвка плей-офф.  Год назад в играх на вылет шведские клубы проигрывали только шведским клубам.

Шведская домимнанта является важнейшим на сегодняшний день открытием ЛЧ. Всеобъемлющее объяснение этого явления может стать темой неплохой диссертации. Мы ограничимся робкой попыткой наметить направления дальнейших поисков.

Социалистическая хоккейная лига

Когда-то давно Швеция была знаменита как страна «правильного» социализма. Сейчас былая слава угасла, однако SHL продолжает работать под лозунгами равенства и братства. По результатам опубликованного летом 2011 г. исследования ИИХФ шведский хоккейный чемпионат был признан самым плотным чемпионатом в мире – даже в сравнении с Национальной Хоккейной «лигой равных возможностей».

Если оставить за скобками один клуб, о котором речь пойдёт ниже, то и сейчас SHL остаётся всё той же плотной, жестокой лигой: клубы стремительно взлетают и так же стремительно падают. Действующий чемпион, Växjö Lakers, не далее как в сезоне 2011/2012 вышел в SHL из Allsvenskan. Чемпион-2012, Brynäs IF, в следующие три года ни разу не смог пройти дальше четвертьфинала. Один из лидеров минувшего сезона (второе место в регулярном чемпионате, полуфинал SHL, финал Лиги Чемпионов) Frölunda Indians, в сезоне 2010/2011 не попал в плей-офф.

Две ключевые причины плотности результатов были названы в ИИХФ-исследовании. Во-первых, это относительное равенство финансовых возможностей, обеспеченное успешным центральным маркетингом (в первую очередь – ТВ-контрактом). За счёт денег, поступающих от SHL, клубы могут покрыть 25...50% затрат на контракты игроков. Во-вторых, и в главных: массовая подготовка качественных хоккеистов обеспечивает лигу относительно сильными и не очень дорогими игроками, доступными всем участникам состязания.

На выходе: радикальное отличие регулярного чемпионата SHL от чемпионатов других лиг. Попадание в плей-офф действительно никому не гарантировано. Существует отнюдь не иллюзорная угроза вылета в Allsvenskan. Серьёзная борьба завязывается не только в марте-апреле, но и в сентябре-феврале. Что, безусловно, идёт на пользу всем действующим лицам: и игрокам, и тренерам.

Северная «Барселона»

Возможно, сейчас результат исследования был бы несколько другим, поскольку в SHL появился доминирующий клуб – Skellefteå AIK. На протяжении пяти последних лет эта команда неизменно играла в финале плей-офф, дважды (2013, 2014) выигрывала титулы, к которым присовокупила 3 млн. призовых шведских крон за первое место в регулярном чемпионате (2013, 2014, 2015). В приведённом ниже ролике на неплохом английском с видеоиллюстрациями дано краткое описание идеологии доминирования.

Слова тренера Берта Робертссона, кажутся взятыми из книги про великий испанский футбольный клуб. Ключевой момент – развитие игроков. Развитие не только игровых навыков, развитие личности (что является безусловно важным для детского и юношеского хоккея, поскольку большинство игроков никогда не станут профессионалами). Развитие навыков работы с шайбой. Создание привычки к победам (winning environment). В игре – ставка на контроль шайбы, ставка на высокий темп, который соперник не может выдержать. Главная цель – забивать много голов.

Это звучит красиво и, на мой скромный взгляд, это несколько отличается от того, что мы привыкли понимать под шведским хоккеем. Хоккейная идеология трижды коронованной страны, кажется, меняется. И меняется она благодаря новому поколению молодых тренеров.

Молодые академики

Главному тренеру SAIK, Хансу Волссону, выигравшему уже два титула,  48 лет. И он был самым старым среди тренеров команд, игравших в полуфиналах SHL в сезоне 14/15. Frölunda Indians ведёт в бой 44-летний Роджер Рёнберг, 36-летний Дан Тангнес вывел в полуфиналSHLLinköping HC, а 36-летний Сам Халлам сделал чемпионом Швеции Växjö Lakers. Выигравшему Лигу Чемпионов 14/15 Йоакиму Фаггерваллу, главному тренеру Lulea Hockey – 46.

Всех их объединяет тот факт, что они либо совсем не играли в профессиональный хоккей, либо играли в него на невысоком уровне. Где-нибудь в шведском Division 1 (это не пер-, а втордив Швеции). Все они – профессиональные тренеры. Люди, сделавшие себя имя не на льду, а на лавке. Начинали либо в молодёжных командах, либо в том же Division 1/2/3. Потом оказались в SHL.

Я не знаю, как именно в Швеции готовят тренеров, поэтому не знаю, как у них получается делать это настолько хорошо. Однако позволю себе сделать два замечания. Безусловным преимуществом тренеров «специальной постройки» является отсутствие эффекта импринтинга. Бывшие игроки, работавшие на высоком уровне, всегда будут стремится повторить что-то, что понравилось им в работе других тренеров, то есть оставаться "внутри коробки". Они неизбежно будут находится в плену собственного субъективного опыта. Каким бы обширным такой опыт ни был, он всегда будет ограничен в сравнении с тем, что можно получить в рамках специально подготовленных теоретических курсов.

Бывший игрок - практик, отчасти консерватор. Тренер специальной сборки - теоретик, который видит игру шире, имеет более широкий интеллектуальный базис и в большей степени склонен к новациям. Поскольку такие новации, помимо прочего, позволяют ему реализовать амбиции, внести вклад в игру, к которой он не имел раньше прямого отношения. И не случайно многие успешные тренеры современности никогда толком в хоккей не играли. Не могу не упомянуть Арно Дель Курто. Вслед за вами назову профессора Эркку Вестерлунда. Здесь же – Майк Бэбкок. И – да, Игорь Захаркин.

Четвёртый нападающий

Впрочем, Швеция сегодня славна не столько системой подготовки тренеров (к сожалению), сколько – фабриками по производству игроков. Игроков разноплановых, качественных и многочисленных. Одного из них зовут Тим Хеед, ему 24 года и он играет защитника в SAIK. В прошлом году Хеед стал самым результативным игроком регулярного чемпионата в составе своего клуба. В текущем сезоне он уже дважды забил в Лиге Чемпионов – мощными щелчками от синей линии. Однако этим его атакующий потенциал не исчерпывается.

Активные действия защитников в атаке – не новость. Шведов отличает от остальных европейцев то, что эти действия в SHL случаются чаще. Охарактеризовать это с помощью статистики можно, подсчитав защитников, попавших в число пяти самых результативных игроков каждого отдельно взятого клуба. Соответствующие данные сведены в табл. 1.

Таблица 1. Характеристика результативности действий защитников в атаке в пяти ведущих европейских лигах

3

З-5 – число защитников, попавших в пятёрку самых результативных игроков своего клуба; КЗ-5 – число клубов, в пятёрку самых результативных игроков которых входит как минимум один защитник; СЗ – среднее число защитников, попавших в пятёрку, в расчёте на один клуб; СК – среднее число клубов, в составе которых хотя бы один защитник входит в пятёрку самых результативных игроков; СМ – среднее место, которое защитник занимает в пятёрке самых результативных игроков своей команды

Шведы превосходят других европейцев по всем основным показателям. Естественно, наличие дополнительной опции в виде большого числа умелых атакующих защитников даёт клубам SHL большое преимущество в Лиге Чемпинов. Стоит отметить, что в числе 7 защитников, попавших в эту табличку от NLA – два шведа, Линус Сонделл и Юхан Франссон. Шведская машина достаточно сильна для того, чтобы отпускать лучших игроков не только в НХЛ и КХЛ, но и в Швейцарию – и при этом оставаться лучшей машиной Европы.

Любопытно упомянуть в этом контексте Frölunda Indians. Летом из клуба ушёл 23-летний Эрик Густафссон , подписавший контракт новичка с Chicago Blackhawks. Самый результативный защитник «индейцев» в сезоне 14/15, одновременно лучший защитник-ассистент, защитник-снайпер и защитник-бомбрадир ЛЧ 14/15. И этим же летом в команду вернулся 25-летний Хенрик Тёммернес, не сумевший пробиться в НХЛ. И вот уже Хенрик с 8 (3+5) очками в 4 играх занимает третье место в списке лучших бомбардиров Лиги Чемпионов, одновременно будучи единственным защитником в десятке и самым результативным игроком своего клуба.

При всём при том ни Хеед, ни Тёммернес ещё ни разу не играли за Швецию на крупных турнирах. Они даже не играли на юниорских и молодёжных ЧМ! Конкурс на место атакующего защитника так высок, что люди, которых бы с руками оторвали тренеры половины европейских сборных, остаются ближайшим резервом национальной команды Швеции.

Метод Гампа и приём д'Артаньяна

Как известно, лучший в мире игрок в настольный теннис стал лучшим благодаря совету безвестного темнокожего гуру: «Секрет этой игры в том, чтобы смотреть на шарик». Примерно такому же завету следуют шведские тренеры и игроки –  в центре игрового внимания всегда остаётся шайба. Если шайба у соперника – её надо отобрать. Отбирать шайбу лучше всего с помощью клюшки.

Последнее представляется важным, тем, что отличает игроков шведских клубов от большинства участников европейского хоккейного процесса (насколько, конечно, может судить ваш обозреватель). Шведы предпочитают работу клюшкой силовому отбору шайбы даже у борта, даже на пятачке и тем более на свободном льду. При этом следует понимать: шведы, конечно же, отлично готовы к силовой борьбе и не брезгуют мелким фолом. Но эти приёмы, кажущиеся первоочердными игрокам многих других лиг в деле отбора шайбы (будь то агрессиные действия в чужой зоне или защита площади своих ворот) в арсенале шведских хоккеистов идут вторым пунктом – это то, что швед будет делать, если отбор шайбы с помощью клюшки не удался.

Игроки других лиг, кажется, совершенно не готовы к активному использованию клюшки соперником. Вот эпизод из матча EV Zug – Djurgarden IF (2:3). Нападающий EVZ, 26-летний Рето Сури получает длинный пас от защитника в перспективной ситуации:

1

Защитник – 26-летний Маркус Хёгстрём – находится от Сури достаточно далеко. По стандартам NLA у Сури есть время подготовить хороший пас набегающему партнёру. В случае противостояния со шведом времени нет:

2

После удара Хёгстрёма клюшкой по крюку клюшки Сури шайба остаётся на месте. Защитник DIFпрокатывается мимо и Сури, кажется, получает второй шанс:

11

И снова – нет. Хёгстрём, делает красивый выпад аки д'Артаньян у монастыря Дешо, и пас обратно не проходит.

22

EVZ теряет шайбу, перспективная атака рушится. С одной стороны – один из лучших нападающих NLA и сборной Швейцарии, вице-чемпион мира 2013, с другой – скромный трудяга шведского хоккея, никогда не игравший за сборную Швеции и выбравшийся в SHL из Allsvenskan вместе с DIF только в позапрошлом году. Если в зале присутствуют болельщики пермского «Молота» – да, это тот самый Хёгстрём, игравший за ваш клуб в сезоне 10/11.

А вот как это может работать в чужой зоне – картинки из матча Farjestad BK – Dynamo Pardubice (4:3OT), помянутого в прошлом обзоре, когда чехи потеряли шансы на плей-офф. С точки зрения противостоящих персонажей ситуации несколько другая. Вот 24-летний защитник Dynamo Мартин Штайнох, словак и бывший игрок «Слована», собирается начать атаку из-за своих ворот:

33

Ничто и ничего не предвещает. В зоне – четыре игрока чешского клуба и всего два шведа. Нас интересуте пока тот, что дальше – 30-летний Микаэль Юханссон, трёхкратный чемпион Швеции. Главные герои как раз принимают важные решения: Штайнох считает, что следует сделать пару шагов вперёд, прежде чем отдавать пас. Юханссон же движется навстречу словацкому защитнику, и через мгновение тому уже некуда давать передачу:

111

Заметим, что второй шведский участник дела, 29-летний нападающий Линус Перссон (до 26 лет сидевший, между прочим, в той же Allsvenskan) активно помогает своему старшему товарищу, закрывая игрока на дальнем от владеющего шайбой борта и… да, внимательно глядя на шайбу. Наступает кульминация:

11

Штайнох пытается укрыть шайбу корпусом. Он ожидает, вероятно, обычного мелкого замедляющего фола, Юханссон же не пытается цеплять соперника, а чисто забирает у Штайноха шайбу с помощью клюшки, делает лихой вираж, Перссон уже бежит на помощь, и ситуация превращается в катастрофическую для чешского клуба.

Далее, разумеется, следует пас, за которым последует гол в исполнении Перссона.

11

Поведение соперника в рассмотренных выше примерах может показаться слишком неумелым, но на самом деле оно выглядит таким на фоне удивительно эффективных действий шведов. Отбор шайбы с помощью клюшки имеет три важных преимущества перед силовыми приёмами: во-первых, отбирает меньше энергии, во-вторых, сильно увеличивает площадь активных действий игрока и уменьшает время, имеющееся у соперника на уход от отбора; в-третьих, позволяет начать конструктивные действия на несколько десятых, а то и на пару секунд раньше – шайба уже на крюке, игрок готов отдать передачу сразу после обездоливания оппонента.

Ну а дальше уже начинает работать всё остальное, о чём многие говорят и чего отчасти достигают: индивидуальная и командная скорость, наличие готовых к приёму шайбы партнёров, техническая подготовка. В Европе есть команды, которые готовы посостязаться с клубами SHL в одном-двух-трёх компонентах. Всего этого в сочетании нет, кажется, ни у кого.

Европейская модель

Безусловно, всё сказанное выше не означает, что шведы непобедимы. Проблемы с настроем, поздний подъём и, как следствие, пара пропущенных голов «с утра», немного невезения, много удалений – и шведы проигрывают. Что-то типа этого все мы видели в четвертьфинале ЧМ2015.

Безусловно, сказанное выше не отменяет проблем SHL. Связанных в первую очередь с падением посещаемости. Во многом вызванным низкой результативностью, каковая есть следствие фехтовального хоккея: когда встречаются две команды, подкованные в использовании клюшки для отбора, забивать становится очень трудно.

Тем не менее, сегодня, благодаря Лиге Чемпионов, мы можем однозначно утверждать, что в Швеции создана лучшая в Европе хоккейная модель. Возможно, в чём-то лучшая в мире. Представляющая собой гармоничное сочетание спортивных, экономических и социальных факторов. Заметим, сочетание уникальное, существенно отличающееся от кажущейся многим идеальной североамериканской модели.

Подготовкой детей и молодёжи занимаются профессиональные клубы, а не самостоятельные организации или школы и университеты. При этом шведы бережно относятся к юным хоккеистам, понимая, что большинству из них не доведётся стать звёздами. В Швеции по-прежнему есть обмен между лигами по спортивному принципу (о чём мы уже говорили). Это даёт большое число рабочих мест для игроков, что во многом, опять же, облегчает принятие ключевого решения о выборе хоккея как професси. Благодаря этому система подготовки хоккеистов превращается из жестокой мясорубки с некоторым "выходом годных", необходимым для большой лиги или сборной, в действительно социальный проект. Частью которого становится и система подготовки тренеров, позволяющая прийти в хоккей тем, кто не готов играть. В экономике клубов ключевую роль играют деньги от ТВ-контракта, в то время как для НХЛ главной статьёй доходов остаются билеты и атрибутика. Это, в свою очередь, обеспечивает равенство клубов даже лучше, чем пресловутый "потолок зарплат".

И, наконец, сегодня шведы открыли свою лигу для Европы. Новое норманнское завоевание во многом было затеяно с той же целью, что и старое: поднять несколько лишних крон. Однако есть и другие мотивы - готовность учиться даже у тех, кто в целом слабее, но в чём-то интереснее, стремление подтянуть соседей до своего уровня с тем, чтобы создать новый стимул для собственного прогресса. Словом, случилось нечто почти миссионерское. Справедливо. Высота, на которую поднялся шведский хоккей, даёт ему право на просветительскую миссию.