5 мин.

«Я дорожу богатством, которое не покупается». Правила жизни Юрия Красножана

За пять с небольшим месяцев в столице Юрий Красножан прошел путь от человека с безграничным кредитом доверия со стороны Ольги Смородской до жертвы скандального увольнения с двусмысленной формулировкой. Все еще удивляясь такому развитию событий, Sports.ru вспоминает правила, по которым живет уже бывший главный тренер железнодорожников.

Главное, чтобы работала система. Но есть еще и личные цели. Естественно, ты хочешь выиграть чемпионат России. Естественно, ты хочешь выиграть Лигу чемпионов. Но ставить этому какой-то конкретный срок – допустим, 2014-й год, – это, конечно, мечты.

Я бы хотел попасть в Англию. Пока стажировок у меня было не так много – в «Интере» и «Милане». Есть топовые клубы, и ясно, что мы («Спартак» Нальчик – прим. Sports.ru) к ним сейчас не относимся. Понятно, что в топ-клубе очень серьезное отношение на всех участках работы. Именно это, а не тактическая или физическая работа, была интересна мне в Милане в первую очередь. Вот сейчас интересна работа Арсена Венгера. Поэтому и планирую поехать в Англию.

Результат все равно должен достигаться красиво. Но осознание этого приходит со временем. Наверное, раньше нам было не до зрелищности. Надо было давать результат – через закрытый футбол, через какие-то схемы.

Всегда надо стремиться к высокой цели. Мы не можем общаться внутри команды и говорить, что наша цель – не вылететь. Даже когда команда находится внизу таблицы, я пытаюсь обсуждать с ребятами, сколько очков до второго места или третьего.

Я еще не дорос до того уровня, чтобы говорить о собственных принципах. Но для меня главное в работе, во-первых, чтобы был настоящий коллектив с полным доверием. Во-вторых, этот коллектив должен быть объединен одной целью – удачным выступлением команды. Наконец, люди, которые выходят на поле, должны четко знать, что от них требуется. И выполнять эти требования.

Тренер должен улавливать настроение в коллективе. Иногда надо быть диктатором, иногда демократом. Необходимо уметь управлять сознанием людей.

После себя нужно оставить систему. Зачем тогда работать, если нет веры? Просто чтобы получить деньги? Это неинтересно.

Никогда не было матча, когда смиряешься с поражением. Никогда не было игры, когда не остается надежда на спасение до финального свистка. Все эти игры – как дети. Ту, что важнее, нельзя выделить.

Я очень уважаю профессию тренеров и людей, который это профессией занимаются. И никогда им зла не желаю. Я думаю, среди тренеров в последнее время формируется такое братство. И хочешь, чтобы у всех тренеров получалось. Чтобы профессию ценили.

Автографы, фотографии, разговоры – все это, считаю, в порядке вещей. Критика? И она есть, куда же без нее? Бывает, высказываются болельщики. Но и это нормально.

Надо во всем исходить из реалий: есть четкое соотношение «вкладываемые деньги — достигаемый результат». От него никуда не денешься, это — правило.

Есть два рода мотивации. Одна, очень действенная, не потерпеть краха. Она гораздо сильнее, чем мотивация на достижение цели для не слишком сильных людей.

Ты можешь проиграть, но обязан оставаться самим собой, быть по-своему ярким, ни на кого более не похожим.

Рецепта выживания я не знаю. Да и вряд ли он существует. Как и вряд ли есть на планете тренер, который рад, что каждый год оказывается в шаге от того, чтобы вывести этот рецепт экспериментальным путем.

Жизнь в прошлом — это не лучшая жизнь. Меня часто спрашивают, что я по истечении времени думаю о том нашем успехе. Что это было — недооценка нас соперниками или все-таки команда была настолько голодная до большого футбола, что играла на полных оборотах? А я и по сей день затрудняюсь ответить на эти вопросы.

Знаете, я не отношусь к числу тех, кто еще накануне (ответного матча со Словенией – прим. Sports.ru) с упоением смотрел фильмы про Хиддинка и считал его божеством, а теперь подсчитывает его трудодни и определяет его ошибки с составом. Думаю, что тренер должен проводить с командой ровно столько времени, сколько, как он сам считает, необходимо ему для достижения результата. У всех ведь ситуации складываются по-разному.

В идеале я бы хотел работать дома и решать с командой самые большие задачи. Хотелось бы дожить до того момента, когда в республике сделают для футбола так много, что премьер-лига станет для Кабардино-Балкарии частью жизни, нашей культуры. А я в ее футбольном клубе отработаю 15 лет. Хороший срок, правда?

Каждому тренеру, поверьте, хочется зрелищности, но результата добиваться надо. Конечно, не все способы достичь его реализуемы на практике. Но... Иногда лучше грамотно распорядиться имеющимися силами, чем рассчитывать на удачу. Хотя она и любит смелых.

Я не люблю эти слова — «боязнь», «страх». Лучше назвать это «крайнее переживание».

Самое рискованное событие в жизни? Кажется, пока рано подводить итоги. Вот самые удачные легко назову: женитьба, рождение детей.

Политика – это не мое. Чтобы принимать решения, от которых зачастую зависят судьбы людей, надо, во-первых, быть профессионалом в этом деле, а во-вторых, любить свою профессию. У меня ни того ни другого на сегодняшний день нет. Я занимаюсь своим делом — футболом.

Я учусь футболу постоянно, но... Как в том правиле «чем больше узнаешь и работаешь — тем больше понимаешь, как много еще надо узнать и трудиться».

Всегда можно найти возможность для саморазвития. Даже если система, в которой ты занят, не имеет возможности прогрессировать. То есть надо поставить во главу угла самосовершенствование. Тренерская профессия позволяет решать проблему самореализации самыми неожиданными способами. Это интересная увлекательная профессия, дающая и право, и шанс на творческий поиск.

Менять работу только ради того, чтобы ее поменять, неправильно. Если уходить, то приняв предложение, которое сделает и твою жизнь, а в перспективе и тебя самого другими.

Последний ли я романтик российского футбола? Нет, я просто дорожу богатством, которое не покупается. Именно потому оно так важно и ценно.

Моя репутация в глазах людей разная. Кто-то рассуждает с опаской: мол, у Красножана может не получиться в топ-клубе. Но, чтобы понять, получится или нет, надо попробовать.

При подготовке материала использованы цитаты Юрия Красножана из интервью в Sports.ru, «Спорт-Экспрессе», «Московском Комсомольце» и «Спорт день за днем».