8 мин.

Физкульт-привет

Быть может из-за надоедливой прессы, готовой ради громкого заголовка цепляться к словам, быть может по каким-то другим причинам, но главные тренеры обычно отвечают на вопросы коротко и совсем не информативно.

- Что можете сказать о матче? – Временами мы показывали хороший футбол, но надо улучшать отдельные компоненты нашей игры

- Как оцениваете ваши шансы на чемпионство? – Если будем и дальше выигрывать, то все может быть.

- Скоро трансферное окно, кого вы собираетесь покупать? – Мы работаем над покупкой по-настоящему хороших футболистов.

Меня это огорчает. Это все из серии: - Что случилось с подводной лодкой?  – Она утонула.

Тренеры молчат, журналисты в большинстве своем или конъюнктурщики (поражение – хоронят, выигрыш – пророчат чемпионство), или пишут про то, сколько любовниц было у Райана Гиггза. Про то, какой у него процент точных передач, сколько удачных обводок, что именно входит в его тренерские обязанности (он ведь с этого сезона в штабе) не пишут. И откуда людям, которые любят футбол и хотят его как можно лучше понимать, черпать информацию? Из мемов? Я тоже сделал, полюбуйтесь.

физкульт

Мы все хотим как можно больше знать о футболе, обо всем, что происходит в команде. Развитие любимого клуба и его внутренняя кухня – одна из тем, которая по-настоящему интересна каждому. «Манчестер Юнайтед» ежегодно ставит цель победить во всех турнирах, в которых принимает участие. Вы никогда не задумывались, как это происходит? За счет чего? Здесь все гораздо глубже, чем стандартная фраза-отговорка «для нас самым важным матчем является следующий матч». Давайте разбираться.

Спортивная дирекция и тренерский штаб перед началом каждого сезона смотрят на состав; отмечают позиции, которые требуют усиления; сопоставляют интересующие трансферы со своими финансовыми возможностями; в сторону академии не забывают поглядывать; оценивают конкурентов; изучают календарь; считают, сколько очков должно хватить; прогнозируют возможные неудачи; учитывают травмы, без которых, увы, не обойтись, функциональный спад команды или конкретных игроков на определенных отрезках и многое, многое другое. Так работает любой серьезный клуб: и в АПЛ, и в РПЛ.

В случае с «Манчестер Юнайтед» задача усложняется - у нас невозможно решение задач на сезон без учета того, что вся система заточена под максимально долгосрочное планирование. Поясню на примере:

Сейчас «МЮ» и «Челси» хотят купить Гуарина. Как болельщик «Юнайтед», я не в восторге от этого трансфера, но на месте болельщиков «Челси» я был бы доволен. Гуарин может заиграть, может стать полезным игроком. А может и не стать. В «Юнайтед» с ним будут возиться несколько лет независимо от того, как у него пойдет. В «Челси» же могут себе позволить этакую антикризисную покупку на сезон (когда Лэмпард в свои 50 лет играет каждый матч, а рядом с ним недоразумение Микел, то Гуарин при любых раскладах усиление), дальше им не столь принципиально. Ба - очень яркий пример. Бенитесу нужен был форвард на место Старриджа, на рынке был Ба за приемлемые деньги. Купили, худо-бедно залатали позицию, и все довольны. Сейчас на него не рассчитывают, открыто заявляют о поиске нового нападающего. Он или уйдет в конце сезона, или будет довольствоваться дюжиной матчей в году в кубках и спокойно получать не самую плохую зарплату.

Система долгосрочного планирования в «Юнайтед» выстроена сэром Алексом. Это крепкая конструкция, но требовательная к управляющему коллективу.

Сэр Алекс чувствовал «Манчестер Юнайтед» так же, как этот сумасшедший биатлонист Бьёрндален чувствует свой организм: когда надо ускориться, когда осадить темп, чтобы восстановить дыхание, когда успокоиться, чтобы точно попасть по всем мишеням, а когда с надрывом рвануть к финишу. Но сэр Алекс был не один, вокруг себя он собирал помощников высочайшего класса, потому что одному управлять такой империей невозможно. Я переживал, когда после его тренерской отставки из клуба ушли Фелан и Меленстен, признаюсь. Но потом порассуждал на холодную голову, пообщался с футбольными людьми и успокоился.

Фелан и Меленстен – это авторитетные джентльмены, но не забывайте Карлоса Кейруша. Не было у сэра Алекса ни одного заместителя, наделенного такими же широкими полномочиями, как португалец. И более успешного тоже не было. Я вот даже помню аккуратные разговоры тех лет насчет сменщика Фергюсона в лице Кейруша.

До Кейруша был Стив Макларен. Это потом его прозвали «болваном с зонтиком», а несколькими годами ранее он работал в «МЮ», в том числе в сезоне 99. Фамилии тех, кто был рядом с Алексом Фергюсоном в 90-ых, я не знаю, но знаю, что и при них «Юнайтед» доминировал в АПЛ.

Самые распрекрасные заместители уходили, но на результатах «Манчестер Юнайтед» это не сказывалось. Почему?

Потому что не стоит  преувеличивать их роль. Помощник – это проводник идей руководителя, человек, выполняющий его задания и упрощающий его работу. Не надо из Фелана/Меленстена/Кейруша/Макларена делать апостола Павла.

Хорошо, понятно, допустим, но что можно сказать о нынешнем тренерском штабе физкультурников? А как же тактика там, статистика, вот это все?

Помощники Мойеса, те самые которых он привел, ведут много лет базу данных на каждого игрока - как предпочитает обводить, какие любимые маневры и так далее. Перед матчем они предоставляют главному тренеру анализ пяти последних встреч соперника, используя и видео, и статистику, описывают его тактику, сильные и слабые стороны.  Дальше Мойес на основе всего материала работает с командой. У него долгая теория по английским меркам.

Еще говорят, что тактике он уделяет большее внимание, чем статистике – помощники нужные цифры выдадут в отчетах, а сам главный тренер в этом не копается.

Про кого-то забыл… Ах, Гиггз и Невилл. Какие их обязанности? Это как раз упомянутые проводники идей Дэвида Мойеса. Абсолютный авторитет в раздевалке, который до сих пор в составе, и бывший игрок команды, который всегда отличался огромной любовью к ней, трудолюбием, любознательностью и прекрасно знает Мойеса по совместной работе в «Эвертоне» - как вам такой дуэт? Да они даже Дэнни Уэлбеку смогут объяснить, что от него хочет тренер, куда ему надо открываться и что делать с мячом в штрафной.

Еще узнал, что Мойес сам иногда принимает участие в занятиях с командой и сам составляет тренировочный план предсезонки. И вот тут надо прояснить один момент. В прошлом материале я предположил, что тренер перегружает футболистов. Некто Верхейен недавно высказался по этому поводу. Он считает, что из-за этого провалили старт и в команде много травм. Вот если бы не его комментарий, я бы не задумался над этим вопросом.

Кто такой Верхейен? Это один из консультантов (чуть ли не телефонных) Хиддинка во времена его работы в сборной России. Случайно или нет, но в свое время его отлично распиарили в российской прессе. Подчеркиваю, в российской. Далее ныне безработный и не востребованный голландский тренер по физподготовке, не будь дураком, решил воспользоваться моментом. Он ездил по клубам РПЛ и предлагал свои уникальные и волшебные методы физподготовки. Предлагал дорого, насколько я знаю. Не смотрите одним глазом на наших тренеров и спортивных директоров – они умные люди и профессионалы. Когда начали разбираться, чего же такого особенного в этих системах тренировок, то поняли, что ни-че-го. И вы это поймите – в современном футболе нет секретов: нет футболистов, про которых нельзя за пару дней не выходя из офиса собрать полное досье; нет супер новых методик, доступных кому-то одному.

Верхейена сначала отправили куда подальше московские клубы. Потом он начал работать по регионам. Точный список вряд ли приведу, но знаю, что в «Кубань» стучаться пробовал. Это не самое интересное, после всего голландец отправился… в Ереван! Фантастическое решение – попробовать нагло развести на деньги армян. Кажется, еще была история с Уэльсом, но не знаю, чем там закончилось.

В общем, Рамон Верхейен – это такая голландская вариация на тему Германа Ткаченко: подключая все свои возможные связи, создает видение активной работы, образ уникального и незаменимого специалиста, а по факту задача у человека выкачать как можно больше денег из того, кто его пригласил. Разница в масштабах (суммах) и том, что у Верхейена не получается - не верят. Остается пиариться, в частности на имени «Манчестер Юнайтед». 

Когда читаете слух, новость или чей-то комментарий о «Юнайтед», внимательно смотрите, кто автор. Ван Перси подаст запрос о трансфере! Кто написал? Бывший игрок «Ливерпуля» ныне работающий в таблоиде. Безусловно, этому человек можно доверять, он ни капельки не предвзят. 

И чтобы закончить тему с Верхейеном: специалисты, занимающиеся физподготовкой футболистов и их восстановлением, не поменялись при Мойесе, они успешно работают в клубе с начала 2008-ого года.

Всё? Про помощников да, но еще надо про Дэвида Мойеса. Если бы работа главного тренера сводилась к тактике, статистике и физике, то Виллаш Боаш возможно все еще работал бы «Челси». Тренер отвечает и за рабочую атмосферу, и за мотивацию, и за отношения в коллективе, и за прогресс своих футболистов.

Есть мнение, и оно у современных европейских и наших специалистов достаточно распространено, что жесткой рукой и командным голосом нельзя добиться результата, что это старые методы и вообще - о ужас! - не либерально. Я согласен, но с поправкой: «только жесткой рукой нельзя добиться максимального результата». Тренер сэр Алекс Фергюсон обладал и житейской мудростью, и жесткостью. Приходить на работу раньше всех, быть примером трудолюбия, защищать своих ребят от любых внешних нападок – это все прекрасно, но без жесткости слабее.

Система, выстроенная сэром Алексом, система, которую он доверил Дэвиду Мойесу, автократическая. Тренер в «Юнайтед» перед командой царь и бог. Дэвид Мойес это понимает, Дэвид Мойес умеет быть жестким. Посмотрите хотя бы на то, как забегали втоптанные всеми, в том числе и мной, в грязь некоторые футболисты. Надо было всего-то сказать, что в январе «МЮ» расстанется с пассажирами. И подействовало! Не на всех, но на большинство. Конечно, там, где класса нет, он не появится после подобных мер. Я уже говорил, что любимые многими болельщиками «горящие глаза» сами по себе не играют в футбол, но хоть самоотдача стала выше. На Янга посмотрите – ведь когда-то и «Реал» им интересовался, и за что-то 18 млн. фунтов «МЮ» заплатил. Он снизил к себе требования, перестал выкладываться и полтора года не играет в футбол. Зато последние матчи каждую минуту на поле он понимает, что солнце еще высоко, что надо пахать. И это заслуга Мойеса. 

Теперь, кажется, всё, я высказался.

Вот такой у нас физрук со своими помощниками, сверху еще бдит ситуацию старый дедушка-трудовик. И мне нравится эта компания.