6 мин.

Новый скандал в теннисе: почему американке разрешили принимать допинг

Бен Ротенберг из NY Times описал поразительную историю, которая подчеркивает недостатки антидопинговой программы в теннисе – если не ее несостоятельность.

alt

«Спортивные чиновники США быстро встали на защиту спортсменов, медицинская информация которых на этой неделе была опубликована хакерами. Документы показали, что некоторые американские топ-атлеты имеют разрешение на использование препаратов, которые во всех остальных случаях запрещены, – разрешения, которые были получены у антидопинговых организаций.

Слитые документы показывают результаты анализов мочи, препараты и период, во время которого они принимались, но в них не указан врач, который прописал эти препараты.

По крайней мере, в одном случае – случае теннисистки Бетани Маттек-Сэндс, который является, наверное, самым сложным из всех опубликованных на этой неделе – прописавший лекарства человек раньше был бодибилдером, который откровенно обсуждает использование запрещенных препаратов.

Этот человек, доктор Эрик Серрано, говоривший, что работал с «тысячами спортсменов, которые используют стероиды», прописал препарат Маттек-Сэндс, которая стала чемпионкой US Open в паре и Олимпиады – в миксте.

Маттек-Сэндс не обвиняется в нарушении антидопинговых правил, и спортивные чиновники на этой неделе сказали, что спортсмены, медицинская информация которых была взломала, следовали правилам. «Мы сожалеем, что преступники пытались запачкать вашу репутацию таким образом», – говорится в заявлении WADA, опубликованном через несколько часов после появления документов Маттек-Сэндс.

На этой неделе доктор Серрано не ответил на несколько запросов об интервью. Маттек-Сэндс отказалась обсуждать свое дело.

Полученное ею разрешение на прием запрещенных препаратов было противоречивым и не получило однозначного одобрения, что привело к юридическому спору.

31-летняя Маттек-Сэндс впервые подала заявку на терапевтическое использование в 2012 году, когда попросила разрешение на легкий стероид гидрокортизон для лечение дефицита адреналина. В 2013 она добавила в запрос DHEA (дегидроэпиандростерон, вещество, за которое дисквалифицировали, например, Юлию Ефимову и Лашоуна Мерритта  – прим. переводчика), который в крови превращается в стероиды, включая тестостерон.

Доктор Алан Рогол, эндокринолог, работающий с USADA над анализом подобных запросов, выступил с критикой диагноза доктора Серрано, отдельно отметив, что точный диагноз ложится в основу любого разрешения. Международная федерация тенниса одобрила заявление Маттек-Сэндс, но в июле-2014 WADA решение отменила на основании того, что DHEA повлияет на ее результаты.

«Использование DHEA не может быть признано необходимым для предотвращение серьезного вреда здоровью, – написала WADA в своем решение. – Возможность образования тестостерона у спортсменки из-за использования такого вещества, как DHEA, практически в любом виде спорта приводит к влиянию на результаты».

В августе-2014 Маттек-Сэндс снова подала заявку на DHEA, и ITF снова ее одобрила, но WADA снова отвергла. Стюарт Миллер, директор антидопинговой программы ITF, одобрил заявление Маттек-Сэндс. Он сказал, что из сотен заявлений, одобренных им за десять лет работы в федерации, ее были единственными, по которым WADA изменила решение.

Доктор Рогол сказал, что использование DHEA спортсменками не должно одобряться никогда.

«Вероятно, что он превратится в относительно небольшие дозы тестостерона, но для женщин даже небольшие дозы – это допинг. Уровень тестостерона у женщин примерно в десять раз меньше, чем у мужчин. И если довести его до двадцати или двадцати пяти процентов от мужского, это, вероятно, повлияет на результаты».

Маттек-Сэндс подала апелляцию в Спортивный арбитражный суд, последнюю инстанцию в международных спортивных конфликтах. Суд постановил, что она, вероятно, «страдает от настоящего заболевания» и «безо всякого злого умысла стремилась определить, что это за заболевание, и получить необходимое лечение». Но в итоге иск был отклонен, несмотря на отсутствие намерения жульничать.

Доктор Рогол сказал, что эксперт CAS совершенно прав в своем обосновании отказа Маттек-Сэндс.

«Мне кажется, это указывает на некоторую изолированность тенниса», – так он прокомментировал то, что федерация изначально одобрила запрос.

На этой неделе генеральный директор WADA Оливер Нигли сказал, что очень сложно оценивать запросы на использование запрещенных препаратов и отделять медицинскую необходимость от желания улучшить результаты. Он сказал, что антидопинговая система опирается на процесс, в который входит наличие у WADA права вето – использованного в случае Маттек-Сэндс – и право спортсмена обжаловать решение в суде.

Согласно документам, опубликованным хакерами на этой неделе, последующие запросы Маттек-Сэндс на использование гидрокортизона были одобрены – последнее разрешение она получила в апреле этого года.

Решение суда против Маттек-Сэндс включает в себя сноски, в которых выражается удивление касательно кажущейся некомпетентностью ее врача.

«Он заявил, и это было удивительно, что он готов рассмотреть предложения по диагнозу и лечению теннисистки», – написал суд.

alt

Доктор Эрик Серрано

Доктор Серрано в судебном решении значится как семейный врач из Пикерингтона, Огайо – что далеко от тренировочной базы Маттек-Сэндс в Аризоне. Но он лучше известен своей работой со спортсменами и бодибилдерами, а также своей ролью главного медицинского специалиста в компании MusclePharm, которая занимается производством добавок. (Однако его профиль был удален с сайта, и компания не ответила на запрос касательно его статуса.)

По ходу своей карьеры доктор Серрано неоднократно комментировал свои теории и практики в интервью изданиям, специализирующимся на бодибилдинге.

В интервью сайту T-Nation он сказал, что «тестостерон – это лекарство, которое неоправданно редко прописывают женщинам». Еще он обсуждал то, что говорит спортсменам «не рассказывать газетам, что вы со мной работаете, – говорить только коллегам».

«У меня есть несколько спортсменов, которых я скрываю, – говорил доктор Серрано. – Я не прописываю стероиды, но я хочу, чтобы спортсмены оставались здоровыми, если они их принимают. Они мне доверяют, и я не буду ничего документировать, и все, о чем мы говорим, остается между нами».

Доктор Серрано также хвастался своей работой со спортсменами из MLB, НФЛ и НХЛ.

«У меня есть знаменитые пациенты, пациенты, которых никто не должен знать, потому что они на Олимпиаде», – сказал он сайту Anabolic Extreme, добавив намек на то, «что главное на Олимпиаде».

Несмотря на то, что доктор Серрано такими высказываниями активно привлекает клиентов, которые ищут врача, готового нарушать правила, он не входит в список специалистов, с которыми WADA запрещает работать.

Мистер Миллер сказал, что наблюдательная комиссия ITF проверяет списки WADA, когда рассматривает заявления, и пытается убедиться, что врач, подписавший формы, – «настоящий профессионал в области медицины» и способен давать предписания по лечению тех или иных заболеваний. Возможность более глубокого изучения врачей, подписавших документы, он комментировать не стал.

«По-моему, всегда нужно работать тщательно – это главное, – сказал доктор Миллер. – Есть ли возможность, что кто-то попытается обмануть систему? Да. Наверное, для этого нужен врач, который будет в сговоре с вами нарушать правила».

Мистер Миллер привел пример украинского врача Елены Дорофеевой, дисквалифицированной на четыре года за то, что давала запрещенные препараты теннисистке.

«К счастью, таких людей, насколько я знаю, очень мало», – сказал он.

Сестрам Уильямс разрешили принимать запрещенные препараты. Что происходит?

Какие проблемы раскрыли слитые документы WADA?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Nolan; swisvideo.com