9 мин.

Все дело в юбке. История вторая

1920-е. Позади первая мировая война. Женщины, которым пришлось заменить ушедших на фронт мужчин на фабриках и в офисах, уже не хотят отдавать свое право на работу. Жизнь все больше набирает обороты, а вальс и мазурку теснит чарльстон. Еще в годы войны – в госпиталях, в автомобиле и на заводе – девушки понимают, что время громоздких, пусть и элегантных нарядов, корсетов, шляп с большими полями проходит.

В моду входит не только феминизм, эксцентричность и стремительный стиль жизни, но и мальчишеский силуэт, а также занятия спортом. Женщины все больше нацелены на результат в теннисе, крикете, фигурном катании. На льду им хочется не просто хорошо выглядеть, красиво скользить, но и выполнять сложные элементы, в том числе, конечно, и прыжки.

 (обложки журнала La Petite Echo de la Mode. 1923 и 1928 гг.)

 

Бархат и шерсть все еще самые любимые и популярные ткани в костюмах фигуристок. Но их одежда становится именно спортивной, все меньше напоминая наряды для выхода на улицу. Если в XIX веке и в первые два десятилетия XX века для занятий и выступлений на льду одеваются почти также, как и на обычную прогулку в парке, то в середине 1920-х ледовые дивы щеголяют в объемных свитерах, шерстяных юбках (с нижней юбкой или штанами), беретах и перчатках из мягкой кожи.

 (Тереза Вельд и Магда Юлин на Олимпийских Играх 1920 года)

Правда, в начале «ревущего» периода в фаворе юбка длиной до середины икры, которая не особо позволяет демонстрировать прыжки. Но пойти на более радикальное ее изменение девушки до поры до времени не решаются. На Играх 1920 года Тереза Вельд выигрывает бронзовую медаль, но при этом считает, что платье у нее неприлично короткое – всего на 15 см (!) ниже колена. Похоже, представительница консервативного Бостона беспокоилась о приличиях всю свою карьеру. Но именно она, а также победительница турнира Магда Юлин из Швеции демонстрируют различия во внешнем виде фигуристок по сравнению с предыдущей Олимпиадой, прошедшей в 1908 году. Вельд беспокоится о своей репутации, а Юлин, скорее всего, о ребенке. На момент выступления на Играх она на третьем месяце беременности. Но наряды их в Антверпене похожи. Темные платья длиной до середины икры, с длинными рукавами и белым воротником. Комплект довершает шляпка, уже не такая габаритная, как у коллег.

 

Но прогресс, развитие, вернее укорачивание платьев и юбок уже не остановить. Теннисистка Сюзанн Ленглен в это время поражает публику, привыкшую к английской чопорной манере игры в теннис. Француженка бурно выражает свои эмоции по ходу матча, а также вводит свой стиль в одежде, отправляющий в прошлое корсеты и длинные юбки. В 1922 году она выходит на корт в блузке без рукавов, юбке до колена и с лентой на голове. Проведя детство в тренировках с юношами, Ленглен делает женский теннис более динамичным и атлетичным, в котором в то же время есть и красота почти балетных па. Парижанка не особо красива, но сочетает присущий для жительниц ее города вкус и изящество с волей к победе и очень привлекательна для мужчин. Двукратная олимпийская чемпионка, более чем тридцатикратная победительница турниров Большого шлема запускает механизм изменений в спортивной одежде. Победительница Игр-1924 в фигурном катании продолжает их в своем виде спорта.

(Сюзанн Ленглен. 1922 г.)

 

Вопреки расхожему мнению следующим автором «укорачивания подола» фигуристок после Мадж Сайерс становится не Соня Хени, а Херма Планк-Сабо. Австрийская спортсменка делает это в 1923 году на первенстве планеты. Действующая чемпионка мира предстает перед судьями и зрителями в юбке до колена, даже выше колена. Шок!

 (Херма Планк-Сабо. 1924 г.)

 

На победных для Планк-Сабо Играх Соня Хени занимает последнее место, но обходит чемпионку в другом аспекте – длине юбки. Соня идет еще дальше Хермы. 12-летняя фигуристка (а скорее всего, ее родители) умело пользуется своим возрастом: она катается в такой длины юбке, которая для 22-летней Планк-Сабо недостижима. Вернее то, что позволено маленькой девочке не смогли бы простить взрослой по тем временам женщине.  

 (Соня Хени. 1924 г.)

 

Мода в фигурном катании, как и в предыдущие периоды времени, да и в последующие, во многом отражает моду повседневной жизни. В 1920-х в тренде шляпка-клош в форме колокольчика, которая плотно облегает голову. По мере развития десятилетия она все больше закрепляется и в гардеробе фигуристок. Хотя и претерпевает изменения в связи с погодными условиями. Естественный лед заставляет утепляться и вместе с теплыми свитерами девушки надевают и теплые шляпки. Длинные рукава верхней части костюма и строгие цвета, а также черные ботинки пока остаются неотъемлемыми атрибутами внешнего вида.

 (Чемпинка Игр-1924 Херма-Планк Сабо (Австрия), бронзовый призер Этель Макельт (Великобритания), серебряный приер Беатрис Лугран (США). 1924 г.)

 (Рекламный постер, посвященный Играм. 1924 г.)

 

Принято считать, что до 1970-х костюмы в фигурном катании дамы или покупали в магазине готового платья, или шили сами – они или их мамы. Например, наряды Сони Хени, в том числе и те, что производили революцию, делала ее мама. Но модельеры тоже не остались в стороне от процесса. Мы знаем о примерах сотрудничества дизайнеров с фигуристами в 1990-е и 2000-е гг., но в 1920-х кутюрье также не обходили лед своим вниманием. Хотя, скорее всего, модные дома, а также марки люксовой одежды делали костюмы не для какой-то конкретной фигуристки. Просто в ту пору катание на коньках было одним из популярных занятий на свежем воздухе. Возможно, модельеры создавали для своих состоятельных клиенток костюмы просто для катания на льду.

(Женщина в костюме для катания на льду от Шанель. 1926 г.)

 

 (Реклама одежды для катания на коньках компании Burberry в журнале. 1926 г.

Реклама одежды для катания на коньках модного дома сестер Калло в журнале. 1927 г.)

 

Во второй половине 1920-х женское одиночное катание проходит под знаком царствования Сони Хени. Отец, обладающий средствами, не жалеет денег на тренировки и поездки дочери, а также, по всей видимости и на работу с судьями. Хени для своих родителей особенная, но и сама юная норвежка постигает фигурное катание с завидной трудоспособностью и упорством. Она хочет быть лучшей, хочет сиять. Соня трижды выиграет Олимпийские игры, 10 раз – чемпионат мира. Несколько раз ее победы вызовут сомнение, а ряд фигуристок, талантливых и отлично катающихся, не смогут сдвинуть ее с вершины пьедестала и в истории останутся вечно вторыми.

Честной ли всегда была Хени в своей борьбе за титулы, нам уже не узнать. Но  несомненно, она - великая спортсменка, а также фигуристка, оставившая значительный след в спорте, звезда, знавшая, чего хочет.

Одной из особенностей, выделяющих Соню Хени среди фигуристок, являются ее костюмы. Они удивляют, покоряют, дают по-новому взглянуть на фигуристок и фигурное катание. В 1920-е модным в одежде и в ряде других сфер жизни становится стиль арт-деко. Женщинам нравится функциональность и негромоздкосткость их новой одежды, но все же им хочется праздника, легкости, шутки, загадки. Арт-деко проникает не в повседневные, а в вечерние наряды, добавляя в них банты, принты и драпировку, а также совсем уничтожая рукава. Кататься в несколько бесформенном, без рукавов и с открытой спиной платье на льду нереально. Но Хени все же вносит элементы блеска и шика в костюмы для фигурного катания. Она выходит на выступления в ярких платьях из бархата, в кокетливых шляпках с перьями.

 (Рисунки в стиле арт-деко из журнала "Парижская жизнь". 1924 и 1929 гг.)

 

В 1928 году, вероятнее всего, на Олимпийских играх, она производит переворот в фигурном катании. Вдохновившись воспоминаниями о снеге в своей родной Норвегии, 15-летняя Хени решает выйти на лед в коньках белого цвета. Никогда ранее этого не было в истории. Девушки, как и мужчины, катались в коньках черного цвета. Хени утвердит белый раз и навсегда. Теперь мы не мыслим женское катание без белых коньков.

 

(Соня Хени. 1928 г.)

Год назад, 4 января 2014 года, на своей странице в Фейсбуке олимпийский чемпион Дик Баттон написал: «В 1920-х Соня Хени первой из фигуристок надела белые ботинки вместо черных. Поверьте мне, это самая главная инновация в фигурном катании».

Продолжение следует