9 мин.

Леброн, «Ливерпуль» и «Барселона» поддерживают протесты в США. Понять почему – (почти) невозможно, но давайте попробуем

От редакции Sports.ru: привет! Перед тем, как показать вам этот текст, важно пояснить: эта колонка – не лекция, не позиция компании и не попытка кого-то воспитать. Это реакция сотрудника Sports.ru Александра Ткача на некоторые комментарии под постами и новостями о беспорядках в США. Если вам не близка позиция автора, высказаться против протестов вы можете в комментариях под этим постом и под монологом одного из лучших бойцов UFC Джона Джонса, который не видит никакой связи между Джорджем Флойдом и мародерством на улицах.

Протесты и беспорядки в США длятся уже вторую неделю, и вот что вызывает удивление, когда наблюдаешь за ними через призму спорта.

С одной стороны, свою поддержку участникам этих протестов высказывают самые разные клубы и спортсмены всех цветов кожи. Довольно быстро сформировался какой-то консенсус и правила «хорошего тона». Никто из мировых спортивных брендов не стремится выйти за его пределы. Напротив, вписываются за протестующих даже те, кого никто за язык не тянул. В итоге среди высказавшихся публично – не только ожидаемые звезды НБА вроде Леброна Джеймса и Стефена Карри, так и совершенно не афроамериканские организации (вроде «Ливерпуля», «Челси», «Арсенала», дортмундской «Боруссии» и даже «Бешикташа») и белые звезды вроде Сидни Кросби и Джорджо Кьеллини.

В таком благостном ощущении можно пребывать до тех пор, пока не откроешь комментарии под соответствующими новостями. Неожиданно оказывается, что огромное количество читателей Sports.ru не разделяет умиления, возмущено «однобокостью» и «лицемерием» и готово рубиться во имя американского статуса-кво.

Это довольно неожиданно, потому что в остальное время его сложно заподозрить в любви к авторитаризму, к полиции и даже к американскому статусу-кво. Но в деле Джорджа Флойда список взглядов в самых заплюсованных комментах сводится к следующему:

- «при чем тут расизм, полицейский беспредел ровно так же касается белых»

- «протестовать нужно мирно и культурно, иначе это обессмысливает причину протеста»

- «негры – априори отсталые, такая у них культура: работать не хотят, потому и живут плохо»

- «это капитализм, детка, справедливости не бывает, смирись»

Давайте все-таки попробуем понять, почему так происходит и как значительная часть нашего сообщества оказалась по одну сторону баррикад с Дональдом Трампом и грустными мемами, а не с кумирами и суперзвездами мирового спорта.

Мы обращаем внимание на разные вещи

В логической цепочке «полицейские несправедливо убили афроамериканца – люди протестуют – некоторые протестующие грабят магазины» разные люди обращают основное внимание на разное.

Для Леброна и «Ливерпуля» важнее всего первое и второе: ужасное, да еще и повторное, преступление властей повлекло за собой обоснованные протесты. А что они некрасивые – это важные, но детали.

Для многих жителей России в фокусе именно третий пункт – явно неприглядные грабежи и мародерство, а причина их – не так важна.

Почему так происходит? Тут два основных фактора.

1. В России не принято протестовать, протест – удел слабых

Это иррационально и неэффективно, как привычка не афишировать благотворительность или осуждать жертв изнасилования, но здесь так привыкли: не выходить на улицы с требованиями и ждать, что ситуация изменится сама. Например, чиновники одумаются или вырастет другое поколение людей. В крайнем случае признается протест красивый и во всех смыслах стерильный, где самое сильное оружие – остроумные плакаты.

Протестующих в Париже или Нью-Йорке в России принято считать дикарями. Но, к сожалению, дикари эти уже сейчас живут лучше и сделают еще шаг вперед благодаря протесту (точнее, шаг назад и два вперед). Большинство стран, которые принято хвалить в вопросах спортивной экономики или человеческих прав, не пришли в нынешнее успешное состояние без протестов и бунта как инструмента политической культуры. Проще говоря, жить во времена Великой Французской революции – плохо, а во Франции благодаря ей – хорошо.

Массовый протест почти всегда держится на простых, не начитанных и отчаявшихся людях – и от того чаще всего некрасив. И от того, насколько он некрасив, зависит его эффективность. Миллион людей, молча вышедших на площадь с цветами, не отрезвляют так власть, как десятки тысяч, готовых рискнуть здоровьем или даже свободой. К сожалению, это так работает: все зависит только от того, можно вас игнорировать или нельзя.

Нет никакой логической связи между обоснованностью требований и культурностью протеста. Протест бедных и необразованных людей против своей бедности с большой вероятностью будет агрессивным, грязным и не элегантным (особенно, когда прецедент не первый) – и все равно будет прав. Именно так выглядел бы протест шахтеров в Кемерово, от которого нельзя было бы отмахнуться. Именно так выглядит протест афроамериканцев, которые выходят на улицы в Миннесоте, Атланте и Лос-Анджелесе.

2. Россияне – не погруженные в американский контекст белые иностранцы

К сожалению, современный мир так устроен, что нам приходится иметь мнение по поводу многих вещей, в которых мы не разбираемся. В этом на самом деле никто не виноват – но это создает массу мнений от тех, кто не погружен глубоко ни в факты, ни в эмоциональную сторону вопроса.

В принципе, самым корректным в этой ситуации было бы сказать «я плохо знаю проблемы черного населения США и мне сложно судить, адекватны их действия или чрезмерны» – но это слишком сложно, так почти не бывает. Особенно, если мы что-то читали и слышали – начинает казаться, что мы разбираемся.

Белый европеец не обязан знать (и не знает), насколько именно ущемлен черный американец в США. Простой рецепт, который возникает у нас в голове – «да вы просто работайте и учитесь хорошо, будете вам равенство» – настолько же адекватен, как совет «вы просто создайте хорошую партию, за которую люди захотят голосовать вместо «Единой России». Разница только в том, что россияне с «Единой Россией» смирились, а афроамериканцы с дискриминацией – нет.

Афроамериканцы не просто беднее белых в среднем (накопления среднестатистического белого американца в 10 раз больше, чем черного; почти 40% черных не имеют накоплений или живут в долг; среди них вдвое выше процент безработных) и, как следствие, имеют худший доступ ко всем остальным благам: медицине, образованию, жилью.

Куда важнее то, что африканцы продолжают зарабатывать меньше, даже когда получают такое же образование и делают ту же работу, что и белые. Полицейские продолжают убивать их чаще, чем таких же не вооруженных, но белых подозреваемых (в 5 раз). И это касается любого человека с черной кожей, даже если он вчера приехал из Нигерии по образовательной программе. Белый иностранец не обязан этого знать (этого и многие белые американцы не знают) – но это существует.

Белый иностранец не обязан быть знаком с десятками и сотнями исследований, которые установили, что черных водителей гораздо чаще останавливают и обыскивают на наркотики – хотя находят их чаще у белых. Или что черных чаще арестовывают и сажают за хранение наркотиков – хотя белые употребляют и продают их так же часто в процентном отношении.

Белый иностранец не должен знать, как вообще работает полиция в США. Не обязан понимать, почему ее работа – главная сфера жизни американского общества, где политкорректность и affirmative action явно и часто уступают место реальным отношениям между черными и белыми. Когда речь идет об опасности для жизни и здоровья полицейских в до зубов вооруженной стране, начинают работать стереотипы 400-летней выдержки и статистика, по которой черный – более вероятный преступник.

Белый иностранец не обязан держать в уме, что прямо сейчас сильнее всего кризис из-за пандемии бьет по незащищенным слоям американского общества, среди которых диспропорционально много черных. По подсчетам McKinsey & Co. лишиться работы рискуют до 40% черного населения страны.

Тем более не обязан белый иностранец понимать эмоции афроамериканца, который наверняка сталкивался с полицейской предвзятостью лично или в ближайшем кругу. И о том, как глубоко укоренился расизм в США за время рабства и законов о сегрегации в южных штатах, вполне может не знать ни-че-го. И про нарастающую поляризованность, неготовность к компромиссам американского общества в последние лет десять, особенно с приходом к власти Трампа – тоже.

Я, кстати, тоже в Америке не живу, многого не понимаю и делать самоуверенные выводы не рискну.

Но правильный выход в таком случае – признать, что мы слишком многого не знаем и нужно время, чтобы вникнуть и разобраться, если тема беспорядков в США нас действительно волнует. Неправильный выход – просто встать на сторону сильного с таким же цветом кожи.

А что, афроамериканцы – однозначно молодцы?

Нет, конечно. Сильно сегрегированное черное комьюнити приобрело множество специфических, воспроизводящихся проблем. Бедность – преступность – стереотипы – бедность и так далее, замкнутый круг.

Сотни лет жизни в отдельном социальном пузыре развили у многих афроамериканцев виктимность: «Раз я так плохо живу, потому что моих предков сюда привезли насильно, то моя жизнь – не моя ответственность, мне должны». В черных районах стал нормой (и воспет) высокий уровень преступности – в том числе в отношении черных к черным. Мало что делается для того, чтобы покинуть гетто. И расизм в отношении белых существует. Спокойный и взвешенный разговор о том, как развязать этот гордиев узел, часто невозможен из-за поверхностных маркеров политкорректности, сводящих все к спорам «кому можно употреблять N-word, а кому нельзя».

Но все это важно только с точки зрения «кто виноват» и не отвечает на вопрос «что делать». Проблемы черных не решаются стараниями одних черных – им будет неоткуда взяться и не на чем держаться. Так или иначе, решать их должно американское общество целиком – если оно не хочет, чтобы в один и тот же день его богатейшие и умнейшие граждане запускали друг друга в космос, а беднейшие в это же время поджигали полицейские участки.

Это понимают Стив Керр и Килиан Мбаппе, Стивен Стэмкос и Наоми Осака, «Барселона» и Эвандер Кэйн. Даже Дмитрий Торбинский кое-что понял, хотя живет в Штатах всего год. Ни цвет кожи, ни размер банковского счета не мешают этим очень успешным, богатым и часто белым людям смотреть на протестующих как на отчаявшихся и обездоленных, а не как на бандитов и лентяев.

Вы тоже так можете, попробуйте.

«Какого хрена тупые подростки уничтожают наш город?» Три чемпиона UFC вышли на улицы: один поддерживает протесты, другие останавливают беспорядки

Фото: Gettyimages.ru/Christopher Furlong, Alex Wong; globallookpress.com/Simon Chapman/Keystone Press Agency, Keiko Hiromi/AFLO