6 мин.

Зимний туман. Похож на обман

Немного странно начинать год в «Формуле-1» в такой серьезной неопределенности. Ладно места в пелотоне еще не все разобраны, но чтобы за чуть более чем два месяца до старта чемпионата не знать расписание презентаций новых болидов – как-то это непривычно. Помню, два года назад, едва очнувшись после праздников, мы уже вовсю сравнивали «Феррари» и «Макларен», а поскольку дело было после пресловутого шпионского скандала, тема сравнения была ой какая горячая!

Не менее странно, что первая настоящая новость года (настоящая в том смысле, что происходит какое-то действо, а не просто перемалываются вечные мечты команд) вскрыла старые раны, незалеченные еще в прошлом году. А ведь казалось, что в нулевых годах XXI века «Формула-1» оставила многие фундаментальные вещи: эпоху расцвета автопроизводителей и, местами, самих автопроизводителей, конфликты команд с ФИА и разногласия по Договору Согласия, старого президента и его систему. Даже долгоиграющая пластинка о «Сильверстоуне» наконец-то закончилась 17-летним контрактом, и «Феррари» не стала далее тянуть мыльную оперу с Фернандо Алонсо, пригласив его на год раньше запланированного…

Но первое же событие – решение суда по делу Бриаторе против пожизненно его дисквалифицировавшей ФИА – и словно ничего не изменилось. Тут бы Федерации тихонько закопать топор войны, списать все не перегибы предыдущего руководства и незаметно так выполнить предписание суда, объявив о снятии бана с Флавио и Пэта. Но что получится в итоге? «Рено» с крючка соскочила, уволив виновных. Нельсон Пике-младший получил иммунитет – поощрение за донос. И теперь отпустить единственных наказанных, признав таким образом, что в одном из самых громких скандалов за всю историю виновных нет вообще?! Нет, до такой степени дружить с «Формулой-1» ФИА пока не готова.

С другой стороны, вместо бессмысленной войны Федерация может взять решение суда за начальный толчок тех реформ, которые были обещаны ее новым президентом Жаном Тодтом. Из вердикта следует три простых вывода, ведущих к трем назревшим изменениям. Во-первых, он основан на одном из пунктов Устава Федерации – Тодт еще в предвыборной программе кивал в сторону этих доисторических документов и обещал их переписать. Во-вторых, суд отметил незаконность наложения вердикта на сотрудников команд, которые не подпадают под влась ФИА. Отсюда, как вспомнил британский журналист Джеймс Аллен, вытекает простое решение – выдача, и соответственно аннуляция, лицензий руководителям конюшен и высшему менеджменту. Кстати, идея-то старая, обсуждалась еще в 2007 году по итогам шпионского скандала, когда отстранили, очевидно, как и сейчас, незаконно, Майка Кафлана и Найджела Степни. Вот только та парочка была поскромнее, а Бриаторе оказался более ушлым и довел это дела до суда. Странно, что Мосли с его манией дергать за все возможные ниточки, не реализовал идею лицензирования до окончания своего срока службы. Аппарат серьезный. Например, если сейчас Флавио Бриаторе захочет вернуться к менеджерским обязанностям – а на его руках из действующих Хейкки Ковалайнен и Марк Уэббер – ФИА может спокойно реализовать свою угрозу и не допустить итальянца к работе, отозвав суперлицензии его подчиненных.

Наконец, третий вывод, суд особо обратил внимание на личную заинтересованность Макса Мосли во время расследования по делу о Гран-при Сингапура и его председательство на выносившем вердикт Совете, а это повод ФИА пересмотреть практику принятия подобных решений. Жан Тодт обещал специальное, независимое дисциплинарное жюри, в котором Берни Экклстоуну не придется голосовать за или против своего друга Флавио Бриаторе, или президенту ФИА сидеть на стуле следователя и судьи. Ну так мы ждем…

Если немного заглядывать вперед и говорить об ожиданиях, не касаясь пока будущих сражений англичан в британской команде, немцев – в немецкой и пары горячих южных парней – в итальянской, то ФИА, обычно поставляющая непрерывный поток негоночных новостей, получит свою долю внимания болельщиков даже в том случае, если будет молчать и просто работать. Как никак, это первый полный год нового президента, и все хотят знать, каким будет в руководстве Жан Тодт. Под его началом уже успели реформировать очковую систему, но, похоже, здесь канитель только начинается – при ее принятии не были соблюдены все формальности, и если кто-то возьмется возражать, основания для отмены решения уже есть.

В ближайший месяц болельщиков все же ждут презентации команд, хотя ни одной даты официально так и не установлено. Была безумная идея провести одну большую в последний день января в центре Валенсии, а затем всем дружно отъехать на 20 километров в сторону на местный автодром, но команды так и не договорились. Журналистам – счастье, ведь обработать за день поток информации от 13 команд, 26 пилотов и толпы руководителей, технических директоров и менеджеров поменьше, при этом рассматривая новые болиды, просто нереально. Болельщикам, должно быть, обидно – такой пир в межсезонье отменили!

Подоплекой к общей презентации было стремление сэкономить средства, объединив усилия, но если подумать, то на самом деле без нее может быть еще дешевле. Ведь это как среднее автошоу организовать – снять помещение, оформить его, завезти болиды, пригласить ВИПов. Решить, кто и сколько за все это платит – тоже не последний вопрос. «Феррари» столько же, сколько и «Кампос»? Или, может, пропорционально достижениям? Причиной отмены этого автоспортивного праздника назвали проблемы с логистикой и потенциально невысокий интерес к «стендам» маленьких конюшен, но наверняка и денежные вопросы сыграли не последнюю роль. Куда дешевле тому же «Кампосу» (если он, конечно, построит машину и доедет до тестов) просто выкатить болид на пит-лейн какого-нибудь испанского автодрома и поставить рядом гонщиков для официальных фотографий. А US F1 – сфотографировать и выложить на Facebook, как они сейчас все делают. Собственно, это же относится и ко всем остальным. Даже «Мерседес», который мог устроить презентацию в Штутгарте, как два года назад с «Маклреном», по некоторой информации проведет рабочее представление 1 февраля в Валенсии, и на этом все закончится.

Начнется работа. Хорошо, хоть что-то определенное уже известно – расписание тестов. Четыре сессии на трех испанских автодромах. Никакой экзотики, вроде Бахрейна, которого в прошлом году засыпало песком, или Портимана, который заливало водой. Хотя в Сахире-то можно было придумать какую-нибудь испытательную сессию за неделю до первого Гран-при, пока не вступил в силу запрет на тесты. Но, видно, дорого (в прошлом году дополнительные затраты исчислялись полумиллионом долларов) и не несет в себе особой пользы – уж лучше кататься по хорошо известным трассам, на которых есть данные на все случаи жизни. То же самое касается и Портимана, да там еще и на погоду можно нарваться. Интересно, что «Феррари» собирается приехать в Валенсию на самую первую общую тестовую сессию, хотя обычно итальянцы дебютируют у себя дома во Фьорано или Мюджелло и стараются как можно меньше светиться на широкой публике. В прошлом году эта тактика оказалась не совсем удачной: машина новая, данных, от которых можно отталкиваться, для нее нет, и форма команды оценивалась в основном по Бахрейну, где Скудерия, «БМВ-Заубер» и «Тойота» смотрелись приблизительно наравне. Ну, все, конечно, решили, что «Тойота» подтянулась, а оказалось, что это лидеры 2008 года опустились.

Вообще, я думаю, в этом году к тестам нужно отнестись с полной серьезностью. Мы все твердим, что это только испытания, что все команды работают по разным программам, с разной загрузкой топлива и разными узлами, поэтому оценить реальную расстановку сил на самом деле нереально. И вообще, пока несколько Гран-при не проедут, ничего не понятно. Но сомнения, колебания и подозрения в том, что команды не показывают свой реальный темп или красуются перед спонсорами на недовешенных машинах, нужно отставить – в прошлом сезоне главные положения на начало чемпионата тесты показали очень четко. «Браун», как и положено, доминировал, «Макларен» оказался поначалу исключительно медленным, и его аэродинамические проблемы были видны в зеленых разводах парафина на бортах болида, да и удивительная плотность результатов, свидетелями которой мы в итоге стали, тоже просматривалась. Так что февраль станет месяцем напряженного анализа не только для команд, но и для болельщиков.

PS. А пока я оформлялась, «Заубер» первым определился с датой презентации – 31 января.