Лошадки тоже кушать хотят
Трансферный рынок в это году обещает быть очень интересным. Среди пилотов, где многое зависит от формы Фелипе Массы и шага Фернандо Алонсо, среди инженеров, где ряды безработных пополнились Йоргом Цандером, Джеффом Уиллисом и, скорее всего, большей частью состава «БМВ-Заубера». Что необычно, рынок мотористов тоже пришел в движение такое вообще случается нечасто!
Собственно, моторы меня на этой неделе заинтересовали больше всего. Гонщики начнут переходить, по-видимому, по окончании сезона (по крайней мере, туда молва сместила объявление Алонсо в «Феррари»), а раньше нового года им делать особо нечего, потому что тесты запрещены ровно до 31 декабря. Уволенные инженеры еще несколько месяцев будут находиться в трудовом отпуске обычно им около полугода дается на то, чтобы из головы выветрились все секреты команд. А вот с моторами, как верно заметил Гельмут Марко, нужно определяться уже сейчас, чтобы учитывать базовые параметры при разработке нового шасси на сезон-2010.
Так, в «Ред Булле» пытаются решить, оставаться им с «Рено» или переключиться на «Мерседес», моторы которого до сих пор не подводили их многочисленных обладателей. В «Уильямсе» совершенно точно пытаются избавиться от «Тойоты», и как раз наоборот больше заглядываются в сторону французских агрегатов, хотя и держат в уме популярный «Мерседес». Нужно помнить и о том, что ФИА выбирает 13-ю команду на место «БМВ-Заубера», и ей тоже понадобится двигатель. Может, это будет «Косуорт», как у всех дебютантов, но, что довольно любопытно, когда заявку подал «Заубер», от него ни контракта с мотористом не потребовали, ни «Косуорт» в добровольно-приказном порядке не предлагали. Возможно ли, что ФИА, набрав «Косуорту» трех клиентов, расслабилась, и теперь разрешит командам выбрать двигатель по вкусу?
Естественно, рассмотреть все характеристики, которые могут влиять на выбор той или иной команды, не стоит и пытаться. Например, если верить Россу Брауну, когда его конюшня решала вопрос между «Мерседесом» и «Феррари», она вообще руководствовалась удобством монтажа, и немецкие движки лучше подошли
Поэтому положение дел на рынке двигателей я решила оценить по одному параметру расходу топлива. Честно говоря, эта мысль возникла на почве новости о досрочном прекращении контракта «Уильямса» с «Тойотой» и высказанного после Гран-при Бахрейна предположении о том, что у японцев самые прожорливые моторы. Понятно, что, поскольку кроме информации, которую предоставляет в своих превью «Уильямс», точных цифр от моторостроителей нет, придется оперировать теми данными, которые любезно предоставляет ФИА после взвешивания, и простой логикой.
Логика такова: на старте каждого Гран-при даны массы болидов и известно, сколько кругов прошел каждый пилот до своей первой дозаправки. При расчете прогноза остановки обычно поступают так: от известной массы болида отнимают 605 килограммов (минимальный по регламенту), делят на данные по расходу «Уильямса» (читай, «Тойоты»), отнимают три круга (установочный, прогревочный и один про запас) и округляют. Мы будем решать обратную задачу искать расход топлива в килограммах на один круг, при этом от заявленной массы отнимем 605 кг и разделим на круг пит-стопа плюс 2 (установочный и прогревочный, хотя расход там и меньше).
Признаюсь сразу, теория вероятностей и математическая статистика была моим самым ненавистным предметом в университете, но даже после того как я ее с горем пополам сдала, почему-то решила прорваться на кафедру математического моделирования и анализа данных. Наверное, первая часть названия затмевала все мучения, которые обещала вторая. Меня не взяли, так что с анализом данных у меня по-прежнему никак. Зато образование, полученное по специализации методы оптимального управления, научило меня очень хорошо брать минимумы и максимумы. Поэтому далее мы везде будем искать минимумы!
Кроме шуток, для каждого мотора нам действительно разумнее всего брать минимум из массива данных, собранных по всем гонщикам, которые его используют. На расход топлива может повлиять множество факторов: стиль пилотирования, условия на трассе, когда, например, пилот экономит топливо, отчаявшись обогнать более медленного соперника, стратегические задумки команды, когда одному из напарников приходится заезжать раньше времени, потому что его коллеге готовят оптимальный пит-стоп, шины, которые могут износиться гораздо раньше, чем опустеют баки
Понятно, что последние два фактора повлияют на расход в сторону увеличения, причем, порой довольно существенного, поэтому нет смысла брать среднее между, например, данными Хэмилтона, Ковалайнена, Баттона, Баррикелло, Сутиля и Физикеллы, ибо картина может получиться очень смазанной. В то же время минимальное значение в этой выборке, хотя и подвержено влиянию стиля пилотирования и режима работы двигателя, даст более точное представление о потенциале данного мотора. «Мерседеса» в обсуждаемом случае.
Естественно, все подозрительные случаи из расчетов были без колебаний удалены. Например, если гонщик заезжал в боксы на первом круге (а я не могу вспомнить, заправляли его или нет), или стартовал с пит-лейн, где ему могли плеснуть чуть больше. Первые три Гран-при я тоже исключила из анализа в Австралии в неподходящее время на трассе появился сэйфети-кар, в Малайзии и Китае шел дождь. Испанию, где на старте случился завал в хвосте пелотона, и машина безопасности возглавляла его на протяжении пяти кругов, тем не менее, решила оставить хотя там и упал расход, нас ведь больше интересует относительная расстановка моторостроителей, а не абсолютные значения
Последней манипуляцией было приведение данных, различающихся от трассы к трассе, к формату «килограммы на 5 километров дистанции», в котором обычно представляет свою информацию «Уильямс». Это позволяет оценить и работу моторов относительно заданной британской конюшней с японскими двигателями точки отсчета.
В итоге получились графики, изображенные ниже, где каждому мотору соответствует подходящий цвет (только для «Тойоты» ничего не удалось подобрать), а тонкая черная линия отмечает параметры, предоставленные «Уильямсом».
Стоит отметить, что на уже упомянутом Гран-при Испании, за расход «Феррари» единолично отвечает Фелипе Масса, поскольку два «Торо Россо» выбыли в стартовом завале, а Кими Райкконен покинул гонку, не дотянув до своего первого пит-стопа. Есть все основания полагать, что бразилец остановился раньше положенного, чтобы не выпустить вперед преследовавшего Феттеля. С другой стороны, мы же помним, как у него топливо заканчивалось.
Результат «Тойоты» на Гран-при Германии заставил меня несколько раз все перепроверить, но ничего не поделаешь Накадзима своим заездом в 31 круг заставил японцев вырваться на первое место.
Достижение «БМВ» в Бахрейне, вообще говоря, стоило исключить, поскольку Кубица и Хайдфельд останавливались на втором и третьем кругах. Хайдфельд показался мне слишком подозрительным, но Кубица в целом вписался в картину, поэтому был оставлен.
Естественно, нужно постоянно держать в уме, что полученные графики лишь приблизительно описывают реальное положение дел. Но тот факт, что «Рено» регулярно попадает в лидеры (и не только усилиями Алонсо, но и Феттеля, который делит с двукратным импровизированный титул самого экономного гонщика), а «Феррари», наоборот, борется за последнее место, не может не наводить на размышления.
Наконец, в свете отмены дозаправок, мне показалось интересным подсчитать средний расход по всем рассматриваемым трассам и определить, сколько килограммов топлива в среднем понадобится в следующем году командам на дистанцию гонки. «Рено», что не удивительно, оказалась впереди всех, а «Феррари» и «БМВ» устроили очень упорную борьбу за последнее место.
Мотор | Средний расход (кг/5 км) |
Топлива на гонку (кг) |
Рено | 2,356 | 143,73 |
Мерседес | 2,417 | 147,44 |
Тойота | 2,467 | 150,48 |
Феррари | 2,534 | 154,55 |
БМВ | 2,535 | 154,62 |
Сегодня, говоря о тактике, отмечают, что лишние 10 кг топлива в третьем сегменте квалификации эквивалентны отставанию на 0,3 секунды. Естественно в следующем году, из-за большей общей массы болида, штраф за перевес будет меньшим, но, тем не менее, он будет. «БМВ», конечно, уже все равно, но вот «Феррари»
С другой стороны, в прессе были сообщения, что если у кого и могут быть проблемы с перегревом, то у «Брауна», который, кажется, в Малайзии что-то там со своего болида в срочном порядке снимал, чтобы улучшить охлаждение.
У меня МЛ с 350 мотором. Ничего так себе тянет. Думаю что GL надо брать с таким же мотором. Хотя и дизель не плох.
Но, например, Андерсон сравнивал мощности по максимальной скорости на Intermediate 1. Вот что получилось в 2009-м:
Валенсия Intermediate 1
Форс-Индия 285,1
Браун 283,5
Ред Булл 281,6
Рено 281,5
Макларен 281,3
Феррари 281,2
Торо Россо 280,5
Тойота 279,7
Уильямс 279,2
БМВ 278
И в среднем расстановка силу такая: «Мерседес», «Рено», «Феррари», «Тойота» и «БМВ».
Ну, «Мерседес» не зря такой популярный получился :)
Что касается расходов, то в прошлом году болиды не взвешивали, надо тогда по помежуточным отрезкам в гонке смотреть - время заправки, скорость подачи топлива... сколько залили иногда показывают, но на каждом Гран-при да по каждому пилоту, наверное, не получится.
Только мне сильно кажется, что установочный и прогревочный круги в плане потребления надо считать не за два, а за один, если не меньше. Расход зависит в том числе от оборотов и сопротивления воздуха, и если двигатель не крутить и ехать неспешно (как это и происходит), то расход падает очень существенно...
Зря, мне кажется, весь этот сыр-бор из-за моторов разгорелся. Коней на переправе не меняют. Ред Булл понять можно - моторы летят только в путь. На месте остальных я бы годик подождал, посмотрел, что будет. Как будет реально складываться ситуация.
то есть более легкий движок теоретически позволяет лучше сбалансировать болид, но разница масс пилотов это дело перекрывает легко, потому что там счет на килограммы идет с большим разбросом.
Если я Вас обругаю и меня отправят отдохнуть на 3 дня , это будет справедливо.
Если Вы меня обругаете , то Вас отправят отдохнуть - тоже справедливо.
Так почему в общении с Наталией должно быть по-другому?
Или здесь можно оскорблять авторов статей?
Можно почитать ответы Наталии и убедиться, что она никого не обзывает и ни над кем не подсмеивается.
В тоже время, Буддхи бездоказательно обвиняет Наталию в плагиате.
Можно не соглашаться в каких-то вопросах , можно спорить, и при этом не нарушать правила.
Буддхи эти правила нарушил. И не важно по отношению к кому.
Если есть нарушение, то должно быть и наказание.
Закон должен выполняться.
( Наверно, я сейчас напоминаю Вам Френка, который был против тестов для Шумахера)
У меня давно был вопрос о сопоставлении расходных характеристик разных моторов, теперь вы на него ответили исчерпывающе, особенно впечатлют данные таблицы сравнения, нифигасе разница не в пользу Феррари, таким образом, для компенсации этих 10 кг с гаком им придется что то придумывать особое для нового болида, иначе им удачи в усдовиях жесткого и экономного регламента не видать.
Похоже, звучит не очень обнадеживающе...
А вообще мы с вами, помнится, эту тему впервые нащупали на майские праздники, хорошо, что вы собрались написать.
Знать бы вес болида с пустыми баками под каждого конкретного пилота, и тогда Ваши цифры, Наталия, удивили бы даже Жиля Симона и Норберта Хауга :)
Даже КЕРС не совсем Мерседесовский, они делали его вместе с еще одной английской компанией.
Бриты рулят, думаю Кусуорт подтянется и будет рулить на равне с Мерседесом.
Например, даже очень медленный Бадоер в Валенсии расходовал 2,85 кг на круг. У Райкконена - 2,69. А у Альгерсуари - 3,06. И почему из-за Хайме мы должны считать расход «Феррари» 2,867, когда оба пилота «Феррари» израсходовали меньше?
Андрей, так Вы не сомневаетесь, что Косуорт предоставит новичкам в 2010 году конкурентоспособный и дешевый движок? Или детские проблемы шасси и Косуорта сделают новичков помехой на трассе даже для идусов.