6 мин.

Франкенштейны, на выход

Правда, кто еще из них Франкенштейн?... Первое впечатление от переходной В-версии «БМВ-Заубера», которая ближе всего к тому, что ожидает болельщиков в следующем сезоне, было однозначным – это чудо слепили из того, что было под рукой, не задумываясь, как оно будет гармонировать в едином теле. Возможно, по отдельности широченное переднее крыло и узкое заднее еще можно было бы принять, но когда они прикручены к одному болиду, получается нечто перекошенное и эстетически нелогичное. Правда, нужно все время держать в уме, что разработчики новых правил больше думали не о том, как эти два элемента будут функционировать (и уж тем более, выглядеть!) в их привычном расположении – переднее антикрыло спереди, заднее, соответственно, сзади, – а каково будет взаимодействие обратной комбинации: как хвост будет влиять на нос. Машины, идущей позади, естественно.

В том-то и заключается вся идея изменений: позади болида должен образовываться более чистый, менее турбулентный поток воздуха, который будет оказывать не столь отрицательное влияние на нос позади идущей машины и позволит ей преследовать соперника «по пятам». Все ради облегчения атак, разумеется! Однако это на бумаге. Реальные первые впечатления первого пилота, который опробовал «БМВ-Заубер» F1.08В, были довольно удручающими. «Даже с этой аэродинамикой невозможно идти за соперником вплотную», – отметил тестер баварской конюшни Кристиан Клин.

Разумеется, тут нужно вспомнить о том, что преследовать австрийцу приходилось в основном болиды с вредной аэродинамикой 2008 года или те, на которых было намешано и то и другое. На треке «Каталунья-Монтмело» был еще только один автомобиль, с которым нужно было сравнивать – второй монстр «БМВ», который, кстати, был не совсем равнозначен первому, ибо на нем отсутствовала система восстановления кинетической энергии. Понятно, что первый эксперимент получился не столь чистым, как формы В-версии, которая лишилась дефлекторов, рожек, крылышек и прочей отвлекающей (или радующей, тут кому как) взгляд мишуры. Дождемся все-таки гонок, когда на трассу выйдут сразу 20 вот таких автомобилей…

20 уродцев типа «БМВ-Заубера» – страшно представить! Хотя, знаете, после трех дней почти непрерывного рассматривания фотографий, мне уже кажется, что все совсем не так плохо, как было в понедельник. Прямое сравнение с настоящим F1.08 шокирует, но на этот раз уже чрезмерной вычурностью линий на последнем. Надо признать, что «БМВ-Заубер» не был самым красивым представителем пелотона-2008, поэтому можно даже где-то предположить, что и их модель-2009 не будет отличаться привлекательностью для эстетов. Вон на «Уильямсе» с их выигрышным глубоким синим цветом переднее крыло смотрится вполне приятственно…

Главное для «БМВ» – в данный момент они впереди планеты всей по разработке болида для следующего чемпионата, и это несмотря на то, что команда до предпоследнего этапа сезона-2008 боролась за титулы. Все именно так, как обещал Марио Тайссен. «Уильямс», который тестировал только крылья, но при этом не отказался от остального обвеса 2008 года, и «Хонда» со своим новым носовым обтекателем занимают почетные второе и третье места в этой гонке вооружений.

Тут, правда, нужно понимать, что команды работают по собственным сложным программам, и возможно, кто-то продвинулся гораздо дальше, чем показывает широкой публике (главные достижения вообще демонстрировать пока не стоит, чтобы не копировали). К тому же, наверное, имеет смысл тестировать новинки одну за другой, как это делала «Хонда», или тот же «Уильямс», меняя туда-сюда переднее крыло. У инженеров накоплена масса информации о поведении машины на трассе в Барселоне, и она задает некую систему отсчета, относительно которой сейчас и изучается поведение элементов-2009. По той же самой причине «Бриджстоун» привез на «Каталунью» наряду со сликами и шины с канавками, которые попрощались с Большими призами в Бразилии, – с их помощью тот же «БМВ» мог соотнести свою новую аэродинамику с известными характеристиками.

Те, кому нечего было испытывать из своих разработок – а что-то новое, кроме перечисленных трех команд, привезли только «Феррари» и «Макларен», которые на своих F2008K и MP4-23K работали с прототипами KERS, – тестировали слики в совокупности с развернутыми в конфигурации Монцы крыльями, молодежь по отношению к боевым пилотам или просто презентовали испытательные заезды приглашенным гостям. Из последних в понедельник выделялся Себастьян Леб, который в грязь лицом не ударил, адаптировался к «Ред Буллу» отлично и в результате отстал от Такумы Сато на относительно такой же технике всего на 1,7 секунды. Австрийская команда без стеснения использовала пятикратного чемпиона для того, чтобы подсобрать данных на дармовых километрах, – обула болид в слики и снизила прижимную силу. Обоюдная польза получилась…

Как-то анализировать количественные результаты прошедших испытаний, кажется, бесполезно из-за полного хаоса тестовых программ, однако, поскольку две команды оценивали претендентов на место боевого пилота, их время на круге как раз можно смело сравнивать – гонщиков ставили в равные условия по уровням топлива, используемым покрышкам, настройкам и количеству кругов, чтобы не вносить в оценку дополнительные факторы, кроме, разумеется, поправки на различные внешние условия вроде погоды.

В «Торо Россо» ищут сразу пару пилотов: одного вместо Себастьяна Феттеля, второго на место Себастьяна Бурдэ. Ну и что, что француз может и сам занять свой кокпит – прежде ему нужно пройти унизительное сравнение с другими кандидатами. Судя по секундам, которые показывали претенденты, иерархия между ними сложилась довольно четкая: Такума Сато и Себастьян Бурдэ выступили почти на равных, с небольшим преимуществом в пользу японца, Себастьян Буэми стабильно отставал на 0,3-0,5 секунды, что неудивительно для парня, опыт которого несравним с конкурентами. Правда, и Такума сидел совсем без дела полгода, к рулю прикоснулся лишь однажды, на тестах в сентябре, когда дождь помешал ему даже как следует размяться. По результатам нужно, конечно, брать в команду Сато и Бурдэ и не мучиться. Но проблема в том, что меряются пилоты фактически не секундами, а кошельками тех спонсоров, которых они могут привести в находящуюся в достаточно сложном финансовом положении команду. Буэми, к тому же, – воспитанник программы «Ред Булла», и нужно же как-то оправдывать потраченные на всю эту подготовку деньги. Шансы Бурдэ в данном случае выглядят довольно призрачными, да и сам француз избрал тактику публичного давления на команду, что может отрицательно сказаться на отношении к нему руководства.

Из сравнительных тестов «Хонды» выводы также достаточно просты: Бруно Сенна быстрее Лукаса ди Грасси как по абсолютным, так и по относительным показателям. Разница невелика, но если отсчитывать от Баттона и Феттеля (который так удобно оба дня задавал темп) 0,2 секунды, племянник великого Айртона отыграл…

Но, на мой взгляд, в Барселоне вторым по интересу объектом после «БМВ-Заубера» была «Форс-Индия», в которой довольно неожиданно объявился «старый друг» команды Педро де ла Роса. Даже если не рассматривать вероятность получения испанцем постоянной прописки в индийской конюшне, за его тестами кроется масса интересных возможностей. Для «Форс-Индии» это в первую очередь вердикт признанного тестера, мнение которого о потенциале и проблемах болида само по себе ценно. Для «Макларена» это шанс узнать, как можно эксплуатировать нового компаньона, а заодно и провести сравнительный анализ уровня пилотов – того же Сутиля, например, раз уж ходили слухи о замене им Ковалайнена. Наконец, тесты в Испании были последними для «Форс-Индии» с моторами «Феррари» – это ли не возможность для «Макларена» и «Мерседеса» узнать чуть больше о главном конкуренте?