7 мин.

Завтра ветер переменится. Что дал России танцевальный турнир в Сочи

Распределение мест в турнире танцевальных пар подвело нас к точке невозврата. К уходу из любительского спорта готовятся несколько пар, которые при жизни стали историей. Старая формация доживает последние дни, но даже формация новая претерпевает изменения. Возможно, мы находимся на пороге новой вехи в фигурном катании. Ванкувер изменил танцы до неузнаваемости и зубового скрежета от недосягаемости двух известных дуэтов. Эпизод «Сочи. Новая надежда» снова перевернул многое с ног на голову. А может, просто вернул всё на место. Блог Контратака пытается понять, чего же нам ждать дальше.

Фото: ©Reuters/LUCY NICHOLSON

Завершат ли карьеру Мэрил Дэвис и Чарли Уайт? Наконец-то будущее наших танцев не зависит от ответа на этот вопрос. Наконец мы можем действительно расстроиться уходу Тессы Витью и Скотта Моира. Жаль, что большие мастера перестанут радовать своих поклонников мягким катанием и внутренним обаянием. Но у нас не возникнет теперь мыслей о том, что территория для российских танцоров наконец расчищена, что место освободилось и площадка для борьбы за первые места снова открыта. Потому что всё изменилось. Потому что уже в следующем сезоне молодые и раскрученные сверх меры россияне Елена Ильиных и Никита Кацалапов будут бороться за самые – самые! – высокие места. Наконец для этого кто-то готов, наконец для этого готовы они. Пора.

В Ванкувере олимпийские чемпионы Тесса со Скоттом получили за произвольный танец 110,42 балла. В Сочи Лена с Никитой получили на две сотых больше – 110,44. За сотню Ильиных и Кацалапов переваливали в карьере несколько раз: первый на Чемпионате Европы в прошлом году, где они получили 100,16 балла, выиграли произвольный танец, но стали вторыми в итоге. Второй раз был в Париже в этом сезоне, где они сумели приблизиться в технической оценке к Виртью/Моир и получили за произвольный 102,82 балла, обогнав в итоге Пешала/Бурза на восемь десятых. Далее следовал смазанный предолимпийский Чемпионат Европы, и с падением на твизлах Ильиных и Кацалапов получили 100,97 балла. То есть больше, чем когда-либо на международной арене ставили Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьёву. И вот прорыв в Сочи: в командном турнире 103,48 с нелепым штрафом за нарушение целостности костюма и бомба в личном первенстве.

Безусловно, этот танец достоин такой оценки. Самая сильная постановка этого сезона и одна из лучших при новой системе судейства. Ненавистники всё равно будут придираться к каждой мелочи, но судьи, разной степени развития эксперты и простые болельщики остались очарованы бессмертной русской классикой. Никакой современной обработки, несуразных костюмов и нестандартной хореографии. Только то, что проверено временем: внешняя форма, «вкусная» оболочка, преподносящая содержание. Выразительные руки, мягкость скольжения, плавность во всём, от новых, почти птичьих поддержек до выверенных точных позиций на дорожках. Никита Кацалапов рассказывал, как первое время работы с мастерами поддержек и поиска оригинальных идей у него болела спина. С ребятами работала некая группа балетных специалистов, сам Николай Морозов вложил в эту программу много себя, наделил её своим фирменным налётом лоска, редким в последнее время. И всё вместе это дало результат и принесло, наконец, свои плоды.

Нельзя утверждать, что прямо со следующего года Ильиных и Кацалапов начнут делать из своих соперников винегрет. Но для этого есть все предпосылки, буквально всё дано им в руки. Осталось только закрепить это кропотливым трудом. Елена сказала совершенно правильные слова о «взрослом катании», вдумчивом, разумном, где-то даже расчётливом. Но ещё одной составляющей взросления является постоянное совершенствование, отработка каждого жеста. Две грани автоматизма: не превратиться в североамериканских не оступающихся роботов и в то же время исключить все нервозные помарки.

Сейчас даже чуть забавно вспоминать о недавнем европейском соперничестве с итальянцами. В Сочи это было именно деклассирование: в техническом, а самое главное эмоциональном плане. Суть не в том, какая партнёрша сильнее растянет губы в улыбке, суть в проникновении танца под кожу, в сердце зрителя. Ещё более забавно выглядит противостояние Ильиных/Кацалапова с их сверстниками, например, давними антиподами Маей и Алексом Шибутани. Это превосходство не на голову, а на какую-то другую меру сравнения. Ребята сумели выиграть и у Пешала/Бурза, причём не выцарапать несколько десятых, а именно выиграть. У французов, которые вычистили свои дорожки, которые исключили наконец вульгарность, после проката которых стало понятно, почему они всё-таки выиграли два года назад медаль Чемпионата мира. У них не получилось очень быстро, но получилось очень точно. Однако молодость покрыла опыт.

Ставила ли Федерация на эту молодость? Очевидно, что да. Справедливо ли это? Две правды волка и ягнёнка, две правды спорта: когда одна дверь открывается, то другая неизбежно закрывается. Верной ли была эта ставка? Результат показал, что да. Но не Федерация в один миг перекроила твизлы Кати с Димой в обеих программах. Откатай они короткий танец так, как в командном турнире, и расклад мог бы быть иным. Беспощадное сослагательное наклонение спорта. Чистое исполнение оставляло им равные шансы на борьбу, не найди судьи, к чему придраться, они бы повысили оценку домашней паре. Но ребята дали повод. К сожалению.

Было бы кощунством не сказать об этом маленьком спортивном подвиге. Это не медаль. Но это подвиг. Первая пара страны, которая весь сезон ненужными ошибками давала эти поводы усомниться в своём шике, и судьи, наконец, воспользовались одним из них. Слишком много промахов. Первая пара, которая ехала за личной бронзой. Они уступили, но разве может повернуться язык сказать, что они проиграли? Они вызвали слёзы на глазах любителей фигурного катания.

Конечно, они слышали оценки Ильиных/Кацалапова. Слышали гроссмейстерские баллы, которые им не под силу было выбить. Да, они не получали за сотню, но они взяли ту бронзу в Лондоне. И они хотели повторить этот результат дома, хотели подтвердить правильность своего перехода к Александру Жулину. Когда верные шансы уплывают из рук, любой может эти руки опустить. Но не Катя с Димой. Они всё понимали, но они слишком хороши для того, чтобы бросать бороться даже в такой ситуации. Вызывающий тошноту вопрос о смене произвольного танца: в этом сезоне с птицами и падениями они набирали столько же, сколько в том без падений и с восхитительным танцем. Но он стоил того, чтобы ребята ещё раз почувствовали кайф, исполняя его. Он стоил того, чтобы получить больше ста баллов. Он стоил размашистого, обожжёного, наэлектризованного проката, наотмашь, на оголённый нерв. Он стоил домашних стоячих оваций, а не нестройных хлопков пресытившихся канадских трибун.

Этот танец не влюбляет в себя, не очаровывает и даже не покоряет. Он просто проникает внутрь тебя и остаётся там жить. Можно отбросить все формулировки «один из самых..», «стоящий на ровне с..». Это лучший танец прошлого сезона, несмотря на экстравагантную Кармен. Это высшее произведение. Оно рвёт изнутри, срастается с душой. Нужен невероятный талант хотя бы для того, чтобы донести этот тренерский гений до зрителя. Это новые танцы, это фигурное катание с будущим. Такие программы и должны принести Бобровой и Соловьёву их будущее. Они в очередной раз показали, как характер может быть сильнее обстоятельств. Это превосходство силы воли над поражениями, это торжество Человека. Когда Дима обнял плачущую Катю на льду арены «Айсберг», все вдруг увидели то, что было в этой паре уже давно – непередаваемые отношения, уважение, бесконечная поддержка. Это человеческая история, которая заставила людей плакать.

Пресловутая новая система судейства даёт всё больше поводов для разговоров о необъективности и всеобщей непонятности. Глаз набить несложно: сравните дуги североамериканцев с дугами, допустим, британцев или итальянцев и вы многое поймёте. Делом вкуса в танцах остаются компоненты, которыми можно творить что угодно, но техника стала даже объективнее, чем при старой системе судейства. Конечно, ничего не будет сразу идеальным, недостатков много и работы тьма. Например, за твизлы в произвольной программе Ильиных/Кацалапов и Пешала/Бурза получили идентичные баллы вплоть до сотых. Скорее всего, ценность этого элемента в следующем сезоне возрастёт, как возросла после Ванкувера цена четверного прыжка. Но разговоры о том, что этой системой судейства ИСУ хотела «убить» русскую школу фигурного катания – чушь. Это то великое, что убить нельзя. А уж как последнее четырёхлетие шагнули вперёд непосредственно танцы – непостижимо. Просто сравните 2006 год с 2014 и вы почувствуете этот ветер перемен.  

Он подул, тёплый, сочинский ветер, несущий нам радостные вести. С 1976 года отечественные танцоры не уезжали с Олимпийских игр без медали, не уехали они и на этот раз. В Ванкувере это была выстраданная бронза недополучившей своё пары. В Сочи это бронза будущего, российского будущего.