14 мин.

Исключительный спекулянт. 11 обменов Дэнни Эйнджа в этом году

Уже из заголовка можно сделать вывод, о чем пойдет речь в этом тексте. За этот сезон Дэнни Эйндж провел 11 разных обменов! Если это и не рекорд НБА, то близко к нему. При всем этом удивляешься, как это Брэдли, Саллинджер, Олиник, Басс, Уоллес и Пресси умудрились остаться еще с прошлого сезона, да и Смарт с Янгом не были обменяны.

Как можно поменять всего лишь 7 человек из своей заявки за 11 обменов? Обо всем по порядку.

I. Трехсторонний обмен с «Кливлендом» и «Бруклином», 10 июля

Актив: Тайлер Зеллер (на фото), Маркус Торнтон, пик 1 раунда «Кливленда»-2016 (защищен топ-10 до 2018, далее незазищен)

Пассив: торговое исключение от обмена Пола Пирса, пик 2 раунда «Бостона»-2015 (защищен топ-55 до 2015, далее обязательство считается погашеным)

Когда «Бостон» проводил летом 2013 года свой блокбастер-трейд с «Бруклином», считалось, что из полезного «кельты» получают только три пика от «Нетс» и еще одно право пиками поменяться. Эйндж выжал гораздо больше, работая с торговыми исключениями.

Торговое исключение (TPE) – это своеобразный «кредит», образованный на разнице зарплат в обмене один-на-один. Если в трейде команда отдает игрока на 3 млн., а получает на 2, то теперь у нее есть TPE на 1 млн. – в течение года она может выменять себе игрока или игроков с суммарной зарплатой в миллион, не отдавая взамен своих баскетболистов для соблюдения баланса обменов. Торговые исключения учитываются под потолком зарплат, но на них (в отличие от зарплат реальных игроков) не тратится ни цента, они очень распространены в НБА и иногда используются в обменах так тихо и незаметно, что вы об этом даже не узнаете.

Именно такое исключение получил и «Бостон» в трейде с «Бруклином», который со стороны «кельтов» был оформлен как два независимых (неагрегированных) трейда – в одном уехали Гарнетт с Терри, в другом Пирса напрямую поменяли на Кита Боганза. Разница составила 10,8 млн. – именно на такую сумму у «Бостона» образовалось TPE на год.

И вот когда срок уже подходил к концу, Эйндж смог это исключение превратить в игроков. «Кливленд» как раз спешно скидывал контракты из платежки, тут и подсуетился Дэнни со своим истекающим торговым исключением, забрав на него Торнтона, Зеллера и запросив за свои услуги пик первого раунда. Все это было получено абсолютно бесплатно, ведь даже пик второго раунда от «Бостона» защищен так, что никогда не достанется «Кавз».

Зеллер, играющий на контракте новичка, отлично вписался в ротацию и схемы Стивенса. Истекающий контракт Торнтона в 8,6 млн. тоже не мешал текущим или будущим планам «Бостона», а сам Маркус порой становился единственным в составе команды, кто мог самостоятельно набирать очки в тяжелых играх.

II. Обмен с «Вашингтоном», 19 июля

Актив: TPE на 4,3 млн., пик второго раунда от «Вашингтона»-2015 (защищен топ-49, далее обязательство считается погашеным)

Пассив: Крис Хамфрис

Сложно назвать это «пассивом», когда Хамфрис – неограниченно свободный агент. По сути Дэнни создал себе торговое исключение из пустоты – опять же, просто помогая другой команде. У «Вашингтона» не было места под потолком на Хамфриса, но было торговое исключение от обмена Эмеки Окафора год назад. Получить Криса они могли только по сайн-энд-трейду с участием его прежней команды, и «Бостон» радостно отпустил Криса, получив заодно еще и пик второго раунда, который может как достаться, так и не достаться «Бостону» – «Вашингтон» как раз балансирует между местами, за которые полагаются 49 и 50 пики на драфте.

Такой мелкий трейд все равно смог в будущем помочь команде, и дело снова в образованном TPE.

III. Обмен с «Кливлендом», 25 сентября

Актив: Эрик Мерфи, Джон Лукас, Малкольм Томас, права на Дуайта Пауэлла, два пика второго раунда от «Кливленда» 2016 и 2017, TPE на 5,3 млн.

Пассив: Кит Боганз, два пика второго раунда от «Бостона» 2016 и 2017 (защищены топ-55)

Полюбил Эйндж обмениваться с «Кливлендом», что совсем не удивительно – новый генменеджер «Кавз» Дэвид Гриффин является учеником Эйнджа, работая под его началом в должности видеокоординатора в тренерском штабе «Финикса» в 1990-х. «Кливленд» проворачивал очередную сделку по раздутию платежной ведомости, и ему для этого нужно было превратить три небольших негарантированных контракта (Мерфи, Лукас, Томас) в один большой (Боганз).

Кит Боганз попал в «Селтикс» только потому, что без него не прошел бы тот самый трейд Гарнетта-Пирса. За это ему пришлось заплатить 5 млн. в прошлом сезоне, а зарплата на этот сезон была негарантированной. Все уже ожидали отчисления Боганза, как вдруг Эйндж умудрился и его превратить в активы – молодого игрока (Пауэлла), два пика второго раунда и торговое исключение. Эйндж продолжает выжимать максимум из трейда с «Бруклином».

Цена опять нулевая – два пика второго раунда, которые тоже не достанутся «Кавз» из-за сильной защиты пиков. Благодаря тому, что права на Пауэлла не стоят ничего по балансу в трейде, минимальные соглашения Мерфи и Томаса также обмениваются без оглядки на баланс, а зарплату Лукаса поглотило еще одно торговое исключение, оставшееся от давнишнего обмена Кортни Ли, «Бостон», выходит, обменял 5 с лишним миллионов Боганза на просто так. А значит, это новое TPE на 5,3 миллиона...

Негарантированные контракты Лукаса, Мерфи и Томаса тут же сбросили из платежки – эти игроки «Бостону» были не нужны, на всех троих было суммарно потрачено 100 тысяч долларов. Сухой остаток – Пауэлл, два пика второго раунда и исключение. Снова задаром.

IV. Обмен с «Детройтом», 17 октября

Актив: Уилл Байнэм

Пассив: Джоэль Энтони

У «Бостона» было 16 человек в заявке, кого-то нужно было отчислить. Дэнни сделал это наиболее дешевым способом – нашел команду, готовую взять себе истекающий контракт Энтони и отдать что-то чуть более дешевое. У Байнэма тоже был истекающий контракт, но на 900 тысяч дешевле. С игровой точки зрения обмен бесполезный, с точки зрения работы с платежкой тоже, зато сэкономили немного денег владельцу.

И все это – без траты даже завалящего пика второго раунда.

V. Обмен с «Далласом», 18 декабря

Актив: Джей Краудер, Брэндан Райт, Джамир Нельсон, пик первого раунда от «Далласа»-2015 (защищен топ-3 и 15-30, в 2016-2020 гг. защищен топ-7, далее превращается в два пика второго раунда), пик второго раунда от «Далласа»-2016, TPE на 12,9 млн.

Пассив: Рэджон Рондо (на фото), Дуайт Пауэлл, TPE от обмена Хамфриса, TPE от обмена Боганза

Последние пять лет самым обсуждаемым именем в слухах об обменах был Рондо. И это наконец случилось. Команда, в которую отправили Раджа, была не случайной – «Бостон» и «Даллас» связывают давние дружеские отношения. Как и ГМ «Кавз», ГМ «Мавз» Донни Нельсон когда-то работал под началом Эйнджа в «Финиксе», и с тех пор Дэнни и Донни дружат и сотрудничают.

Если и есть в истории «Бостона» какой-то грустный обмен, который может называться просто «The Trade», и все поймут о чем речь, то это он. Терять Рондо было тяжело, даже несмотря на слухи о предстоящем и неминуемом уходе капитана летом. Тяжело было и Эйнджу, который когда-то откопал Рэджона в глубинах драфта и сделал все, чтобы заполучить его. Тем не менее к трейду Дэнни был готов.

А если и не готов – то экипирован. Пригодилось торговое исключение от Боганза – на него влезла 5-миллионная зарплата Райта. Пригодилось торговое исключение от Хамфриса, уместившее контракты и Нельсона, и Краудера. В итоге благодаря двум маргинальным TPE от игроков, полученных в обмене с «Бруклином» и казавшихся балластом, Эйндж смог соорудить торговое исключение на 13 миллионов до следующей зимы. «Бостону» теперь даже не обязательно падать летом под потолок зарплат – по сайн-энд-трейду можно получить свободного агента со стартовой зарплатой в 13 лямов (больше нельзя, но больше «Бостон» и не готов будет тратить).

Из полученного трейд-пакета команде Стивенса пригодился только Краудер. Команде Эйнджа пригодились и двое других игроков.

VI. Обмен с «Финиксом», 9 января

Актив: пик первого раунда от «Миннесоты»-2015 (защищен топ-12 в 2015 и 2016, далее превращается в два пика второго раунда), TPE на 5 млн.

Пассив: Брэндан Райт

А вот и «Финикс»! Эйндж там уже не работает, но зато там работает его бвыший подопечный Райан Макдоно, который 10 лет провел в команде Эйнджа в «Бостоне» – в клубный менеджмент они пришли вместе в 2003 году. «Финиксу» нужен «большой», «Бостону» он не нужен, сделка готова – Райт едет в Аризону, а «кельты» получают за него пики. Пики на 99% будут из второго раунда, поскольку это выбор «Миннесоты», и чтобы он перешел в «Бостон» в виде пика первого раунда, нужно чтобы старая-новая команда Гарнетта хотя бы боролась за зону плей-офф, а пока это не предвидится. По сути это продолжение трейда Рондо: теперь компенсация состоит из Краудера, пика первого раунда и трех пиков второго. И двух TPE – от самого Рондо и еще от Райта.

VII. Трехсторонний обмен с «Мемфисом» и «Новым Орлеаном», 12 января

Актив: Тэйшоун Принс, Остин Риверс, пик первого раунда от «Мемфиса» (сложная защита, пик перейдет не ранее 2019 года, если только «Гриззлиз» вдруг не разрушатся)

Пассив: Джефф Грин (на фото)

После обмена Рондо было понятно, что вскоре обменяют и Грина. Куда? Да конечно тоже к старому знакомому! ГМ «Мемфиса» Крис Уоллес 4 года в штабе Дэнни Эйнджа занимал должность генерального менеджера «Селтикс» (сам Дэнни официально – президент по баскетбольным операциям) и был его правой рукой.

Хотя обмен прогнозировался как простой размен Грина на Принса с добавлением пика, «Мемфис» также захотел избавиться от Пондекстера. Так в обмен влез «Новый Орлеан», отправивший в «Бостон» Остина Риверса. Почти сразу было объявлено, что Риверс в итоге попадет к отцу в «Клипперс», но было решено провести это как трехсторонний трейд, а к обмену с ЛАК вернуться позднее. И это тоже сыграло на руку Эйнджу.

Сначала показалось, что Принса «Бостон» сразу же выкупит, чтобы тот тоже смог поехать в «Клипперс», но в итоге Тэйшоуна решили поставить в состав, где он выдал несколько очень полезных игр перед травмой. Но вскоре стало понятно, что как бы ветеран не играл, в «Селтикс» он не задержится. Выкуп казался неминуем, поскольку ни один контендер не мог потянут 7,7 млн. зарплаты Принса, даже истекающей...

VIII. Обмен с «Денвером», 13 января

Актив: Нэйт Робинсон

Пассив: Джамир Нельсон

В январе Эйндж проводил обмены каждый божий день. Три будних дня – три трейда. В «Денвере» у Дэнни нет бывших помощников, что не помешало «Наггетс» заинтересоваться Джамиром Нельсоном, который не входил в планы «Бостона».

Профит «Селтикс» состоял в экономии – не только на текущий сезон (зарплата Нельсона – 2,8 млн., Робинсон получал 2,1 да еще и согласился на выкуп за 1,4), но в первую очередь на следующий. У Джамира Нельсона есть опция игрока на 2,9 млн. на сезон 2015/16, и хотя неясно, будет ли он ее активировать или же пойдет за меньшие деньги в контендер, лучше уж подстраховаться и поменять такой «контракт Шредингера» на обычный истекающий.

И снова за такой размен не пришлось доплачивать ничем – «Денвер» был искренне уверен, что Джамир принесет игровую пользу. Пока что Нельсон выиграл только 1 игру в «Наггетс», да еще и с травмой слег, и обменять его куда-то еще денверцы также не смогли.

IX. Трехсторонний обмен с «Клипперс» и «Финиксом», 15 января

Актив: пик второго раунда от «Клипперс»-2017, Шавлик Рэндольф, Крис Даглас-Робертс, TPE на 2,5 млн.

Пассив: Остин Риверс

14 января Дэнни отдыхал. Зато 15 числа снова взялся за обмены. То, что в «Клипперс» работают Док Риверс и Дэйв Вол, много лет работавшие с Дэнни, уже не удивляет.

Из-за того, что Дэнни немного подождал, он смог оформить обмен Риверса как отдельную сделку. Пик второго раунда 2017 года от «Клипперс» – сущая мелочь, зато Остина Риверса, которого пару дней назад получили бесплатно, удалось превратить в очередное торговое исключение.

Получены были также два игрока на минималках: Крис Далгас-Робертс был мгновенно отчислен, Шавлик остался в команде, но до 1 марта он тоже, скорее всего, будет выкуплен.

X. Обмен с «Финиксом», 19 февраля

Актив: Айзейя Томас

Пассив: Маркус Торнтон, пик первого раунда от «Кливленда»-2016

В некоторых источниках это оформлено как трехсторонний трейд с «Милуоки», но на самом деле это два разных трейда, поскольку «Бостон» и «Милуоки» не обменялись ни единым активом.

Помните торговое исключение от Пирса? Оно превратилось в Зеллера, Торнтона и пик; Торнтон и пик превратились в Айзейю. В итоге абсолютно даром «Бостон» получил Зеллера и Томаса – считайте, что они входят в компенсацию за обмен Пирса, Гарнетта и Терри вместе со всеми пиками. Ни для кого уже не станет шоком, если и Уоллеса Дэнни сможет превратить во что-то полезное.

Айзейя Томас должен добавить «Селтикс» остроты в атаке, наконец-то кто-то может играть пикенроллы в составе. Больше всего пользы его умения принесут со скамейки, а понижающийся контракт с одновременным ростом потолка зарплат вскоре может стать одним из самых выгодных соглашений в лиге. По текущим прогнозам, контракт Айзеи будет составлят лишь крохотные 8-9% от потолка в сезонах 16/17 и 17/18.

XI. Обмен с «Детройтом», 19 февраля

Актив: Йонас Жеребко, Луиджи Датоме, TPE на 7,7 млн.

Пассив: Тэйшоун Принс, TPE от Райта, TPE от Риверса

Принса собирались выкупать – а в итоге использовали его контракт для того, чтобы превратить два небольших торговых исключения на одно более крупное. 27-летние Жеребко и Датоме вряд ли представляют интерес для «кельтов», хотя именно Дэнни первым пригласил Джиджи в НБА два года назад, прежде чем в последний момент его не перехватил «Детройт». Зато получив их за TPE от Райта и Риверса соответственно, Эйндж смог образовать новое исключение в размере зарплаты Принса, которое может пригодиться летом.

Немного теории. Во всех источниках сейчас указывается, что TPE осталось именно от трейда с «Детройтом». Но мысленно поменяйте порядок сделок X и XI. Что если сначала «Бостон» официально провел обмен Принса и получил TPE на 7,7? Тогда на это исключение можно было бы сразу выменять Айзейю – и создать новое TPE от обмена Торнтона – а это уже 8,6 млн.!

Впрочем, пока не пришло подтверждения этому, будем считать, что у «Бостона» есть новое исключение на 7,7 млн. до следующего дедлайна.

* * *

Давайте посмотрим, что же накопил Дэнни от приснопамятного трейда Пирса, Гарнетта и Терри?

  • три пика первого раунда, один из которых стал Джеймсом Янгом, и право обменяться пиками в 2017;

  • Джеральд Уоллес, чья польза пока только в роли дядьки и спарринг-партнера на тренировках (хотя именно в этой роли им очень довольны все в Бостоне);

  • Маршон Брукс, ставший пиком второго раунда;

  • Кит Боганз, ставший двумя пиками второго раунда и исключением, на которое взяли Райта – а это, в свою очередь, помогло создать исключение от Тэйшоуна на 7,7 млн.

  • Крис Хамфрис, ставший еще одним пиком второго раунда и исключением, на которое взяли Джамира и Краудера; вместе с TPE Боганза это позволило создать новое торговое исключение в размере 12,9 (з/п Рондо);

  • TPE на 10,3 млн., в итоге превратившееся в Зеллера и Айзейю Томаса.

Итого: три пика первого раунда, право на своп, несколько пиков второго раунда, Зеллер, Томас, два крупных TPE на 7,7 млн. и 12,9 млн. Ну и Уоллес. Что от этого обмена в итоге осталось в «Нетс», даже и говорить не хочется (Тэд Янг, Джек и Карасев).

План Дэнни Эйнджа не всегда работает четко. В стратегии постоянных обменов очень много уязвимых мест. И все же способности ГМа «Бостона» выжимать выбивать максимум из любой сделки не могут не восхищать.

Фото: Fotobank/Getty Images/Mike Lawrie, Ronald Martinez, Al Bello, Thearon W. Henderson, Michael Zagaris/MLB Photos