Королевская лепта — за что платит Реал?
Пока я дорабатываю более серьезные и объемные материалы, захотелось написать что-то легкое, непритязательное и в то же время актуальное. События последних дней все более явно указывают на то, что Бейл отправится в Мадрид, хотя недавно появились слухи о конкурентных предложениях за валлийца, но это Леви тонко подталкивает Реал к более решительным действиям, на мой взгляд. Скорее всего, Бейл сменит страну и лигу. На это указывает и пара «коммерческих» индикаторов. NBC убрала известный постер Бейла в Нью-Йорке, рекламирующий показ матчей АПЛ. Британская компания BT Sport неожиданно подписала соглашение с Ман Сити, которое включает в себя разные эксклюзивные материалы, доступ к игрокам, тренерам, помощь в разработке клубного ТВ-канала и тп. Данная сделка многими рассматривается как возможная замена анонсированному ранее контракту с Гаретом Бейлом, который должен был участвовать в программах телеканала и рекламировать его.
Если Бейл действительно уходит в Реал, всем понятно, что за него отдадут рекордную для футбола сумму. Таким образом, последние пять мировых трансферных рекордов будут принадлежать Реалу. И в этом определенно видится стратегия клуба. Его акцент. Не только покупать лучших игроков тут и там, но и платить за них рекордные деньги, ибо цена футболиста сама по себе является важным фактором в коммерции и раскрутки его образа.
Поэтому я проанализирую показатели выручки Реала, динамику ее роста и влияние на нее двух коммерческих мега-звезд: Бекхэма и Роналду. Разумеется, бизнес — куда более сложная вещь, в команде не только они, а рост выручки сильно зависит от сроков соглашений(технический спонсор, генеральный спонсор и тп). Более того, часто вообще все зависит от совершенно сторонних и непредсказуемых факторов. Например, новая ТВ-сделка АПЛ стала такой успешной не благодаря объективному росту уровня чемпионата и тп, а в первую очередь из-за крайне агрессивной и рискованной стратегии BT Group, нового игрока на рынке платного ТВ. А это, в свою очередь, было вызвано прогрессом и сращиванием рынка цифрового ТВ, сотовой связи и интернета. Благодаря чему компании Sky и BT, которые еще в начале 90-х, можно было сказать, занимались совсем разными вещами, в новом веке стали конкурентами. Аналогичная ситуация и с контрактами Warrior и Ливерпуля, Puma и Арсенала — оба клуба получили суммы больше, чем объективно могли рассчитывать, именно из-за того, что компаниям был нужен выход на рынок, и они готовы были за него переплачивать.
Так что представленный тут материал не является полным анализом, это скорее такое интеллектуальное упражнение, которое при всей своей условности, однако, немного проливает свет на то, зачем Реалу нужен Бейл и еще за такие деньги. Ниже представлен график роста выручки или оборота Реала(регулярные основные доходы, без трансферных продаж)
Никаких скачков мы не увидим, клуб планомерно и уверенно наращивает доходы. Показатели роста выручки в денежных значениях(млн евро) и процентах, также не позволяют составить какой-то четкой картины:
Однако, все становится немного интереснее, если мы построим средний прирост за год.
Тут мы четко видим, что периоды Бекса и Криштиану показывают куда больший рост в среднем, чем другие. Причем распределение видно весьма хорошо, а разница между значениями более, чем заметная. Так за «период Роналду» выручка росла в среднем аж на 27% больше, чем за два года до этого. Определенный экономический эффект звездные трансферы Реалу, очевидно, дали.
Подобная динамика не прослеживается, если смотреть проценты.
Но причина в том, что тяжелее расти в процентах, если сумма больше, плюс самый большой рост часто именно на первый год попадает. Хотя сам по себе этот момент интересный и может вполне указывать, что Бекхэм и Роналду являются «драйверами» больше второстепенными.
Попробуем посмотреть, как же именно росли доходы. Бросим Бекхэма и сосредоточимся на более свежем переходе Роналду. Первое, что приходит на ум, — это коммерция. Такие игроки помогают Реалу наращивать силу бренда. И действительно:
После ухода Бекса коммерция даже упала немного, а потом лишь вернулась к прежнему уровню, а с приходом CR7 дела пошли в гору. Особенно это видно на примере среднего прироста коммерческих доходов за год.
Также стоит заметить, что после ухода Бекса и до Роналду вклад коммерческого роста в общий рост выручки был ничтожным, менее 10%. Это притом, что за последние годы коммерция стабильно составляла 30-35% в обороте Реала. Роналду же положение дел поправил, и показатель стал расти так, как ему и полагается:
Однако, смог ли Роналду «отбить» вложенные в него инвестиции? Переплатил ли Реал за него или нет? С бизнес точки зрения. Для этого возьмем накопленную амортизацию Роналду за три года(все же мы смотрим цифры по 2012-й, то есть брать нужно половину суммы трансфера, условно говоря), рост доходов за этот же период и «фактор Роналду». Что это за «фактор»? Все очень просто, это та разница между средней динамикой роста до трансфера Криштиану и после. То есть, получается, что это как бы дополнительное ускорение роста, которое и обеспечила португальская звезда.
С одной стороны, можно заключить, что Реал переплатил за трансфер. Возможно, так оно и есть. Но на ситуацию имеется и другой взгляд. Если допустить, что Роналду не только дает дополнительное ускорение доходам, но также обеспечивает их обычный рост. Поэтому я предлагаю повнимательнее посмотреть на показатели Реала. График ниже показывает отношение амортизации(расходы на трансферы) к выручке:
В целом, амортизация стабилизировались около отметки в 20%. То есть, в переводе на русский язык, траты на трансферы в Мадриде соответствуют получаемым доходам и прогрессируют вместе с ними. Более-менее. Другим показателем является итоговая прибыль. Удается ли клубу выходить в плюс или нет. С ней у Реала полный порядок:
Более того, Реал является одним из наиболее прибыльных клубов в мире.
Да, прибыли Арсенала во многом от продаж игроков, от «режима экономии» и тп, но это к делу не относится. Важнее тот факт, что две другие успешные команды последних лет Реал существенно опережает по прибыльности. Следовательно, модель работает. А значит, Реал все-таки платит адекватные деньги за игроков, хотя с первого взгляда так может и не казаться.
На этом можно было бы и закончить. Но я люблю послесловия и какие-то «авторские итоги». Про трансфер Бейла и его причины, с моей точки зрения, я немного написал в форуме «бизнес футбол». Коротко говоря, Бейл нужен спонсорам Реала, прежде всего Адидасу. Знаете, иногда бывает, что метод достижения цели сам по себе становится важнее этой цели. Чисто по-футбольному, мне кажется, при всех Ди Мариях, Озилах, Иско и тп, Реалу куда больше подошел бы Кавани на место форварда. Стоил он дорого, но куда дешевле Бейла. Но на нем не заработаешь, он не такой «маркетабельный». Суарез тоже не так интересен главным спонсорам Реала. Поэтому мадридский клуб вначале и обратил свое внимание на Неймара, который хотя и не играл в Европе, имел огромный коммерческий потенциал. В том числе в Азии. Но бразилец захотел уйти именно в Барселону, и Реал был вынужден гнаться за более дорогим вариантом номер два. За Бейлом.
Много лет назад мадридский клуб выбрал интересную стратегию развития футбольного бизнеса, тех самых «галактикос», все было успешно и в плане трофеев, и в денежном плане. Однако, меня не покидает чувство, что Реал в некоторой мере стал «пленником» собственного вектора развития, даже «жертвой». Ну об этом, может быть, я поведаю в другое время, да и в другом месте.
А учитывая их несомненное сходство, игровое и имиджевое, и то, как сам Бэйл к этому сходству стремится (видно невооруженным взглядом), мне кажется, нахождение в одной команде с оригиналом может на него отрицательно повлиять - сразу разница будет видна.
На футболках - ничего толком не заработаешь. Разве что на кукис с шоколадом, который на заправках BP продается. Вот МЮ, глобальный бренд, один из главных продавцов футболок, заработал, в смысле прибыли после налогов, всего 600 тысяч фунтов(700 тыс евро) всего за год(2012-й). Это при выручке в 20,7 млн фунтов. Это и футболки, и брелки, и все-все-все, плюс еще фут школы. 600 тысяч. Это прибыль после налогов. У Реала, Барсы и других ситуация аналогичная. Как так? Дело в том, что в бизнесе часто бывает "второе дно". Ну это я так называю. Вот, например, с рестораном, там ведь именно прибыли в первую очередь на алкоголе делают. Еды там потребляют больше, но ее покупать, готовить и тп. Высокие операционные расходы. И с футболками такая же фигня. Сложно на них заработать именно футбольным клубам. А с другой стороны есть алкоголь. А него просто тупо сделай наценку в 2-3 раза - и профит, как говорится. Вот и клубы вроде продают футболки, но зарабатывают на спонсорствах. Именных(на футболке) и технических(найк, адидас). Ведь продав 1,5 млн футболок(так в год лидеры продаются, вроде) ты, по сути, продал 1,5 млн рекламных мини-билбордов. Ну а технические спонсоры таким образом свой имидж поднимают и клиентов в магазины тянут. Они благодаря большому тоннажу товаров(мировая выручка Найка ого-го какая) как раз добиваются хороших прибылей.
Вот такой бизнес этот мерчендайзинг, я сам думал, что клубы поднимают на продаже товаров хотя бы десятку миллионов в прибылях. Ан нет, не так все просто:)
Ну и безотносительно игры Бейла, с точки зрения финансового выхлопа, такой "широкий" жест сам по себе обернётся для Реала дополнительными прибылями, он подчеркнёт стабильность, платежеспособность, значимость клуба в глазах в том числе и тех источников прибыли, которым плевать на игру под названием футбол.
Тут многие его сильно недооценивают. Как оно сложится, еще посмотреть нужно будет, немало и от игры зависит, но потенциал Бейла громадный. Это на примере тех же контрактов с BT и NBC видно отлично. Обе компании вложили гигантские деньги в АПЛ. И именно Бейла выбрали рекламным лицом, хотя он на тот момент не играл в настоящем гранде. Бейл уже, еще в прошлом году, привлекал огромное количество коммерческого дохода. Собственно, и такое нежелание Леви его отпускать, оно не только с игрой связано. У Шпор многие спонсорские сделки короткие(стратегия клуба, они хотят если в ЛЧ пробьются иметь возможность максимизировать доход), и они уже сильно завязаны на Бейле. А переход в топ-клуб да еще за рекордные деньги может очень сильно его коммерческую значимость поднять. Я не раз встречал мнение, что в рекламном плане наиболее интересные звезды второго ряда в футболе - это именно Неймар и Бейл. Ройс, Гетце, там кто еще, ну кто-то там еще, там Азар и другие, могут быть и более талантливыми. Но раскрутить их, как тех двух, удастся вряд ли.
Поэтому считать одного конкретного роналду бесполезно. С точностью именно его вклад невозможно вычленить даже если иметь всю внутреннюю служебную инфу реала.
Правильней считать отбиваются ли трансферы в целом. Тогда да, это уже было бы достаточно достоверно и репрезентативно. И подсчитать просто: покрывает ли чистая прибыль Реала отрицательное сальдо по трансферам (естественно не за один конкретный год - понятно, что за год скажем такую трансферную кампанию как в 2009-м не отобьёшь). Но скажем взять тот же период с 2009 по настоящий момент.
было бы интересно)
Тут еще важный момент, что Дэвид карьеру закончил. На его место в Азии, США нужна новая звезда. Бейл в этом плане вполне и подойти может. Он будучи в Шпорах, клуб который редко в ЛЧ светиться получал очень значительные контракты. От того же BT Sport. Если он перейдет за рекордные деньги, да еще в Реал, то кумиром, идолом может стать очень быстро. Но это в "бизнес-плане". Как он там играть будет, и чего добьется с ним Реал - это уже вопросы другие, на них никак не ответить:)
Так-то я согласен, что за Бейла сильно переплачивают.
Ну и да. Анализировать прирост выручки в процентах тоже нельзя. Рынок не резиновый. Эффект масштаба.
Нужно учитывать конкурентную среду. Пиар бундеслиги, возрождение итальянского футбола, становление Лиги 1 и гегемонию АПЛ.
А кроме того, реальные дела на поле нужны хотя бы для того, что спорт для этого и создан. Стараться выиграть титулы. А не получить лишние несколько миллионов за ещё одну нашивку на рукаве футболки. Тот же Бекхем, перейдя в реал, начал резко заканчивать с футболом и уже больше рекламировал трусы, чем играл. Вроде бы круто - коммерческий успех. Но какое это отношение имеет к результатам? В тот момент Реал рвала Барселона Райкарда. Футбольный клуб - это не условный цементный завод. Одной прибыли маловато. Даже если каждый год клуб в большом плюсе по прибыли, то это не стоит ничего в том случае, если клуб ничего не выигрывает в это же время.
Вот только сомневаюсь, что правильно выделять некую отдельную финансовую эпоху Бекса в Реале. В одно время с ним в Реале были не менее медийные персоны Роналдо и Зидан. ВСе вместе они вносили вклад в эти цифры. В 2007 вместе ушли Роналдо и Бекс - вот и спад в 2008. Оба внести свою лепту в него. Кто больше, не ясно. Во время Бекса прирост выручки кстати резко колебался. Вон в 2006 был резкий спад, а в 2007 наоборот резкий скачок. За счет чего непонятно. А какое резкое падение с 2005 по 2006 год. Так что эти графики без усов не очень показательны.
С Роналду проще. Хотя и Кака тоже свой вклад внес.
Но если говорить о Кака конкретно, то его вклад не слишком большой, особенно в сравнении с Роналду. Можно сказать, что все съелось зарплатой, на которую он в Реале толком и не наиграл:) Хотя так-то верно, он тоже помог клубу доходы нарастить.
Но на Вашу статью ссылка будет ))
На футболках - ничего толком не заработаешь. Разве что на кукис с шоколадом, который на заправках BP продается. Вот МЮ, глобальный бренд, один из главных продавцов футболок, заработал, в смысле прибыли после налогов, всего 600 тысяч фунтов(700 тыс евро) всего при выручке в 20,7 млн фунтов. За год. Это и футболки, и брелки, и все-все-все, плюс еще фут школы. 600 тысяч. Это прибыль после налогов. У Реала, Барсы и других ситуация аналогичная. Как так? Дело в том, что в бизнесе часто бывает "второе дно". Ну это я так называю. Вот, например, с рестораном, там ведь именно прибыли в первую очередь на алкоголе делают. Еды там потребляют больше, но ее покупать, готовить и тп. Высокие операционные расходы. И с футболками такая же фигня. Сложно на них заработать именно футбольным клубам. А с другой стороны есть алкоголь. А него просто тупо сделай наценку в 2-3 раза - и профит, как говорится. Вот и клубы вроде продают футболки, но зарабатывают на спонсорствах. Именных(на футболке) и технических(найк, адидас). Ведь продав 1,5 млн футболок(так в год лидеры продаются, вроде) ты, по сути, продал 1,5 млн рекламных мини-билбордов. Ну а технические спонсоры таким образом свой имидж поднимают и клиентов в магазины тянут. Они благодаря большому тоннажу товаров(мировая выручка Найка ого-го какая) как раз добиваются хороших прибылей.
Вот такой бизнес этот мерчендайзинг, я сам думал, что клубы поднимают на продаже товаров хотя бы десятку миллионов в прибылях. Ан нет, не так все просто:)
Можно сказать ключевое. Недостаточно данных для каких-либо выводов.
Кризис - как один из факторов. В любом случае их больше. И вес такого фактора как приход/уход футболиста в общей доле выручки не представляется возможным определить, не зная ни количества факторов, ни их влияния на выручку.
Реал монополист? Нет
Так что конкуренция не может не влиять.
К тому же, Реал не только на правах от телетрансляций живет. Это только 30% от совокупной выручки. Не стоит так же забывать упомянутые выше коммерческие доходы. Челси заключил рекордный контракт с Адидасом, а не Реал. Конкуренция на лицо. С титульниками тоже самое