3 мин.

Не такой, как все. О Шипулине, который вырос в звезду

Фото: РИА Новости/Евгений Тумашов/СБР

Российские биатлонисты не побеждали на Кубке мира с января 2013-го. Понятно, что когда соревнований нет восемь месяцев в году, дата не выглядит слишком уж страшной. Но по сути – это сезон, просто не цельный, а собранный из двух фрагментов. Долго.

Унылая серия началась с Шипулина и сегодня – вот так запоздало – им же прервалась. Есть тут, пожалуй, не только символичность, но и справедливость. Справедливо, что выиграл именно Антон. Не потому что другие не достойны – просто он достоин гораздо больше.

Впереди – два с лишним этапа, которые могут вместить многое. Возможно, из недр сборной вынырнет еще кто-то вроде Дарьи Виролайнен. Возможно, Александр Логинов наконец-то справится с нервами в спринтах – их, кстати, пробегут еще трижды. Возможно, всем все доказавшая женская команда где-то раздобудет победу (результат рупольдингской эстафеты наверняка аннулируют из-за участия в ней Ирины Старых). Но в целом, сезон и вместе с ним олимпийский цикл можно помаленьку итожить.

За прошедшие четыре года в российском биатлоне вырос лишь один человек, которого с минимумом натяжек можно считать звездой, – Шипулин.

Больше всех подиумов и побед в мужском составе, три личных медали ЧМ, стабильное нахождение в топ-10 тотала (а теперь – даже реальная борьба за вторую позицию) – это материальная сторона. И видя сегодняшнее состояние Антона, особенно неприятно, что на Олимпиаде он не добавил в личную статистику ничего существенного.

Есть и вторая сторона – харизмы, авторитета, лидерских качеств. По этим параметрам Антон добавил как никто другой в команде.

Без лишних фамилий, но по многим людям в сборной видно, что прожить несколько лет и повзрослеть – не одно и то же. Шипулину все еще свойственны подростковые киксы и нудные плачи по ним, но он явно помудрел и многому научился. Что еще?

Еще избавился от странной закомплексованности. Сейчас-то сложно вспомнить, а ведь год назад по ходу ЧМ Антон растерянно бормотал нам: я такой, как все, в нашей команде все равны, лидера нет, он и не нужен, а бегать четвертый этап эстафеты я боюсь. Теперь уж кем-кем, а трусом его не назовешь. Еще?

Дорос до принятия неочевидных решений – это про уход из сборной на самоподготовку. Прошел десяток рабочих месяцев: пять из них Антон провел у Николая Лопухова, пять – у Валерия Польховского. Чья роль значительнее и как сложилась бы жизнь без осеннего трансфера – толком не ответит, наверное, и сам спортсмен. Лидерство в команде осталось за ним, да и вообще самыми заметными фигурами в сезоне стали те, кто решился на серьезную перемену в подготовке, – Шипулин и Вилухина. И еще?

Почувствовал собственный авторитет и статус – и теперь сам себе позволяет публично рассуждать, с кем пора прощаться, а кто может пригодиться. С одной стороны, наглость, с другой – продуманный, в меру резкий ответ по существу – не самая привычная вещь для нашего биатлона.

Когда-нибудь Шипулин добавит и в чистой результативности – ярких гонок ему все еще недостает. Но его, по крайней мере, всерьез волнует самоутверждение. Антон и так лучший – в крепкой, но довольно приземленной и пассивной команде, где привыкли радоваться малому и отвыкли искать мотивацию чаще раза в год.

Здорово, что хотя бы для Шипулина олимпийский сезон не закончился одновременно с Олимпиадой.

Полные результаты победной гонки преследования Шипулина в Поклюке