11 мин.

Сказка о мнимом принце

Регулярный чемпионат приближается к экватору. Во многих случаях происходящее на площадке заставляет вспоминать забавное определение «Lockout Ball», что не мешает сильнейшей лига мира активно генерировать увлекательные сюжеты и волнующие события. Стремительное восхождение Джереми Лина в момент стало самой яркой историей сезона-2011/2012.

«Что за Лин? Ни малейшего понятия». Что вы знали о нем до февраля? Незадрафтованный второгодка из Гарварда. Прошлый сезон просидел на скамейке «Голден Стэйт», периодически отлучаясь в D-Лигу. 9 декабря 2011-го, сразу же после официального окончания локаута калифорнийцы отчислили паренька, расчищая платежку для подписания дорогостоящего центрового. Через три дня Лин был завербован «Хьюстоном», но не продержался там и двух недель – техасцы расстались с ним по той же причине, что и «Уорриорз». 27 декабря скитальца подобрал «Нью-Йорк»…

Сегодня он главный спортивный герой Америки. Из-за Лина в Большом яблоке, кажется, забыли даже о победе местных «Джайнтс» в Супербоуле, не говоря уже о восстанавливающемся «спасителе» Бэроне Дэвисе. За неделю его аудитория в Твиттере увеличилась на 60 тысяч фолловеров. Интернет сотрясается в экстазе распаленных фанатов, склоняющих фамилию «Lin» на все лады. В опросе NBA.com «Кого из молодых разыгрывающих вы хотели бы видеть во главе своей команды» нью-йорский самородок набирает без малого половину голосов, оставив позади Рикки Рубио, Кайри Ирвинга и Джона Уолла. Ему посвящают песни. Его называют надеждой легендарного клуба, продолжателем традиций великого Уолта Фрейзера. Это даже не Голливуд. Это сказка. В самом деле, давайте пройдем по пути Джереми Лина и убедимся в том, что случившееся с ним – самая что ни на есть волшебная сказка.

Экспозиция

В экспозиции сказки следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. В экспозиции присутствуют стабильно 2 поколения – старшее и младшее.

Фото:

Жил однажды на свете обыкновенный компьютерный инженер Джи-Мин и была у него жена Ширли. Джи-Мин и Ширли эмигрировали в США из Тайвани в середине 70-х. Надо сказать, что подобно большинству азиатов, Лины не отличались богатырским телосложением (оба ростом 168 см). Любовь к баскетболу Джереми – среднему из трех сыновей Джи-Мина и Ширли – привил отец. Настоящий «Basketball Junkie», Джи-Мин начал следить за НБА еще до переезда в Штаты – по тайваньскому телевидению демонстрировались программы с лучшими моментами наиболее важных матчей. Именно отец отвел 5-летнее дитя в его первую баскетбольную секцию в калифорнийском Пало-Альто, где обосновалась семья Линов.

Поначалу Джереми не проявлял особого желания возиться с оранжевым мячом. По словам старшего брата Джошуа, половину матчей детского чемпионата будущая звезда «Никс» провела «мирно стоя в середине площадки и посасывая средний палец». На этом все могло бы и закончиться. Даже Ширли Лин перестала посещать игры с участием отпрыска. Уязвленный Джереми стал уговаривать маму вернуться на трибуну. Та согласилась, но с одним условием: теперь сын должен будет отдавать на площадке все свои силы. В первой же встрече после «возвращения» малыш набрал максимально возможное согласно правилам детской лиги количество очков. По мнению Джошуа этот эпизод стал поворотным и символичным для его брата. Противоречивой карьере Джереми суждено изобиловать схожими сюжетами: резкие взлеты здесь будут непостижимым образом соседствовать с болезненными падениями.

Завязка

Завязка сказки – это событие, которое является началом действия. Она или выявляет уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт конфликты. Главный герой обнаруживает потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда.

Школу Пало-Альто Лин закончил в ранге лидера и капитана баскетбольной команды, завершившей сезон-2005/2006 с рекордным для себя показателем 32-1. Джереми разослал резюме во все колледжи так называемой «Лиги плюща», Калифорнийский университет в Беркли, а также в Стэнфорд и любимый ЮСиЭлЭй, куда он, собственно, и мечтал поступить. К сожалению для Лина, Браун и Гарвард оказались единственными учреждениями, где заинтересовались его кандидатурой и предложили места в своих баскетбольных программах. Джереми выбрал Гарвард, старейший университет США, который, равно как и другие представители «Лиги плюща» не выплачивает студентам спортивную стипендию.

Гарвардский университет – одно из самых известных в мире учебных заведений. Это альма-матер, ни много ни мало, 8 президентов США. Гарвард занимает первую строчку по числу выпускников, ставших миллиардерами. С громким именем, так или иначе, связаны 75 лауреатов Нобелевской премии. Но для Джереми важнее было другое: спортивные достижения элитарной организации куда скромнее ее академической славы. На счету всего двух гарвардцев, пробившихся в НБА значились 54 матча в лиге. Последний из них датирован 1954 годом. Не надо быть гарвардским выпускником, чтобы понять: новоиспеченный разыгрывающий «Кримсон» оказался весьма далек от того, чтобы забивать «Лейкерс» 38 очков в сходящем с ума «Мэдисон Сквер Гарден». Если уж на то пошло, Джереми имел гораздо больше шансов стать президентом Соединенных Штатов, нежели попасть в Ассоциацию, ведь на четырех выпускников-президентов здесь приходится всего один игрок НБА.

В первых двух сезонах упорный Лин заработал статус ведущего исполнителя «Лиги плюща». Финальный оказался и вовсе фантастическим: скромная команда Гарварда добилась самого впечатляющего результата в своей истории, а ее лидер претендовал на звание лучшего игрока года. Впервые столкнувшийся с истерией – тогда еще в скромных масштабах – вокруг собственной персоны Лин констатировал: «Самое удивительное во всей этой истории… в значительной степени все».

Окончив Гарвард в 2010-м со степенью по экономики, Джереми выставил свою кандидатуру на драфт. Восемь команд просматривали Лина до церемонии во всевозможных спаррингах, но впечатлить тренеров в неудобном для себя формате тренировок он не сумел. У менеджеров Ассоциации сложилось стойкое предубеждение, что азиато-американский разыгрывающий не сможет добиться успеха в лиге, где царят преимущественно черные ребята. То, что гарвардский уникум снова окажется невостребованным, судя по всему, было известно заранее. Где-то между пятым и восьмым пиками первого раунда Джереми позвонил генеральный менеджер «Далласа» Донни Нельсон и предложил присоединиться к техасцам в Летней лиге.

Развитие сюжета

Развитие сюжета сказки – это поиск потерянного или недостающего.

Джереми отыграл за «Маверикс» все 5 матчей в Летней лиге, продемонстрировав приличную статистику, в частности, лучший среди партнеров процент попадания с игры. Но более всего он запомнился дуэлью с первым номером драфта Джоном Уоллом. Лин выступил не только эффективнее разрекламированного визави, но и одержал моральную победу: в конце встречи собравшиеся в едином порыве переживали за незадрафтованного выскочку. По окончании турнира доказавший свою профпригодность Джереми получил предложения от нескольких команд, среди которых значились «Маверикс» и «Лейкерс». Однако Лин предпочел им «Уорриорз», за которых болел с детства.

Провал сменился очередным подъемом. Лин вернулся домой, на север Калифорнии, населенный огромным количеством азиато-американцев, для которых тут же стал культовым персонажем. Добрый молодец влился в ряды любимой команды и подписал трехлетний контракт с Nike. Джереми получил колоссальную поддержку не только азиатского сообщества, но и владельца «Голден Стэйт» Джо Лэйкоба. Большие ожидания Лина от дебютного сезона подтверждались полушутливым заявлением: «Хочу попасть на Матч всех звезд в этом году».

Фото:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В Окленде новичок «воинов» столкнулся с серьезным давлением. Чуть ли не каждое его появление на паркете толпа встречала стоячей овацией, касания мяча сопровождались одобрительным гулом. От желающих взять интервью не было отбоя. На каком-то этапе сотрудникам клуба пришлось отвечать отказом на бесчисленные запросы журналистов, дабы сохранить концентрацию подопечного. Впрочем, главной причиной фальстарта стало даже не это. Раскрыться, играя в одной команде с такими яркими индивидуалистами, как Стивен Карри и Монта Эллис – непростая задача для любого защитника. Итоговая статистика дебютного чемпионата не впечатляет: 29 матчей, менее десяти минут в среднем за игру, суммарные 76 очков, 38% реализации, три ссылки в D-Лигу.

О злоключениях Лина после окончания локаута говорилось выше. 27 декабря 2011-го Джереми обнаружил себя в «Нью-Йорке», где в отсутствии травмированного Аймэна Шумперта стал третьим разыгрывающим после Тони Дагласа и Майка Бибби. Ничто не предвещало, что в новом году Лин начнет новую жизнь. Во второй половине января «Никс» угодили в кризис, проиграв девять из последних десяти матчей месяца. Сам разыгрывающий успел еще раз поучаствовать в баталиях D-Лиги. 4 февраля нещадно критикуемые, обосновавшиеся в нижней части Восточной конференции нью-йоркцы (8-15) принимали принципиального соперника «Нью-Джерси».

Кульминация

Кульминация сказки – момент наивысшего напряжения сюжета. Кульминация состоит в том, что главный герой сражается с противоборствующей силой и всегда побеждает её.

Фото: /Ray Stubblebine

О том, что случилось дальше, вы знаете сами. Получив шанс в поединке с «сетями», Лин переключился в режим «завоевание мира». Он стал «подкармливать» Тайсона Чендлера или же находил на дуге одиноких снайперов, обрушивших на вражеское кольцо град трехочковых. Если партнеры оказывались закрытыми, бодрый второгодка врывался в штрафную, завершая проходы убийственной правой рукой. Статистика, еще недавно покрывавшегося паутиной на дальнем углу скамейки Лина, в пятиматчевой победной серии поражает воображение: 26,8 очка, 8 передач, 51% с игры. Джереми покорились сразу несколько рекордов. Выступление Лина признано феноменальным. Каким образом сказка стала былью?

Даже в сказке победа немыслима без помощи со стороны и применения волшебных средств. В роли своеобразного помощника Лина выступил главный тренер «Нью-Йорка» Майк Д’Антони. Известно, что атакующая система авантюрного наставника предполагает наличие классического первого номера, умеющего отдать передачу и завершить атаку собственноручно. В таком случае хорошо становится всем: командный механизм, поскрипывая, приходит в действие, а запустивший его плеймейкер выходит на новый уровень. Рэймонд Фелтон служит отличным примером, подтверждающим данный тезис. У Д’Антони 5 пик драфта-2005 добывал 17 очков и 9 передач, попав в расширенный список кандидатов на участие в Матче всех звезд. Показатели Рэя в составе «Блэйзерс» Нэйта Макмиллана гораздо скромнее (10+6).

Среди волшебных средств выделяются специфический дриблинг и координация Лина. Несмотря на довольно внушительные габариты, Джереми способен резко менять направление и скорость движения с мячом, раз за разом оставляя соперника не у дел. В свою очередь это, а также редкое для молодого исполнителя понимание игры позволяет ему быть чрезвычайно эффективным при пик-н-роллах и в стадии завершения атак.

Вот как сам Лин характеризует свой стиль: «Я плеймейкер. При этом я всегда нацелен на кольцо. Я стараюсь быть во всех местах одновременно». Нью-йоркский проповедник ран-н-гана нуждался именно в таком разыгрывающем, и он его чудесным образом обрел. Получивший от наставника карт-бланш Лин ответил коучу взаимностью, ведь во многом благодаря его стараниям висевший на волоске от увольнения Майк заручился кредитом доверия руководства.

Джереми Лин не обращал внимания на сопровождавшие всю его карьеру проявления расизма. Он пробился в лигу через не славящийся баскетбольными традициями Гарвард, став первым американцем китайского происхождения в НБА. Джереми не сломался после катастрофы на драфте и провального дебютного сезона. Всего за неделю Лин стал для американцев баскетбольным аналогом Тима Тибоу. Сегодня парень, который намедни был близок к третьему подряд отчислению за два месяца, которого не признавали и отказывались пропускать на арену секьюрити «MSG», является кумиром и примером отнюдь не только для азиатской публики. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Развязка

Развязка сказки – исход событий, решение противоречий сюжета, преодоление потери или недостачи. Обычно герой в конце «воцаряется» – то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Самое неправдоподобное в сказках – не сюжеты, а счастливый конец. Развязка волшебной истории Лина как раз то место, которое рискует отойти от канонов жанра.

Герой «Сказки о мнимом принце» Вильгельма Гауфа – простой портной Лабакан, возомнивший себя принцем. Благодаря обману (этот инструмент к Лину никакого отношения не имеет) и удачному стечению обстоятельств ему удалось пробраться во дворец султана и выдать себя за наследника. Но в конце концов объявился всамделишный принц Омар и доказал, что именно он является истинным сыном султана. Простое испытание, устроенное ему султаншей, показало, что Лабакан не принц, а всего лишь портной.

Очень скоро нью-йоркский наследный принц Омар и султанша устроят Лину «испытания». Породистые особы заберут у него мяч, и он не будет совершать по 20 попыток за игру. Выяснится, что у Джереми хромает бросок, что он слабо владеет левой рукой, оттого до боли предсказуем. Когда буйство статистики закончится, откроется, кроме прочего, что Лин допускает великое множество потерь. Да и вообще, он все еще остается неопытным второгодкой с ничтожной игровой практикой. Рано или поздно выяснится, что Джереми Лин – не принц.

Фото:

Вернувшись в родной город, Лабакан пережил непростые времена, но сумел встать на ноги. Он купил дом и открыл мастерскую, прослыв самым искусным мастером в округе. Так и жил Лабакан, довольный собой, уважаемый согражданами… Честно говоря, такой расклад кажется оптимальным для Джереми Лина и «Нью-Йорка». Интересно, сумеет ли он стать хорошим портным? Но это уже совсем другая сказка.